Маури Эстеве Хосе
José Mauri Esteve

Кубинский композитор, скрипач, дирижёр и педагог. Работал органистом в церкви, капельмейстером, хормейстером и дирижёром в нескольких гаванских оркестрах и театрах. Писал религиозную музыку. Считается создателем первой национальной оперы «Рабыня» (исп. La Esclava), поставленной в 1921 году в Гаване и сочетавшей креольский и афро-кубинский фольклор. Его творчество изобиловало мотивами кубинских танцевальных жанров: хабанеры, криольи, дансы, дансона и румбы.


Хосе Маури Эстеве родился 12 февраля 1855 года в Валенсии, Испания. Был сыном театрального импресарио и либреттиста Хосе Мануэля Маури Капильи и певицы Сальвадоры Эстев Мартин. Семья переехала на Кубу незадолго до того, как сыну исполнился один год

Хосе начал изучать музыку со своим отцом. После переезда в Перу, учился скрипке у Рейнальдо Рабальятти, который подготовил его к дебюту в 1864 году - Хосе исполнил фантазию на отрывки из оперы "Люсия де Ламмермур" в Главном театре Лимы.

В том же году семья вернулась на Кубу, где Маури учился в иезуитском колледже Белена в Гаване. Тогда юноша сочинил Мизерере на три голоса и принял участие в его исполнении в качестве типле. В Гаване он продолжил свое музыкальное образование, сначала у Ансельмо Лопеса, у которого брал уроки игры на скрипке. Позже учился у Мануэля Убеды не только скрипке, но и фортепиано, органу и композиции.

В 1870 году в возрасте пятнадцати лет он занял кафедру в Театре Такон. В 1871 году году стал концертмейстером Альбису, а также дирижером хоров и органистом нескольких церквей Гаваны.

В восемнадцать лет он начал с должности дирижера оркестра Театра Сервантеса, где поставил двадцать три написанных им сарсуэлы и комические игрушки и поделился работой со своим братом Мануэлем. На этом этапе появилось его первое лирическое произведение, одноактная сарсуэла Эль Сомбреро де Фелипе II (1874 г.), и другие произведения этого жанра, такие как "Эль Барберильо де Хесус Мария" (1877 г.) и "Эффекты кан-кана" (1878 г.). С тех пор он работал как над сарсуэлой, так и над духовной музыкой; с этого времени совпадает исполнение мессы, а также пьес "Салют" и "Аве Мария".

Начиная с 1881 года, он путешествовал по нескольким странам Америки и Европы. Выступал в качестве дирижера в Колумбии. В Мадриде он играл как скрипач в Королевском театре и стал известен как композитор и оркестратор.

Вернулся на Кубу в 1886 году и снова побывал в нескольких странах Латинской Америки: Гватемале, Колумбии, где руководил Национальным оркестром, побывал в Венесуэле, Пуэрто-Рико, Никарагуа, Сальвадоре и Мексике. Там он выступал в качестве дирижера оркестров, преподавал и сочинял, а также вносил свой вклад в сбор средств на дело независимости Кубы.

В 1889 году он возглавил Большую труппу Сарсуэлы и оперы труппы Палау в театре Такон, где были поставлены его "Сарсуэлы Лукреции Борджиа" (1889) и "Личная охрана" (1890). В Сальвадоре, куда он отправился в 1893 году, он вел очень интенсивную музыкальную деятельность и написал там "Отче наш и нищий". В Мексике его работа в качестве оперного дирижера в театре Абреу была высоко оценена, где он добился больших успехов в музыкальной постановке оперы "Верди".

По возвращении на Кубу в 1901 году ему было поручено руководить лирической картиной Альбису, а в 1902 году он был назначен директором духового оркестра Мужской исправительной школы Гуанахая, где он оставался в течение нескольких лет учителем музыки начальных классов, преподавателем собственных инструментов Группы и создателем репертуара.

Он был крупным промоутером кубинских групп. В 1906 году он руководил конкурсом детских оркестров, а два года спустя входил в состав жюри Первого конкурса оркестров, проводившегося в Национальном театре.

В последующие годы его художественная деятельность была в значительной степени отодвинута на второй план, поскольку он лишь изредка дирижировал в театрах Гаваны, и были проведены первые прослушивания оркестровой сюиты и симфонической поэмы "Безумие и величие Дон Кихота". Эта последняя пьеса и Серенада Дон Кихота "Дульсинея" получили 1-ю и 2-ю премии на конкурсе, организованном Журналом "Де ла Марин" в 1902 году по случаю трехсотлетия творчества Сервантеса.

Его опыт в театральном мире отразился не только в сочинении Сарсуэлес, но и в опере. "Создание рабыни" (1918) на либретто Томаса Хулии представляет собой важную веху на Кубе в поисках национального языка в жанре. Произведение считается первой национальной оперой. В нем сочетается креольский и афро-кубинский фольклор.

Пьеса, написанная в трех действиях, посвящена кубинской теме, развивавшейся на колониальной сцене. Премьера состоялась 6 июня 1921 года в Национальном театре Гаваны. Маури включил в язык оперы некоторые кубинские жанры, такие как гаванера, танцевальные арии и румба. В результате этой премьеры возникла острая полемика, поскольку пьеса представляла собой внедрение кубинской музыки в оперную среду, что было необычным в то время.

Его репертуар также включает в себя большое количество песен, считающихся настоящими лидерами, несколько партитур камерной музыки и фортепианных произведений.

Хосе Маури был членом Гаванского филармонического общества и Музыкальной секции Национальной академии искусств и литературы Кубы. В 1914 году он основал консерваторию Маури, где преподавал до глубокой старости.

Умер 7 июня 1939 года в Гаване, Куба.

07.06.2024
  • Композитор

Родился: 12 февраля 1855 года (169 лет назад)
Умер: 7 июня 1939 года (85 лет назад)

ЗАКРЫТЬ X

rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.