Великий русский поэт. Прозаик. Драматург. Художник. Его творчество оказало огромное влияние на все поколения русского и мирового общества, отвечая его многим духовным потребностям. Его произведения стали неисчерпаемым источником для творчества в разных направлениях искусства.
Михаил Лермонтов родился 15 октября 1814 года в городе Москва. Его род происходил из Шотландии и восходил к полумифическому барду-пророку Томасу Лермонту. Мальчик рано остался без матери, которая умерла от чахотки и воспитанием будущего поэта занялась бабушка. Детские и юношеские годы подростка прошли в имении Тарханы в Пензенской области, где получил хорошее образование. Бывший офицер наполеоновской армии француз Капэ преподавал мальчику французский язык. После смерти учителя его место занял эмигрант Шандро, которого Михаил Лермонтов позже описал в поэме «Сашка», назвав маркизом de Tess и «парижским Адонисом». На смену Шандро пришел англичанин Виндсон, познакомивший юношу с английской литературой. Любовь к творчеству Байрона у Лермонтова от британского педагога. Также поэт увлекался живописью и ему принадлежит тринадцать работ, множество акварелей и рисунков.
Бабушка Елизавета Алексеевна страстно любила внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем. Энергичная и настойчивая, прилагала все усилия, чтобы дать ему все, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. Раннее развитие стало для молодого человека источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грезам его души», но даже не замечал их. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии разочарования. Глубокое впечатление на Михаила оказали и поездки к родственникам на Кавказ в 1818, 1820, 1825 годах, что позже также отразилось в его творчестве. В 1827 году переехал в Москву, где начал писать первые поэмы: «Черкесы», «Кавказский пленник».
Вскоре Лермонтова зачислили полупансионером в Московский университетский благородный пансион. Именно к этому периоду Михаил относит начало своей поэтической деятельности. Весной 1830 года благородный пансион преобразован в гимназию и Лермонтов оставив его, поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение, где учился вместе с Виссарионом Белинским, Александром Герценом, Николаем Огаревым, которые уже тогда оказывали большое влияние на общий идейный уровень студенчества. В этот период Лермонтовым написаны лирические стихи, поэмы, драмы, в том числе драма «Странный человек», осуждавшая власть и крепостное право, что привело к конфликту с университетским начальством и вскоре студент вынужден покинуть университет.
Переехав в Санкт-Петербург поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Здесь урывками работал над романом «Вадим», рисующим эпизоды Пугачевского восстания. В 1834 году Лермонтов закончил школу в звании корнета и поступил на службу в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе, однако много времени проводил в самом Петербурге. Михаил являлся очень вспыльчивым и закрытым человеком. При первом знакомстве распознать его настоящую личность удавалось далеко не каждому.
Найти почитателей своему литературному таланту Лермонтову тоже удалось не сразу. Очень долгое время его таланты оставались известны только в офицерских кружках. Слава пришла к Михаилу со стихотворением «Смерть поэта», которое посвятил Пушкину. Изначально оно заканчивалось словами «и на устах его печать». Стихотворение моментально распространилось и вызвало бурю самых разнообразных откликов. Многие оправдывали Дантеса. И разгневанный Лермонтов дописал еще четырнадцать строк, начинающихся с «А Вы, надменные потомки…».
За стихотворение «Смерть поэта», посвященное Александру Пушкину 2 марта 1837 года Михаила Лермонтова арестовали. Началось следствие по делу о «непозволительных стихах», за которым наблюдал сам император. За Лермонтова вступились друзья Пушкина, и прежде всего Жуковский, близкий императорской семье. После следствия, решением императора Лермонтова перевели из Лейб-гвардии Гусарского полка в Нижегородский драгунский полк без понижения в звании. Полк тот нес службу на Кавказе, куда и отправился вскоре русский поэт.
Во время ссылки Лермонтов встречался с опальными декабристами, живо интересовался фольклором местных народов, их бытом, традициями и языком. Кавказские темы, впечатления от этой природы, жизни горцев, местный фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова и заняли прочное место в его творчестве. Но ссылка длилась недолго и Михаил, хлопотами своей бабушки переведен в Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк, который с 1838 по 1840 год находился в Петербурге. Восстановив светские связи, посещал литературные салоны, бывал на балах и приемах у аристократии, пользовался успехом у женщин.
