Лопушанский Константин Сергеевич

Кинорежиссер. Сценарист. Работает в жанрах притчи и антиутопии.
Приверженец авторского кино. 
Народный артист Российской Федерации.


Константин Лопушанский родился 12 июня 1947 года в городе Днепропетровск, Украина. По первому образованию Константин является музыкантом. В 1970 году окончил Казанскую государственную консерваторию по классу скрипки, после чего учился на факультете музыкальной режиссуры Ленинградской государственной консерватории. В 26 лет получил степень кандидата искусствоведения. Преподавал историю исполнительского искусства в Казахской и Ленинградской консерваториях, работал редактором в Ленинградском Академическом Малом оперном театре.

Свой первый фильм «Слезы в ветреную погоду» снял в 1978 году. Дипломная работа режиссера «Соло» многими признана лучшим фильмом о блокаде, главного героя играл один из любимых актеров Тарковского Николай Гринько. Фильм «Соло» побывал на многих фестивалях и удостоен Гран-при МКФ документальных и короткометражных фильмов в Бильбао, Испания.

В 1979 году окончил режиссерское отделение Высших Курсов Сценаристов и Режиссеров, мастерская Эмиля Лотяну. Работал ассистентом у Андрея Тарковского на фильме «Сталкер». С 1980 года работал режиссером постановщиком на киностудии «Ленфильм».

С 1991 года на протяжении пяти лет Константин Сергеевич возглавлял Христианскую кино-ассоциацию Санкт-Петербурга, действительный член Российской Академии Кинематографических Искусств «Ника». В 1997 году получает звание «Заслуженный деятель искусств России».

Ученик Андрея Тарковского, последовательно проводящий в своем творчестве духовные и эстетические принципы мастера, Константин Лопушанский - один из немногих российских режиссеров, в отношение которых применимо понятие «авторский кинематограф». Называя себя «убежденным и непереубежденным приверженцем тотального авторства», Лопушанский не приемлет компромисс в любом его виде и, прежде всего, по отношению к себе. Он ставит перед собой сложнейшие художественные задачи, каждый его фильм является свидетельством интеллектуального труда и глубоких личностных переживаний.

Уже первый полнометражный фильм Константина Лопушанского «Письма мертвого человека» стал событием всесоюзного и даже мирового масштаба. Мрачная, сложная по стилистике антиутопия о последствиях ядерной войны имела кассовые показатели в 9,1 млн., что является поразительным результатом для фильма-притчи-пророчества, предназначенного не для развлечения, а для тяжелого размышления.

Но картина была созвучна времени и настроению людей. Фильм «Письма» вышел через год после трагедии в Чернобыле и на исходе «холодной войны». Этот фильм стал одним из заметных кинофестивальных событий 1987 года, собрал множество престижных наград: Гран-при МКФ в Варне и Мангейме, Приз за режиссуру МКФ в Мадриде, Приз жюри ВКФ в Тбилиси. В этом же году сорокалетие Константина Лопушанского совпало с присуждением ему Государственной Премии РСФСР имени братьев Васильевых.

В разгар перестройки, когда отечественный кинематограф увлеченно живописал злободневные сюжеты, Лопушанский пытался понять природу зла метафизического и снял свой второй полнометражный фильм «Посетитель музея». Фильм является религиозной притчей о поиске истины и смысла, о жертвенности и фанатизме, о вечном противостоянии добра и зла.

В этом фильме режиссер выступил не только как вдумчивый и честный автор, идущий «до конца», но и как профессионал, способный справиться со сложной постановочной и морально-этической задачей. В эпизодах с массовкой снималось более тысячи реальных сумасшедших людей. Фильм удостоился высокой оценки критики, жил насыщенной фестивальной жизнью, получил множество призов, среди которых Гран-при и Приз за режиссуру МКФ в Мадриде, Приз «Серебряный Георгий» и Приз экуменического жюри МКФ в Москве.

