Сергей Владимирович Лозница родился 5 сентября 1964 года в городе Барановичи, Брестская область, республика Беларусь. В 1987 году он получил диплом по специальности «инженер-математик» Киевского Политехнического института. Четыре года после окончания будущий режиссер работал научным сотрудником в Институте кибернетики и изучал японский язык.
В 1991 году Сергей Лозница стал студентом отделения режиссуры игрового кино Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова в мастерской Наны Джорджадзе. После окончания ВГИКа возможности снимать игровые картины не было. Первый сценарий игрового фильма по повести Василя Быкова «В тумане» режиссер написал в 2001 году.
Он часто повторяет в интервью, что приступая к съемкам любого фильма, нужно быть готовым взять на себя ответственность. «Не все можно сделать в документальном кино - есть этическая граница, за которую нельзя заходить. Нельзя снимать суицид, например, а в игровом фильме такое возможно. И это может быть не менее убедительно. Я дошел до этой границы и теперь хочу попробовать сделать жесткую картину о жизни, которая нас окружает».
Сергей Лозница считает, что люди не осознают, что произошло со страной в 1950-е и 1960-е годы, и им вряд ли хватит энергии, чтобы это до конца осознать. Когда картину «Представление» показали в Киеве, к нему подошла плачущая девушка и сказала, что, наконец, поняла и простила своих бабушку с дедушкой, ругающих современную страну.
Свои архивные материалы он берет в Петербургской документальной студии, и собирает по частям кадры советской кинохроники. Съемки обычно проходят в далеких провинциальных уголках страны. «Богом глубинка не оставлена. Людьми - да. В городе так много всего происходит, что сложнее концентрировать внимание. В деревне четче прорисовывается картина происходящего.
Я бы сказал так: сейчас это исчезающая натура. Скоро в некоторых местах снимать будет некого. Люди уходят и уносят с собой культуру, быт. И все. Нет ничего. Трава, деревья. А Россия все-таки страна аграрная, и культура и быт, соответственно, тоже. Вот культура и растворяется вместе с деревней. Что там в городах сформируется, это мы еще посмотрим, а вот то, что было испокон веку, исчезает. Незаметно, но стремительно. Хотелось бы ухватить хоть немного. Сокровенное - оно ведь не там, где громко и натоптано».
С 2000 года Сергей Лозница начал работать в студии документальных фильмов Санкт-Петербурга, а через год он вместе с семьей эмигрировал в Германию. По словам режиссера, причин уехать у него было предостаточно. Это было связано как с работой, так и с возможностью открыть мир, ведь до столиц всех европейских государств можно долететь за час.
Первым фильмом, который вызвал небывалый ажиотаж в узких кругах любителей документального кино, стала «Блокада». В рамках 37-го Роттердамского кинофестиваля состоялась премьера картины «Представление» в 2008 году. А съемки его игровой ленты «Счастье мое» проходили на Украине в 2010 году. За этот фильм Сергей Лозница получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля и приз за лучшую режиссуру в рамках Кинотавра.
В 2014 году вышел еще один документальный фильм режиссера – «Майдан». Фильм представляет собой хронику событий Евромайдана, начиная от мирных акций конца 2013 года и заканчивая последствиями кровавого противостояния протестующих и милиции. В начале фильма камера сосредоточена на быте протестующих на площади, фоном для которых служат звучащие со сцены речи, стихи, песни. Далее уже показывается столкновения в январе-феврале 2014 года, концовка фильма посвящена погибшим на Евромайдане.
Кинокартина разделена на четыре части: «Пролог», «Торжество», «Боевые действия» и «Постскриптум». Для съёмок фильма о Майдане Лознице пришлось приостановить работу над другим его проектом. За фильм «Майдан» режиссер получил гран-при Международного фестиваля фильмов о правах человека в Нюрнберге.
В 2016 году был создан следующий фильм Лозницы - «Аустерлиц», события которого происходят на территории бывших концлагерей, действующих как музеи. В центре внимания режиссера оказываются не сами лагеря и их история, а люди, которые их посещают, тратят воскресный летний день на поездку, а некоторые даже берут с собой детей в колясках. Они праздно шатаются, делают селфи на фоне печей крематория. Люди ходят в коротких шортах, смеются, обедают, загорают, ведут себя так, как будто попали в Диснейленд.