Это и время поэтического расцвета таланта Лермонтова, его творчество становится многообразнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистическом отношении, а произведения начали много публиковать. Стоит выделить отдельные произведения данного периода: «Песня про царя Ивана Васильевича...», «Сашка», «Тамбовская казначейша», «Дума», «Поэт», «Бородино», «Завещание». Тогда же создан и знаменитый роман «Герой нашего времени», насыщенный глубоким общественным и психологическим содержанием.
Не умеющий скрывать своих чувств, Лермонтов нередко становился участником дуэлей и скандалов. Еще по возвращении с Кавказа Михаил ухаживал за княгиней Щербатовой. За ней же ухаживал и сын французского посла. Результатом стала дуэль и еще одна ссылка на Кавказ. В этот раз поэта приказали постоянно держать на первой линии фронта. На войне Лермонтов отличался доблестью и абсолютным хладнокровием. Некоторые его считали даже безрассудным. Но убила поэта не вражеская пуля.
В Пятигорске произошла роковая ссора Лермонтова с майором Николаем Мартыновым, с которым познакомился в Москве и даже бывал в доме его родителей. Позже Мартынов рассказал, что в Пятигорске Михаил не пропускал ни одного случая, чтобы отпустить колкость в его адрес.
Дуэль состоялась 27 июля 1841 года. Противники договорились стреляться «до исхода». Михаил Лермонтов выстрелил вверх, а Мартынов произвел выстрел в упор, в грудь противника, убив его наповал. Разразившаяся гроза и проливной дождь помешали прибытию на место доктора и убитый поэт долго лежал на земле.
Похоронен Михаил Юрьевич Лермонтов на городском кладбище в Пятигорске через два дня после дуэли и проводить его в последний путь пришли многие: местные жители, отдыхающие, друзья и официальные лица. Позднее, гроб с телом поэта, по просьбе его бабушки, перевезен в село Тарханы, где 5 мая 1842 года погребен в фамильном склепе Арсеньевых.
Семья Михаила Лермонтова
Дедушка - Михаил Васильевич Арсеньев (1768-1810).
Бабушка - Елизавета Алексеевна Столыпина (1773-1845).
Отец - Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831).
Мать - Мария Михайловна Арсеньева (1795-1817).
Три главные любви Лермонтова вышли замуж: Екатерина Сушкова, в которую Михаил влюбился в 16 лет, Наталья Иванова, которой посвятил «Ивановский цикл», Варвара Лопухина, которую поэт любил до конца жизни.
Творчество Михаила Лермонтова
Библиография
В периодике
«Хаджи-Абрек» («Библиотека для Чтения», 1835, том IX);«Бородино (стихотворение)» («Современник», 1837, т. VI);
«Песня про царя Ивана Васильевича» («Литературные Прибавления» к «Русскому Инвалиду», 1838, № 18; с подписью -в);
«Дума» («Отечественные записки», 1839, т. I);
Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал»), (там же, т. II, № 2, отд III);
«Бэла» (там же, т. II);
«Русалка» (там же, т. III, №4, отд. III);
«Не верь себе…» (там же);
«Ветка Палестины» (там же, т. III);
«Еврейская мелодия» (Из Байрона), (там же, т. IV, № 6, отд. III);
«Три Пальмы» (там же, т. IV);
«Фаталист» (там же, т. VI);
«Дары Терека» (там же, т. VII);
«Узник» («Одесский альманах на 1840 год», Одесса);
«Ангел», ( там же);
«Тамань» (там же, 1840, т. VIII);
«Воздушный корабль» (там же, т. X);
«И скучно, и грустно» («Литер. газ.», № 6, 20 янв.);
«Казачья колыбельная песня» (там же);
«Ангел» («Одесский Альманах», 1840);
«Последнее новоселье» («Отечественные записки», 1841, т. XVI);
«Парус» (там же, т. VIII);
«Спор» («Москвитянин», 1841, ч. 3);
«Сказка для детей» («Отечественные записки», 1842, т. XX).
После смерти поэта появились:
«Измаил-Бей» («Отечественные записки», 1843, т. XXVII);
«Тамара» (там же);
«Смерть поэта» (альманах Герцена «Полярная звезда» на 1856 год;
«Библиографические Записки», 1858, № 20; до стиха: «И на устах его печать») и многое другое.