«Русская симфония» становится третьей картиной Константина Лопушанского, которая обозначила новый этап в творчестве режиссера . Сохранив неизменный лейтмотив Апокалипсиса, «свидетель обвинения» русской интеллигенции. Константин Лопушанский впервые «впустил» в свое кино жизнь, хаотичную и раскаленную, порой неизмеримо более фантастическую, чем любые режиссерские построения. Критика обнаружила «в склонном к мессианству режиссере » сомневающегося, рефлектирующего художника, «способного к неожиданной эволюции». Мировая премьера состоялась на МКФ в Монреале в сентябре 1994 года. Но международных наград было уже меньше, фактически только Приз экуменического жюри на берлинском МКФ.

К следующему проекту «Конец века» режиссер шел несколько лет. Сценарий, написанный в 1996 году отвергли в Госкино, где его сочли слишком дорогим. Интерес к Лопушанскому на Западе по-прежнему не остывал. В то время как отечественные телекомпании довольно прохладно относились к фильмам Лопушанского , французы, принимавшие финансовое участие в «Русской симфонии», показали картину в прайм-тайм по каналу ARTE, его ретроспективы проходили по всей Европе в кинотеатрах и на ТВ.

Тем не менее фильм «Конец века» сняли. В этом «нетипичном», практически камерном, самом неожиданном своем фильме, построенном как история взаимоотношений матери и дочери, режиссер размышляет о вещах жестоких и неизбежных: любви, революции, человеческой памяти.

В отличие от предыдущих картин-метафор, «Конец века» это реальная история, где, по словам режиссера, при всем количестве аллюзий «читать надо только то, что происходит на экране». Интересно, что в фильме снимались сразу два театральных режиссера - Роман Виктюк и Светлана Свирко. Премьера «Конца века» прошла в Америке, в 2001 году на фестивале «Теллурайд-фильм», которым руководит продюсер Фрэнсиса Форда Копполы Том Ладди. В России картина получила несколько фестивальных наград и рассматривалась Комиссией Национальной академии кинематографических искусств и наук по выдвижению на премию «Оскар».

В мае 2004 году в кинотеатре «Родина», Санкт-Петербург прошла первая российская ретроспектива Константина Лопушанского. Через два года режиссер завершил работу над фильмом «Гадкие лебеди» по повести братьев Стругацких, производство «Proline-film».

В феврале 2012 года Константин Лопушанский приступил к съемкам фильма «Роль». Действие фильма происходит в годы Гражданской войны. Главную роль в картине исполнил актер Максим Суханов. Премьера фильма состоялась в рамках конкурсной программы 35-го Московского международного кинофестиваля в конце июня 2013 года.

Фильмография Константина Лопушанского

Фильмография Константина Лопушанского

1978 - Слезы в ветреную погоду - автор сценария, режиссер

1980 - Соло - автор сценария, режиссер

1986 - Письма мертвого человека - режиссер, автор сценария совместно с В. Рыбаковым, при участии Б. Стругацкого

1987 - Голый - автор сценария, совместно с Г. Николаевым

1989 - Посетитель музея - автор сценария, режиссер

1994 - Русская симфония - автор сценария, режиссер

2001 - Конец века - автор сценария, режиссер

2006 - Гадкие лебеди - автор сценария совм. с В. Рыбаковым, режиссер

2013 - Роль - автор сценария совм. с Павлом Финном, режиссер

Семья Константина Лопушанского
Семья Константина Лопушанского

Мать - София Петровна Лопушанская

Отец - Сергей Тимофеевич Лопушанский

06.10.2018
Связанные новости и события
  • 04.12.2006
    04 декабря 2006
    Фантастическая драма «Гадкие Лебеди» вышла в прокат
    Премьера совместного российско-французского кинофильма «Гадкие лебеди» режиссера Константина Лопушанского состоялась 4 декабря 2006 года. Картина снята по мотивам одноименной фантастико-философской повести братьев Стругацких и рассказывает историю о городе-призраке с интернатом для одаренных детей.
  • Кинорежиссер
  • Сценарист
  • Народный артист России
  • Заслуженный деятель искусств России

Дата рождения: 12 июня 1947 года (76 лет)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим

email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.