Лео Делиб
Clément Philibert Léo Delibes

Французский композитор. Член французской Академии изящных искусств. Профессор парижской музыкальной консерватории. Создатель балетов, опер, оперетт. Стихией композитора являлся музыкальный театр, а его имя стало синонимом новаторских тенденций в балетной музыке XIX века.


Биография

Клеман Филибер Лео Делиб родился 21 февраля 1836 года в городе Сен-Жермен-дю-Валь, Франция. Мальчик вырос в музыкальной семье. Его дед являлся солистом парижского театра, а дядя органистом. Начальное музыкальное образование ребенку дала мать. В 1847 году, после смерти отца, подросток переехал с матерью в Париж и поступил в консерваторию в класс композиции. Одновременно занимался по классу фортепиано и по классу органа.

С 1853 года Лео работал пианистом-концертмейстером «Театра лирик» и церковным органистом в парижских соборах. Параллельно давал уроки игры на фортепиано, участвовал в качестве пианиста в бальных празднествах. Среди первых сочинений Делиба: оперетты «На два су угольков» и «Шесть девиц на выданье», где среди музыкальных номеров особо выделялся остроумный дуэт-пародия на оперу «Цампа» Герольда, и «Две старых сиделки».

В одноактных комических миниатюрах проявилось драматургическое мастерство композитора: острое ощущение театральной формы, умение рельефно обрисовать характер каждого персонажа, живость и демократизм мелодического языка, впитавшего черты городского фольклора. Внимание публики и критики привлекла одноактная комическая опера «Месье Гриф-фар» 1857 года. Это произведение, написанное в стиле итальянской оперы-буффа, отличается чисто французской ритмической изобретательностью, мелодическим изяществом.

В середине 1860-х годов молодым композитором стали интересоваться музыкально-театральные деятели Парижа. Его пригласили работать вторым хормейстером в «Гранд Опера». Тогда же, совместно с Людвигом Минкусом написал музыку балета «Ручей» и дивертисмент «Путь», для великолепного балета «Корсар» Адольфа Адана. Эти произведения, талантливые и изобретательные, принесли Делибу заслуженный успех.

Однако следующее сочинение композитора «Гранд Опера» приняла к постановке только через четыре года. Им стал балет «Коппелия», или «Девушка с эмалевыми глазами» по новелле Теодора Гофмана «Песочный человек». Именно этот балет принес Делибу европейскую популярность и стал рубежным произведением в его творчестве. Известность композитора упрочилась еще более после создания им балета «Сильвия» по драматической пасторали Торквато Тассо «Аминта».

«Коппелия» опирается на бытовой сюжет, хотя и недостаточно последовательно развитый. В «Сильвии» мифологические мотивы разработаны весьма условно и сумбурно. Тем более велика заслуга композитора, создавшего вопреки этому далекому от реальности, драматургически слабому сценарию жизненно сочную партитуру, цельную по выражению. Музыка обоих балетов отличается яркими народными чертами. В «Коппелии», согласно сюжету, использована не только французская мелодика и ритмика, но и польская: мазурка, краковяк в первом акте, и венгерская: баллада Сванильды, чардаш. Здесь более заметна связь с жанрово-бытовыми элементами комической оперы. В «Сильвии» же характеристические черты обогащены психологизмом лирической оперы.

Лаконизм и динамика выражения, пластичность и красочность, гибкость и четкость танцевального рисунка: таковы лучшие свойства музыки Лео Делиба. Композитор являлся крупным мастером в построении танцевальных сюит, отдельные номера которых связаны инструментальными «речитативами», пантомимными сценами. Драматизм, лирическая содержательность танца сочетаются с жанровостью, насыщая партитуру активным симфоническим развитием. Такова, например, картина ночного леса, которой открывается «Сильвия», или драматическая кульминация первого акта. В то же время праздничная танцевальная сюита последнего акта представляет замечательные картины народного торжества и веселья.

Широкую популярность снискали и оперы Делиба: «Так сказал король», «Жан де Нивель», «Лакме». Последняя, явилась самым значительным оперным произведением композитора. Сюжет оперы взят из жизни индийцев. Им противопоставлены англичане-колонизаторы, обрисованные в слегка иронических тонах, средствами, близкими комической опере, подчас даже оперетте. Самые яркие страницы оперы связаны с изображением душевного мира героини и ее окружения. Тонко переданный «восточный» колорит, изящно очерченный, с налетом элегичности, образ героини, выразительная характеристика сурового жреца Нилаканты: все это, вместе с красочной оркестровкой, ставит «Лакме» в ряд лучших французских ориентальных опер.

