Лишин Григорий Андреевич

Григорий Лишин родился 5 мая (23 апреля по старому стилю) 1854 года в Санкт-Петербурге. Рос в семье генерал-майора А. Ф. Лишина и Констанции Ивановны (Константиновой), внебрачной дочери наместника Царства Польского великого князя Константина Павловича. Восприёмником при его крещении 7 мая 1854 года был император Николай I.

Получил домашнее образование. В 1867 году поступил в Училище правоведения. Параллельно продолжал музыкальные занятия, начало которым положила его мать, ученица Ф. Шопена. Уроки игры на фортепьяно, теории музыки и композиции ему давали известные музыканты-педагоги А. Гензельт, К. П. Галлер, Н. Ф. Соловьёв.

Уже в 13-летнем возрасте Лишин выступал как аккомпаниатор на концертах известных вокалистов - К. Нантье-Дидье (фр. Constance Nantier-Didiée) и Э. Тамберлика (итал. Enrico Tamberlik).

В 1875 году Г. А. Лишин окончил Училище правоведения в чине коллежского секретаря и получил назначение в харьковский Окружной суд. В Харькове, отказавшись от карьеры юриста, начал работать вторым капельмейстером в местном оперном театре. С октября 1875 года по февраль 1876 - дирижировал операми русских («Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Русалка» А. С. Даргомыжского) и зарубежных («Волшебный стрелок» К. Вебера, «Фауст» Ш. Гуно, «Гугеноты» Д. Мейербера) композиторов.

В качестве антрепренёра Лишин организовал гастроли передвижной оперной труппы по провинциальным городам России, одновременно являясь в ней и дирижёром, и аккомпаниатором.

В 1878 году вернулся в Петербург и был вынужден устроиться на службу цензором книг на иностранных языках в Главное управление по делам печати.

В 1880 году вышел в отставку, чтобы посвятить себя творческой деятельности.

Известен, как автор опер «Граф Нулин», «Испанский дворянин» («Дон Сезар де Базан»), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» и нескольких фортепианных пьес. Аранжировал оперу «Фра-Дьяволо» французского композитора Д.Обера для московского Малого театра.

Автор музыки на стихи русских поэтов - «Она хохотала…» (А. Н. Майкова), «Дождя отшумевшего капли…», «Колодники» (А. К. Толстого) и других. Г. А. Лишину принадлежат стихи и музыкальный вариант популярного романса «О, если б мог выразить в звуке…». Произведения композитора включали в программы своих концертов знаменитые исполнители Б. Б. Корсов, И. В. Тартаков, Ф. И. Шаляпин и другие. Переводил и писал собственные оперные либретто. Публиковался под псевдонимом «Нивлянский». Итогом поэтического творчества Г. А. Лишина стали свыше 200 опубликованных стихотворений. Среди них и стихотворение «Памятнику Глинки», прочитанное автором 20 мая 1885 г. при открытии памятника композитору в Смоленске.

Драматический актер В. Н. Давыдов писал в мемуарах про Лишина: «Аккомпаниатором он был просто гениальным! Он улавливал и предугадывал каждое намерение артиста, помогал ему, учитывая все недостатки голоса, фразировки, умел выручить в неожиданной беде!». Благодаря таланту исполнителя-аккомпаниатора Г. А. Лишин стал инициатором нового жанра сценического искусства - мелодекламации, соединившей в одном исполнителе автора, декламатора и аккомпаниатора. По мнению музыкальных критиков, он внёс в исполнительство «определенность и торжество поэтических и музыкальных идей».

В последние годы жизни Г. А. Лишин писал и публиковал фельетоны и критические статьи о музыке и театре в различных периодических изданиях - «Петербургской газете», «Гражданине» и других.

Умер в возрасте 34 лет в Петербурге 27 июня (15 июня по старому стилю) 1888 года. Похоронен в некрополе мастеров искусств Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

Издатель «Гражданина», князь В. П. Мещерский, отмечая в посмертной статье бесспорный музыкальный талант Г. А. Лишина, писал: «тем ценнее был его талант, что он один из немногих, и даже, кажется, единственный был музыкальный талант, который не принадлежал ни к какому музыкальному лагерю и любил музыку всею своею поэтическою душою… и не заботился никогда о том, чтобы музыка дала ему карьеру».