Отдельные издания
«Герой нашего времени» (СПб., 1840; здесь же впервые «Максим Максимыч» и «Княжна Мери»; 2 изд., 1842; 3 изд., 1843);
«Стихотворения» (СПб., 1840; впервые: «Когда волнуется желтеющая нива», «Мцыри» и др.);
«Сочинения» (СПб., 1847, издание Смирдина); то же (СПб., 1852; изд. Глазунова); то же (СПб., 1856; изд. его же);
«Демон» (Б., 1857 и Карлсруэ, 1857);
«Ангел смерти» (Карлсруэ, 1857);
«Сочинения» (СПб., 1860, под редакцией С. С. Дудышкина; впервые помещен по довольно полному списку «Демон», дан конец «На смерть Пушкина» и др.; 2 изд., 1863);
«Стихотворения» (Лпц., 1862);
«Стихотворения, не вошедшие в последнее издание сочинений» (В., 1862);
«Сочинения» (СПб., 1865 и 1873 и позднее, под редакцией П. А. Ефремова; к изд. 1873 вступительная статья А. Н. Пыпина).
Переводы
На иностранные языки переведены:
«Герой нашего времени»
на немецкий - неизвестным (1845), Больтцем (1852), Редигером (1855);
на английский - Пульским (1854) и неизвестным (1854);
на французский - Б. Констан, Э Сенанкур, А. Мюссе ( все -1843), А. А. Столыпиным (Монго) - в том же году;
на финский - М. Вуори (1882);
на польский - Кеном (1844), В. Буковиньським (1896);
на шведский - неизвестными (1844 и 1856);
на датский - неизвестным (1855) и Торсоном (1856);
на украинский - Алексей Кундзич (1951);
на норвежский - Х. Крогом (1959);
на словацкий - Б. Шкультетой (1892);
на датский -В. дон Герстенбергом (1897).
Поэмы
«Демон»
на немецкий - Сенкером (1864);
на французский - Д’Анжером, П. Пелан (1858) и Акосовой (1860);
на сербский - неизвестным (1862);
на польский - Коровай_Метелецким (1889);
на чешский - Э. Ваврой (1863)
на турецкий - Ольгой Лебедевой (псевдоним : Гюльнар де Лебедеф) (1890);
на словацкий - П. Гвездославом (1912)
«Мцыри»
на немецкий - Будбергом (1858);
на польский - Сырокомлею (1844; 2 изд. 1848);
на французский - И. С. Тургеневым, прозаический перевод (1864);
на чешский - Коржинеком (1853)
«Боярин Орша»:
на польский - Г. Ц. (1858)
Память о Михаиле Лермонтове
Многие поэты-современники Лермонтова посвятили ему стихи, как то:
«К М. Ю. Лермонтову», В. Н. Анненкова (на смерть поэта);
«К Лермонтову», К. Д. Бальмот;
«Машук и Бештау (В день 15 июля 1841 года») и «Ответ Лермонтову», П. А. Гвоздев;
«На смерть Лермонтова», А. Н. Майков;
«Мадригал», И. П. Мятлев;
«На смерть Лермонтова», Н. П. Огарев;
«На дорогу», Е. П. Растопчин;
«Поэту-судии - Лермонтову», Н. М. Сатин;
«На смерть поэта», С. П. Шевырев.
Анненкова, кроме того, в 1837 году закончила шуточную балладу Лермонтова «Югельский барон» - пародию на балладу Жуковского «Смальгольмский барон».
Памятники
В 1862 году в Великом Новгороде на памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории запечатлен М. Ю. Лермонтов.
В 1889 году по всероссийской подписке по проекту скульптора Опекушина поэту воздвигнут памятник в Пятигорске.
В 1892 году благодаря усилиям образовавшегося в том же году Лермонтовского общества, в связи с 50-летием со дня смерти Лермонтова в городе Пензе в сквере имени М. Ю. Лермонтова был установлен бронзовый бюст поэта на четырехгранном гранитном пьедестале.
Памятник перед зданием Николаевского кавалерийского училища (по адресу Лермонтовский проспект, 54)
В XX веке открыты государственные музеи-заповедники М. Ю. Лермонтова в Пензенской области и в Пятигорске.
