Лепешинская Ольга Васильевна

Выдающаяся российская балерина. Педагог. Прима-балерина Московского государственного Большого театра. Общественный деятель. Народная артистка СССР и РСФСР. Заслуженная артистка РСФСР. Лауреат четырех Сталинских премий. Работала обозревателем Центрального телевидения и членом редколлегии «Энциклопедии балета». Являлась президентом Российской хореографической ассоциации, а также возглавляла правление Центрального дома работников искусств.


Ольга Лепешинская родилась 28 сентября 1916 года в городе Киев, Украина. Девочка выросла в семье Марии и Василия Лепешинских. Революционные потрясения и гражданскую войну эта семья пережила сравнительно спокойно, а когда в России началась ликвидация разрухи, папа девочки, одаренный инженер, возводивший еще Китайско-Восточную железную дорогу, стал весьма востребованным у новой власти как эксперт по проектированию мостов.

Папа и мама девочки мечтали, что их дочь продолжит семейную династию и станет инженером-мостостроителем. Однако у Ольги оказались совершенно другие намерения. С детства горячо любила танцевать и хотела стать балериной. Поэтому вскоре поступила в Государственную балетную школу при Большом театре.

К обучению будущих артисток в этом учебном заведении относились весьма серьезно, ведь многие из них потом попадали в Большой театр. И на прославленную сцену Ольга Лепешинская вышла очень рано, в возрасте десяти лет. Тогда ученицы - второклассницы изображали стайку птичек, радующихся приходу весны, в опере «Снегурочка».

Затем девочка дебютировала и в первой своей настоящей роли. Ольга воплощала образ Феи Драже в «Щелкунчике». А после выпуска из балетного техникума, в который школа реорганизована в 1931 году, балерина танцевала уже главную партию.

В восемнадцать лет Ольга Лепешинская стала знаменитой. В 1935 году задействована в премьерном балете «Три Толстяка», где исполнила партию девочки Суок. Ее выступления восторженно встречены публикой, а в прессе молодую балерину окрестили восходящей звездой.

Кроме того, юная знаменитость начала активно заниматься общественной деятельностью, сначала стала членом Московского городского комитета комсомола, затем, через четыре года являлась депутатом Московского совета. К тому времени на афишах балерину стали именовать «орденоносцем», а в 1937 году Ольга Васильевна удостоена ордена «Знак Почета». Для артистки отпраздновавшей двадцатилетие, это стало настоящим признанием.

В театре артистка все время исполняла новые партии. Лепешинская изобразила Зину в «Светлом ручье», воплотила образ принцессы Авроры в «Спящей красавице», танцевала Полину в «Кавказском пленнике» и Машу в «Щелкунчике». Ей также довелось исполнить партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере».

Об Ольге часто и благосклонно отзывались в прессе. Но сама балерина далеко не всегда оставалась довольна тем, что делала. Например, когда сочла, что не сможет довести до совершенства партию Одетты, то попросила руководство освободить ее от участия в «Лебедином озере». Подобный случай стал для того времени беспрецедентным.

Самыми лучшими своими ролями Ольга называла партию Светланы в одноименной постановке и Китри в балете «Дон-Кихот». Лепешинская никогда не страдала «звездной» болезнью и реально оценивала свои достижения. На закате карьеры утверждала, что ее хореография не являлась выдающейся, однако природная техника и огненный темперамент делали ее неподражаемой.

Во время войны Большой театр эвакуировали в Самару. В те годы балерина не только постоянно выступала на сцене, но и изъездила с концертами всю страну, неоднократно танцевала и перед солдатами на фронте.

Ольга Лепешинская много работала в годы войны. Ее новой большой ролью стала партия Ассоль в «Алых парусах». В 1943 году снова танцевала в Москве на сцене Большого театра.

Первой постановкой в послевоенные годы, в которой балерина задействована, стала «Золушка» Сергея Прокофьева. В ней балерина исполнила главную партию. Образ, воплощенный Лепешинской, очень соответствовал времени, ведь к ее героине после нелегких испытаний приходит счастье и долгожданная любовь. В 1951 году Ольге Васильевне присвоили звание Народной артистки СССР.

Балерина работала в разных странах. Создавала балетные национальные труппы, передавала свой богатый опыт начинающим балеринам. Ольга Васильевна очень хотела работать на родине, но здесь ее педагогические способности не оценили. При этом авторитет артистки в театральной среде оставался непререкаем.

Более тридцати лет Лепешинская являлась главой организационного комитета международных балетных конкурсов в Москве и президентом Российской хореографической ассоциации.

Великая артистка Ольга Васильевна Лепешинская скончалась 20 декабря 2008 года в возрасте 92 лет. Похоронена в Москве на Введенском кладбище.


