Лядов Анатолий Константинович

Русский композитор. Дирижер. Педагог. Профессор Санкт-Петербургской консерватории. Известен как фольклорист, составивший несколько сборников русских народных песен. Большая часть его сочинений написана для фортепиано, многие из них написаны в простых формах.


Анатолий Лядов родился 12 мая 1855 года в городе Санкт-Петербург. Мальчик появился на свет в семье известного русского дирижера Константина Лядова. Первые уроки музыки начал получать в пять лет от отца, а в 1870 году поступил в Петербургскую консерваторию по классу фортепиано и скрипки. Вскоре юноша заинтересовался теоретическими дисциплинами и стал усиленно изучать контрапункт и фугу. К этому же времени относятся его первые композиторские опыты. Талант молодого музыканта заметил и высоко оценил Модест Мусоргский.

Через некоторое время Лядов перевелся в класс теории композиции к Николаю Римскому-Корсакову, однако в 1876 году оказался отчислен из консерватории за непосещаемость. Два года спустя молодой человек восстановился в консерватории и успешно ее окончил. В том же году композитор получил приглашение на должность преподавателя элементарной теории музыки, гармонии и инструментовки в Петербургской консерватории, где и работал до самой смерти.

Анатолий Константинович известен тем, что очень медленно работал над своими произведениями. Серж Лифарь вспоминал, что Сергей Дягилев в первую очередь обратился к Лядову с просьбой написать музыку для балета «Жар-птица». Однако, когда композитор задержал выполнение заказа, Дягилев вынужден передать этот заказ молодому Игорю Стравинскому.

Большая часть сочинений Лядова написана для фортепиано. Это «Бирюльки», «Арабески», «Про старину», «Идиллия», пьесы, прелюдии, вальсы. Композитор являлся великолепным мастером жанра миниатюры: многие его произведения написаны в простых формах и длятся несколько минут. Среди самых известных сочинений Лядова: симфонические картины «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», «Танец Амазонки», «Скорбная песнь». Лядов также известен как фольклорист, составивший несколько сборников русских народных песен.

Анатолий Константинович Лядов скончался 28 августа 1914 года в своей усадьбе Полыновка, Новгородская область. Похоронили композитора сначала на Новодевичьем кладбище северной столицы, однако в 1936 году перезахоронен в петербургском Некрополе мастеров искусств.


Творчество Анатолия Лядова

Музыкальные произведения Анатолия лядова

1876 - «Бирюльки» 14 пьес для фортепиано
1878 - Четыре арабески для фортепиано
1881 - Два интермеццо для фортепиано
1887 - «Деревенская сцена у гостиницы» Мазурка для оркестра
1891 - 1904 - «Баба-Яга» симфоническая поэма для оркестра
1893 - «Музыкальная табакерка» пьеса для фортепиано
1906 - «Восемь русских народных песен» для оркестра
1909 - Десять переложений из Обихода (собрание древнерусских православных песнопений)
1909 - «Кикимора» симфоническая поэма для оркестра
1909 - «Волшебное озеро» симфоническая поэма для оркестра
1910 - «Танец Амазонки» симфоническая поэма для оркестра
1910 - 1912 - «Из Апокалипсиса» симфоническая картина для оркестра

Интересные Факты об Анатолии Лядове

Когда Митрофан Беляев основал в Лейпциге нотноиздательскую фирму, то обязал Лядова заниматься корректировкой готовящихся к изданию произведений. Анатолий Константинович настолько скрупулезно проделывал эту работу, что меценат в шутку стал называть его «прачкой».

Анатолий Константинович был наделен многими талантами. Помимо композиторского дара имел прекрасные способности к изобразительному искусству и поэтическому творчеству. Дошедшие до нас остроумные картинки и стихотворения могут предостаточно рассказать о характере их автора. Например, Лядов очень много рисовал для сыновей, а затем устраивал целые вернисажи из своих творений, развешивая их по всей квартире. На этой выставке можно было увидеть полные юмора карикатуры на известных людей, а также изображения различных мифологических существ: кривых чертиков или странного вида человечков.