Город Лермонтов в Ставропольском крае
Населенные пункты - Лермонтово, Лермонтовка.
Лермонтовюрт - до 1990-х годов название села Хамби-Ирзе Ачхой-Мартановского района Чечни.
Имя Лермонтова носят 1700 улиц в населенных пунктах России, а также много улиц в других стран мира, например, Лермонтовские улица, площадь и проспект в Москве, проспект в Санкт-Петербурге, улицы в Пензе, Спасске-Дальнем, Баку, Риге, Угличе, Петрозаводске, Йошкар-Оле, Праге и др.
Государственный русский драматический театр имени Лермонтова в Грозном и памятник поэту около театра.
В 1981 году в Москве на Малой Молчановке, 2 открыт дом-музей Лермонтова. Здесь поэт прожил с 1829 по 1832 года.
В 2006 году в селе Парабоч Шелковского района Чечни, куда в детстве приезжал поэт, открыт литературный музей М. Ю. Лермонтова.
Государственный академический русский театр драмы имени Лермонтова в Алма-Ате.
Ставропольский драматический театр имени М. Ю. Лермонтова.
Хакаский областной драматический театр имени М. Ю. Лермонтова.
Памятники в Москве и области, Санкт-Петербурге, Пензе, Пятигорске, Ставрополе, Геленджике и других городах России.
Петербургская школа № 280 носит имя М. Ю. Лермонтова.
В Одессе имя М. Ю. Лермонтова носит библиотека № 16. В городе среди школьников проводится Литературно-интеллектуальная игра, посвященная творчеству поэта
Имя М. Ю. Лермонтова носит клинический санаторий в Одессе - «Лермонтовский»
Малая планета (2222) Лермонтов.
Кратер на Меркурии.
Почтовая марка СССР, 1939, 1941, 1957, 1964 годах и Казахстана в 2014 году.
В 1989 году (год 175-летия со дня рождения) Государственный Банк СССР выпустил монету (1 рубль, медно-никелевый сплав, пруф), посвященную М. Ю. Лермонтову.
В 2014 году (год 200-летия со дня рождения) Банк России выпустил памятные монеты исторической серии «200-летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова»: 3 рубля, серебро, тираж 3000 шт.; 25 рублей, серебро, тираж 1000 шт.; 50 рублей, золото, тираж 1500 штук
Произведения Лермонтова в других видах искусства
Экранизации и фильмы по мотивам произведений
1909 - «Песнь про купца Калашникова», режиссер Василий Гончаров (Российская Империя)
1909 - «Боярин Орша», режиссер Петр Чардынин (Российская Империя)
1910 - «Вадим», режиссер Петр Чардынин (Российская Империя)
1911 - «Демон» / Il demone, режиссер Джованни Витротти (Италия)
1926 - «Княжна Мэри» / Tavadis asuli Meri, режиссер Владимир Барский (СССР)
1927 - «Бэла», режиссер Владимир Барский (СССР)
1927 - «Максим Максимыч», режиссер Владимир Барский (СССР)
1941 - «Маскарад», режиссер Сергей Герасимов (СССР)
1955 - «Княжна Мери», режиссер Исидор Анненский (СССР)
1965 - «Герой нашего времени», режиссер Станислав Ростоцкий (СССР)
1966 - «Бэла», режиссер Станислав Ростоцкий (СССР)
1966 - «Максим Максимыч», режиссер Станислав Ростоцкий (СССР)
1968 - «Маскарад», режиссер Владимир Лаптев (СССР, ТВ)
1973 - «День гнева» («Fury»), экранизация незаконченного романа «Вадим», режиссер Антонио Календа (Италия, Великобритания)
1975 - «Страницы журнала Печорина», режиссер Анатолий Эфрос (СССР, ТВ, фильм-спектакль)
1985 - Сцены из драмы «Маскарад», режиссер Михаил Козаков (СССР, ТВ, телеспектакль)
1985 - «Герой нашего времени», режиссер Майкл Альмерейда (США)
1988 - «Ашик-Кериб», режиссер Сергей Параджанов (СССР)
