Российский художник-пейзажист. Сценограф. Педагог. Родоначальник «Русского авангарда». Один из организаторов объединения художников «Бубновый валет». Создал собственный тип футуристического панно, рассматривающего мир как калейдоскоп изменяющихся красок и форм.
Аристарх Лентулов родился 16 января 1882 года в селе Черная пятина, Пензенская область. Мальчик вырос в семье священника. В юном возрасте увлекся рисованием. После школы, обучался живописи в Пензенском художественном училище имени Николая Селиверстова. Затем, получил диплом Киевского художественного училища и студии Дмитрия Кардовского в Петербурге.
Лентулов являлся одним из организаторов объединения художников «Бубновый валет» в 1910 году. Его ранние картины близки по духу картинам-панно в духе кружка «Голубая роза». Переработав идеи кубизма и фовизма, Аристарх создал собственный тип футуристического панно, рассматривающего мир как калейдоскоп изменяющихся красок и форм.
В 1911 году художник решил продолжить свое образование в Париже, где поступил в Академию живописи «Ла Палетт». Аристарх увлекался творчеством таких признанных мастеров, как Эжен Делакруа и Теодор Жерико, а с Фернаном Леже и Анри ле Фоконье имел приятельские отношения. Французы прозвали Лентулова «футуристом a la russe». Особо сильное влияние, которое в полной мере проявилось позже, оказал на художника Робер Делоне.
Кубизм стал для Лентулова открытием и источником вдохновения. По возвращении в Россию создал целую серию натюрмортов, в которых пространство было максимально абстрагировано, а цветовая сочность и насыщенность играют главенствующую роль.
В 1912 году Лентулов понял, что знакомство с западными шедеврами словно развязало ему руки. Мастер писал легко, свободно, вдохновенно, щедро наполняя свои картины солнечным светом. В этот период создал ряд ставших знаменитыми панно, архитектурные пейзажи: «Москва», «Звон», «Василий Блаженный». Особенность их: ощущение звона, шума, гула. Обращает внимание озаренность удивительным, буквально сказочным светом. Архитектурные картины сопоставимы с народными сказками. В картинах использовались кусочки бумаги, ткани и фольги.
Революция виделась художнику как некий праздник обновления. Аристарх Васильевич некоторое время работал в качестве сценографа, оформив в 1918 году постановку режиссера Александра Скрябина «Прометей» в московском Большом театре, «Испанского священника» Джайлса Флетчера во втором московском художественном академическом театре.
Как педагог Лентулов на протяжении двадцати пяти лет плодотворно работал в Высших художественно-технических мастерских и других художественных институтах. В станковой живописи Аристарх Васильевич преуспел как прекрасный пейзажист. Его работы близки экспрессионизму. Параллельно, попытался писать в духе социального реализма, но безуспешно.
В 1926 году вступил в Ассоциацию художников революционной России. С 1928 года на протяжении четырех лет являлся организатором и председателем Общества московских художников, куда вошли многие участники группы «Бубновый валет». В 1933 году в Москве прошла персональная выставка Лентулова, посвященная 25-летию художественной деятельности
Аристарх Васильевич Лентулов в 1942 году перенес тяжелую операцию, впоследствии которой скончался 15 апреля 1943 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище столицы.
Картины художника в настоящее время ценятся весьма дорого. В 2013 году его картина «Церковь в Алупке» продалась на международном аукционе Christie’s за 3,5 миллиона долларов. В 2014 году за такую же сумму, но уже на аукционе Sotheby′s проданы «Дети с зонтами».
Известные ученики Аристарха Лентулова
Белютин Элий Михайлович
Лабас Александр Аркадьевич
Тутеволь Клавдия Александровна
Творчество Аристарха Лентулова
Избранные работы
«Купальщицы на Суре», 1909, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого;
«Автопортрет в красном», 1908, ГРМ;
«Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года», 1912, Собрание П. О. Авена;
«Синий кувшин и фрукты», 1913, ГТГ;
«Самовар. Натюрморт», 1913, ГРМ;
«Василий Блаженный», 1913, ГТГ;
«Астры», 1913, ГТГ;
«Кисловодский пейзаж со створками дверей в центре (Пейзаж с воротами)», 1913, ГТГ;
«Церковь в Кисловодске», 1913, Пермская государственная художественная галерея;
«Москва», 1913, ГТГ;
«Победный бой (военное панно)», 1914, Собрание П. О. Авена;
«Звон», 1915, ГТГ;
«Нижний Новгород», 1915, ГТГ;
«Автопортрет», 1915, ГТГ;
«У Иверской», 1916, ГТГ;
«Портрет неизвестной в голубом платье», 1916;
«Кипарисы (Замок в Алупке)», 1916, ГТГ;
«Пейзаж с красным домом», 1917;
«Башни Ново-Иерусалимского монастыря (Церкви Нового Иерусалима)», 1917, ГРМ;
«Монастырь. Архиерейский дворик в Новом Иерусалиме», 1917, ГРМ;
«Ворота с башней. Новый Иерусалим», 1917, ГТГ;
«Тверской бульвар. Страстной монастырь», 1917, ГТГ;
«Женщины и фрукты», 1917, Рязанский областной художественный музей;
«Женский портрет (Портрет актрисы О. В. Гзовской)», 1918, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого;
«Пейзаж с красным домом», 1918, ГРМ;
«Автопортрет со скрипкой»;
«У Черниговской», 1919-1920, ПЗИАХМЗ;
Портрет А. Я. Таирова. 1920;
«Крекинг нефтеперегонного завода», 1931, ГТГ;
«Ночь на Патриарших прудах», 1928, ГТГ;
«Страстная площадь ночью», 1928, ГРМ
«Закат на Волге», 1928;
«Солнце над крышами. Восход», 1928;
«Овощи», 1933, ГТГ
Улица Лентулова в Москве.
Улица Лентулова в г. Нижний Ломов Пензенской обл.
В Нижнем Ломове сохранился дом, где жил Лентулов. На фасаде установлена памятная доска.
Жена - Мария Петровна Рукина.
Дочь - Марианна, искусствовед, историк искусства, писатель.
Правнук по линии дочери - Лентулов Федор Александрович, художник
Сын от первого брака - Аполлон, актер немого кино, играл в Московском Театре Сатиры.