Когда у Лядова спрашивали, почему он предпочитает сочинять небольшие музыкальные произведения, то композитор на это всегда шутил, что не может выдерживать музыки более пяти минут.

Практически все свои сочинения Лядов кому-то посвящал. Это могли быть учителя, родственники или близкие друзья. Он считал для себя важным адресовать произведение конкретному лицу, к которому относился с большой любовью и уважением, и может быть поэтому он так тщательно работал над каждым своим творением.

Многие утверждают, что Лядов был самым ленивым русским музыкальным классиком и поэтому написал так мало произведений. Однако некоторые биографы композитора категорически отрицают это. Он много занимался педагогической деятельностью, так как именно она давала возможность Лядову содержать свою семью. В письмах к Беляеву, который желал, чтобы Анатолий Константинович оставил работу в консерватории и полностью занялся сочинением, композитор отвергал любую материальную поддержку мецената.

Современники композитора вспоминали, что Анатолий Константинович был добрейшим человеком. С ним всегда было приятно общаться, так как он умел легко поддержать разговор и быть интересным собеседником. Помимо этого Лядова еще характеризовали как беспечнейшего человека, который очень любил покутить и повеселиться, что возможно и сказалось на подрыве здоровья и раннем уходе из жизни.

Сразу после кончины Анатолия Лядова похоронили в Петербурге на Новодевичьем кладбище, но в 1936 году его останки были перенесены в Некрополь Александро-Невской лавры.

Несмотря на показную богемность композитор был человеком скрытным и к своей личной жизни не подпускал даже друзей. В 1882 году в городе Боровичи он познакомился с Толкачевой Надеждой - выпускницей Высших Женских курсов и в 1884 году обвенчался с ней, никого не поставив в известность. В 1887 году супруга осчастливила композитора рождением сына, которого назвали Михаил. В 1889 году в семье Лядовых появился второй сын - Владимир. Михаил и Владимир Лядовы умерли в 1942 году во время блокады.

Значимое место в жизни Лядова занимала педагогическая деятельность. Преподавать он начал сразу после окончания консерватории и трудился на этом поприще до последних дней. Учениками выдающегося маэстро были Б. Асафьев, Н. Мясковский, С. Прокофьев, С. Майкапар, А. Оленин, В. Золотарев - замечательные личности, внесшие неоценимый вклад в развитие русской, а затем и советской музыкальной культуры.

Анатолий Константинович очень любил читать и живо интересовался новинками, которые появлялись в литературе. Он на все имел собственное мнение, которое не боялся высказывать. Например, всем было известно, что он превозносил Достоевского и Чехова и не любил Горького и Толстого.

Композитор, находясь в тяжелом состоянии и предчувствуя свою кончину, перед смертью сжег наброски всех начатых им произведений.

Память об Анатолии Лядове

В 1955 году в СССР выпущена почтовая марка, посвященная Лядову.

C 1990 года в г. Боровичи ежегодно проводится Фестиваль искусств имени А. К. Лядова. Имя композитора носит городская детская школа искусств. В самой Полыновке, выросшей после смерти композитора в поселок, главная улица получила его имя.

Также имя Лядова носит детская музыкальная школа в Москве, на улице 1905 года.

Семья Анатолия Лядова

Отец - Константин Николаевич, дирижер.
Мама - Екатерина Андреевна, пианистка.

Старшая сестра - Валентина Константиновна Помазанская

Жена - Толкачева Надежда (брак с 1884), выпускница Высших Женских курсов, никого не поставив в известность.
Сын - Михаил (род. 1887);
Сын - Владимира (род. 1889).
Михаил и Владимир Лядовы умерли в 1942 году во время блокады.

05.09.2020
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.