2006 - «Герой нашего времени», режиссер Александр Котт (Россия)
2011 - «Печорин», режиссер Роман Хрущ (Россия)
Музыкальный театр
1852 - «Месть» (опера), композитор А. Рубинштейн (утеряна)
1871 - «Демон» (опера), композитор А. Рубинштейн
1871 - «Тамара» (опера), композитор Б. А. Фитингоф-Шель
1879 - «Купец Калашников» (опера), композитор А. Рубинштейн
1882 - «Тамара» (балет М. М. Фокина на музыку симфонической поэмы М. Балакирева)
1936 - «Казначейша» (опера), композитор Б. Асафьев
1938 - «Печорин» (опера), композитор А. Мелик-Пашаев
1939 - «Пугачевцы» (опера), композитор С. В. Аксюк
1939 - «Бэла» (опера), композитор А. Александров
1940 - «Ашик-Кериб (балет)», композитор Б. Асафьев
1941 - «Бэла» (балет), композитор В. М. Дешевов
1943 - «Беглец» (опера), композитор Б. К. Аветисов
1944 - «Маскарад» (опера), композитор Р. Бунин
1952 - «В грозный год» (опера), композитор Г. Г. Крейтнер
1955 - «Бэла» (балет), композитор Б. Мошков
1956 - «Маскарад» (балет), композитор Л. Лапутин
1957 - «Маскарад» (опера), композитор А. Артамонов
1957 - «Маскарад» (опера), композиторы Д. Толстой и Б. Зейдман
1961 - «Демон (балет)», композитор С. Цинцадзе
1964 - «Мцыри» (балет), композитор А. М. Баланчивадзе
19?? - «Маскарад» (опера), композитор Ю. Мацкевич
2011 - «3 романса на стихи М. Ю. Лермонтова» (цикл романсов для альта, меццо-сопрано и фортепиано), композитор О. Ларионов
Образ Лермонтова
В игровом кино
1943 - «Лермонтов» (Алексей Консовский)
1953 - «Белинский» (Николай Афанасьев)
1986 - «Лермонтов» (Николай Бурляев, Иван Бурляев (в детстве), Владимир Файбышев (в детстве))
1990 - «После дуэли» (фильм-спектакль по пьесе М.Рощина, реж. С.Сатыренко)
2006 - «Пушкин. Последняя дуэль» (Евгений Стычкин)
2008 - «Из пламя и света» (другое название - «Мишель Лермонтов») (Юрий Чурсин)
2012 - «Посол зари» (Олег Амирбеков)
2014 - «Дуэль. Пушкинъ - Лермонтовъ» (Геннадий Яковлев)
Документальные фильмы
1959 - «Загадка Н. Ф. И.» (историко-познавательный фильм, соавтор сценария и голос рассказчика - Ираклий Андроников, Ленфильм)
2004 - «М. Лермонтов. Молитва странника» (Россия, режиссер - Вагран Галстян, автор сценария - Виктор Филиппов)
2005 - «Тайна дуэли Лермонтова» (киностудия «Кинематографист», автор сценария и режиссер Владимир Карев)
2014 - «Лермонтов» («Star Media», режиссер: Максим Беспалый, сценарий: Елена Сибирцева)
2014 - «Неизвестный Лермонтов» (фильм к 200-летию со дня рождения поэта, режиссер - Андрей Данилин, автор сценария - Марина Никитенко)
Живопись Лермонтова
Перестрелка в горах Дагестана (1840-41; холст, масло; ГЛМ).
Воспоминание о Кавказе (март - апрель 1838; картон, масло; ИРЛИ).
Тарханы. Пейзаж с двумя берёзами. (Конец 1820-х гг. Акварель, Библиотека им. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург)
Вид Тифлиса (1837; картон, масло; ГЛМ)
Русские гусары в наступлении на Варшаву 7 сентября 1831
Герцог Лерма (холст, масло; 1832-33).
Дуэль. Перо, чернила 1832-34.
Эмилия, персонаж пьесы «Испанцы». Предположительно автор изобразил свою возлюбленную Варвару Лопухину
Конный горец со знаменем. 1836. Акварель.
Морской вид с парусной лодкой, фрагмент, акварель. 1828-1831.
Тройка на деревенской улице. 1832-1834.
Благословение молодых. Тушь, перо. 1835.
Тройка. 1832-1834
Оседланная лошадь. Сепия. 1830-е гг.