 П. И. Чайковский о Л.Г. Лишине

 П. И. Чайковский о Л.Г. Лишине

Имя автора популярных музыкальных произведений было широко известно в России и не только любителям музыки. А. И Куприн поставил его в ряд с именем П. И. Чайковского - героиня его цикла очерков «Киевские типы» - «Будущая Патти» по просьбам «поёт что-нибудь из Чайковского или Лишина».

Впервые музыканты познакомились в 1871 г. в Петербурге на домашнем музыкальном вечере у директора консерватории М. П. Азанчевского, на котором Г. А. Лишин аккомпанировал на рояле известному скрипачу Л. С. Ауэру. В 1876 г. Лишин обратился к Чайковскому, чтобы узнать мнение о своих произведениях. 17 марта 1876 г. П. И. Чайковский написал брату, что вокруг него много людей, которые «хотят меня немножко эксплуатировать, в том числе, например, Лишин (Григорий Лишин, композитор)».

Уже 29 апреля 1876 г. он в своём письме брату Модесту даёт уничижительную оценку молодому композитору: «Здесь в Москве проживает теперь временно известный тебе Лишин. Недавно он играл мне свою оперу „Граф Нулин“. Боже! Какая это мерзость. И если б ты знал, как вообще этот господин мне противен с своей дилетантскою самоуверенностью, дешёвым остроумием и бесцеремонностью обращения».

На протяжении последующих лет мнение Чайковского о способностях и личности Лишина несколько раз менялось.

В 1878 г., отвечая на просьбу певца Б. Б. Корсова о создании вставной арии Вязьминского в опере «Опричник», предлагал привлечь к сочинению музыки для неё именно Лишина: «Я уверен, что он, так хорошо зная Вас, сумеет сделать именно то, что Вам нужно. Я даю Вам разрешение напечатать на афишах, что автором вставной арии является Лишин, если таково будет его желание… Если Лишин захочет сделать мне удовольствие и зайти ко мне, я буду очень рад».

В 1881 г. П. И. Чайковский рекомендовал издателю П. И. Юргенсону поручить Лишину написать либретто задуманной оперы по повести Д. В. Аверкиева «Ванька-ключник», добавив, что «он сделает это очень скоро».

В 1885 г., отказавшись от личного участия в юбилейных торжествах по случаю 50-летия Училища правоведения, Чайковский отметил: «Как я рад, что не поехал на юбилей! Уж одно то, что Лишин там блистал и выдавался, было бы мне равносильно пощёчине!». Композитор сетовал в письме управляющему Петербургской конторой Императорских театров В. П. Погожеву, что в свои гастрольные поездки, «не имея близких друзей среди рецензентов и редакторов, я ездил втихомолочку и, в то время как петербургские газеты с шумом трубили о каждом романсе г. Лишина, спетом в Стерлитамаке или Богодухове, обо мне писали очень мало».

27 июня 1888 г. Чайковский написал В. Э. Ф. Направнику по поводу ранней смерти композитора: «Читал ли ты, что бедный Лишин умер? По моему мнению, он был совершенно бездарен, и музыкальная его деятельность была мне очень несимпатична, но, Боже мой, до чего мне бывает жаль, когда умирает молодой человек? Кто знает, поживи ещё немножко, и бедный Лишин изменился бы к лучшему».

05.05.2024
Связанные новости и события
  • 05.05.2024
    05 мая 2024
    Со дня рождения Григория Лишина прошло 170 лет
    Лишин Григорий Андреевич - популярный композитор и аккомпаниатор XIX века, один из первых мелодекламаторов в России. Известен, как автор опер «Граф Нулин», «Испанский дворянин» («Дон Сезар де Базан»), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» и нескольких фортепианных пьес. В последние годы жизни писал и публиковал фельетоны и критические статьи о музыке и театре в различных периодических изданиях.
  • Поэт
  • Композитор

Родился: 5 мая 1854 года (170 лет назад)
Умер: 27 июня 1888 года (136 лет назад)
ЗАКРЫТЬ X

rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.