Наряду с композицией, Делиб много внимания уделял педагогической работе. С 1881 года являлся профессором Парижской консерватории. Доброжелательный человек, мудрый педагог оказывал большую помощь композиторской молодежи. В 1884 году стал членом Академии изящных искусств Франции. Последним сочинением Делиба оказалась опера «Кассия», которую композитор не успел завершить. Ее закончил Жюль Массне через два года после смерти маэстро.

Лео Делиб скончался 16 января 1891 года в городе Париж. Похоронен великий композитор на знаменитом кладбище французской столицы Монмартр.

Творчество и его оценка

Творчество и его оценка

Тринадцать первых небольших опер не принесли Делибу большой славы. Настоящая его известность началась с 1865 года, после его кантаты «Alger» и в особенности после балета «Источник» (фр. La source), поставленного в 1866 году в Большой парижской опере. Делиб внес в область балета много благородства, изящества и симфонического интереса.

Среди балетов Делиба особое место занимают «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» и «Сильвия, или Нимфа Дианы». Сюжет «Коппелии» основан на новелле «Песочный человек» Э. Т. А. Гофмана, посвященной судьбе старого доктора Коппелиуса и его куклы Коппелии.

Действие балета «Сильвия», завершенного в 1876 году, происходит в Греции. Двумя этими балетами Делиба восхищался Чайковский, который писал про «Сильвию» так: «Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое!».

В семидесятых годах Делиб начал писать оперы больших размеров: «Так сказал король» («Le roi l’a dit»), «Жан де Нивель» («Jean de Nivel»), «Лакме» («Lakmé»). Две последние были поставлены в Петербурге.

Опера «Лакме» считается наиболее выдающейся оперой композитора. В ней повествуется о любви британского офицера и дочери индийского жреца, служителя культа Брахмы. В опере тонко передан восточный колорит, противопоставленный миру англичан-колонизаторов.

Делиб написал много романсов, мессу, несколько детских хоров, лирическую сцену «La mort d’Orphée». Сочинения Делиба пользуются всемирной известностью.

В 1884 году Делиб был избран членом французской Академии изящных искусств.

Основные произведения

Основные произведения

Балеты

  • «Ручей» (La Source), 1866. Совместно с Л. Минкусом.
  • «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» (Coppélia), 1870
  • «Сильвия, или Нимфа Дианы» (Sylvia ou la Nymphe de Diane), 1876. (В СССР с новым либретто — «Фадетта»).

Оперы и оперетты

Свыше 30 опер и оперетт. Наиболее известны:

  • «Так сказал король» (Le Roi l’a dit), опера, либретто Гондине, 1873
  • "Жан де Нивель" (Jean de Nivelle), опера, либретто Гондине, 1880
  • «Лакме» (Lakmé), опера, либретто Гондине и Жилля, 1883
  • "Кассия" (Kassya), опера, 1893
  • L’Omelette à la Follembuche, оперетта, 1859

Вокальная музыка

20 романсов, 4-голосные мужские хоры и другие

Награды Лео Делиба

Награды Лео Делиба

Римская премия

Золотая медаль города Парижа

Творчество Лео Делиба

Творчество Лео Делиба

Балеты

«Ручей» (La Source), 1866. Совместно с Л. Минкусом.

«Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» (Coppélia), 1870

«Сильвия, или Нимфа Дианы» (Sylvia ou la Nymphe de Diane), 1876. (В СССР с новым либретто - «Фадетта»).

Оперы и оперетты

Свыше 30 опер и оперетт. Наиболее известны:

«Так сказал король» (Le Roi l’a dit), опера, либретто Гондине, 1873

«Жан де Нивель» (Jean de Nivelle), опера, либретто Гондине, 1880

«Лакме» (Lakmé), опера, либретто Гондине и Жилля, 1883

«Кассия» (Kassya), опера, 1893

«L’Omelette à la Follembuche», оперетта, 1859

Вокальная музыка

20 романсов, 4-голосные мужские хоры

Семья Лео Делиба

Семья Лео Делиба

Жена - Леонтин-Эстель Денен (брак в 1871).

25.01.2023
  • Композитор
  • Музыкальный педагог
  • Органист

Родился: 21 февраля 1836 года (188 лет назад)
Умер: 16 января 1891 года (133 года назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.