Награды и Звания Ольги Лепешинской

Заслуженная артистка РСФСР (1942)
Народная артистка РСФРС (1947)
Народная артистка СССР (1951)
Сталинская премия первой степени (1941, 1946, 1947, 1950) 
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006) 
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996) 
Орден Ленина (1971)
Орден Октябрьской революции (1986)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1951, 1966)
Орден «Знак Почета» (1937)
Орден Знамени (ВНР)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ленина»
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Медаль «За ратную доблесть»
Благодарность Президента Российской Федерации (2005)
Высший орден Филиппин
Ордена и медали Албании, Германии, Венгрии, Румынии, Швеции, Югославии и Египта
Первая премия I Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге (1947)
Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца» (2000)
Большой янтарный крест Русской академии искусствоведения и музыкального исполнительства - за талант, труд, честь и постоянство
Почетная медаль шведской балерины Карины Арии
Почетный гражданин Западного и Восточного Берлина, Белграда и Стокгольма
Академик Международной академии творчества
Действительный член четырех иностранных академий
Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1970)
Доктор гуманитарных наук Филиппин (1974)

Творчество Ольги Лепешинской

Партии

1933 - Амур («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева)
1933 - Фея Драже («Щелкунчик» П. И. Чайковского)
1933 - Лиза («Тщетная предосторожность» Ж. Доберваля)
1934 - Солистка («Шопениана» на музыку Ф. Шопена)
1934 - Сванильда («Коппелия» Л. Делиба)
1935 - Суок («Три толстяка» В. А. Оранского) (первое исполнение)
1935 - Зина («Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича)
1936 - Аврора («Спящая красавица» П. И. Чайковского)
1938 - Полина («Кавказский пленник» Б. В. Асафьева)
1939 - Светлана «Светлана» Д. Л. Клебанова (первое исполнение)
1939 - Маша («Щелкунчик» П. И. Чайковского)
1940 - Китри («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса
1941 - Оксана («Тарас Бульба» В. П. Соловьева-Седого) (первое исполнение)
1941 - Одетта и Одилия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского)
1942 - Ассоль («Алые паруса» В. М. Юровского) (первое исполнение)
1945 - Золушка («Золушка» С. С. Прокофьева) (первое исполнение)
1946 - Лиза («Барышня-крестьянка» Б. В. Асафьева)
1947 - Жанна («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева)
1947 - Татьяна «Татьяна» («Дочь народа») на музыку А. А. Крейна
1949 - Сванильда («Коппелия» Л. Делиба)
1949 - Тао Хоа («Красный мак» Р. М. Глиэра)
1949 - Мирандолина («Мирандолина» С. Н. Василенко)
1949 - Параша («Медный всадник» Р. М. Глиэра) (первое исполнение)
1952 - Аврора («Спящая красавица» П. И. Чайковского)
1952 - Фадетта («Фадетта» Л. Делиба) (первое исполнение)
1956 - Лауренсия («Лауренсия» А. А. Крейна)
1959 - Сари («Тропою грома» К. А. Караева) (первое исполнение)

В операх, на концертной эстраде

Миниатюра «Девушка и гусар» - Девушка
Концертный номер «Вальс» на музыку И. Штрауса
1939 - Балетная сцена из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки (хореография Р. В. Захарова) - Нимфа
1940 - Хореографическая миниатюра Л. В. Якобсона «Охотник и птица» на музыку Э. Грига
1941 - Хореографическая миниатюра Л. В. Якобсона «Слепая» на музыку М. Понсе
1944 - Балетная картина «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина (хореография К. Я. Голейзовского) - Чага
1949 - Балетная картина «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно (хореография Л. М. Лавровского) - Вахканка
1950 - В опере «Хованщина» М. П. Мусоргского (хореография С. Г. Кореня) - Персидка[9]

Фильмография

1942 - Концерт фронту (музыкальный фильм) - солистка балета, танец с А. Руденко
1951 - Большой концерт (музыкальный фильм) - Ольга Александровна
1959 - Граф Нулин (фильм-балет) - Наталья Павловна

Участие в фильмах

1969 - Молодой балет мира (документальный)
2004 - Диалог с легендой (документальный)

Архивные кадры

2004 - «Ольга Лепешинская. Диалог с легендой» (документальный, режиссер Н. Тихонов).

Семья Ольги Лепешинской

Первый муж - Илья Трауберг (1905-1948), кинорежиссер (развелись незадолго до начала Великой Отечественной войны).

Второй муж - Леонид Райхман (1908-1990), сотрудник МГБ СССР, генерал-лейтенант (арестован в 1951 году, после освобождения к жене не вернулся).

Третий муж - Алексей Антонов (1896-1962), военачальник, генерал армии, член Ставки ВГК, начальник Генерального штаба ВС СССР в 1945-1946 годах, первый начальник Штаба Объединенных вооруженных сил стран ОВД.

Детей Ольга Лепешинская никогда не имела.

17.11.2020
  • Российская Балерина
  • Прима-Балерина Большого Театра
  • Народная и Заслуженная артистка России

Родился: 28 сентября 1916 года (107 лет назад)
Умер: 20 декабря 2008 года (15 лет назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.