Российский театральный режиссер. Актер. Педагог. Теоретик и практик театрального гротеска. Автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актерской системы, получившей название «биомеханика». Заведовал Театральным отделом Народного комиссариата просвещения.
Карл Казимир Теодор Майергольд родился 9 февраля 1874 года в городе Пенза. Мальчик вырос в обрусевшей немецкой семье, где воспитывалось восемь детей. Мать приобщила детей к театру. Карл и его братья играли в любительских спектаклях. Гимназический курс завершил поздно, трижды оставаясь на второй год. В возрасте двадцати одного года принял православие и изменил собственное имя на Всеволод. Также отказался от прусского подданства и получил русский паспорт с фамилией «Мейерхольд», как рекомендовала русская грамматика.
После гимназии Всеволод обучался в театрально-музыкальном училище Московского филармонического общества в классе Немировича-Данченко. После окончания поступил в труппу создаваемого Московского художественного театра. Мейерхольд играл много больших ролей в пьесах Уильяма Шекспира, Льва Толстого, Антона Павловича Чехова. С 1902 года началась его самостоятельная режиссерская работа. Всеволод Эмильевич поставил огромное количество спектаклей, сотрудничал с Константином Станиславским и Верой Комиссаржевской.
В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Александром Блоком, Владимиром Маяковским, Рюриком Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью.
Через год Мейерхольд вступил в Российскую коммунистическую партию большевиков. После Октябрьской революции поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» Владимира Маяковского. С мая 1919 по август 1920 года находился в Крыму и на Кавказе, где пережил несколько смен власти, арестовывался белой контрразведкой. По приглашению народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского заведовал Театральным отделом Народного комиссариата просвещения.
В начале 1920-х годов в кафе «Красный петух», открытом в бывшем Пассаже Сан-Галли, Мейерхольдом поставлена пьеса Александра Блока «Незнакомка». В 1920 году предложил и затем активно проводил в теорию и практику театра программу «Театральный Октябрь». На курсах мастерства сценических постановок в Петербурге вводится преподавание «биомеханики» как теории движений. В это же время использует этот термин для занятий сценическим движением.
В 1920 году в Москве создан Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда, которому в 1926 году присвоен статус государственного. В 1928 году театр едва не был закрыт: отправившись вместе с женой за рубеж: для лечения и переговоров о гастролях театра, режиссер задержался во Франции, и, поскольку в это же самое время из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов, возглавлявший в то время МХАТ 2-й, и руководитель государственного еврейского театра Алексей Грановский, Мейерхольд также оказался заподозрен в нежелании возвращаться.
Однако Мейерхольд не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр. В 1930 году его театр с успехом гастролировал за рубежом. Михаил Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, в своих воспоминаниях рассказывал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских ее формах. Я знаю, вы правы - мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой - зачем? - он ответил: из честности».
В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Зинаида Райх, посмотрел Иосиф Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо о том, что он не разбирается в искусстве. Результат оказался предсказуем: 8 января 1938 года театр закрылся.
В мае 1938 года Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссера в руководимом им самим оперном театре. После наступившей вскоре смерти Константина Сергеевича, Мейерхольд стал главным режиссером театра.
С мая по июнь 1939 года Мейерхольд разрабатывал план выступления студентов института имени Петра Лесгафа на параде физкультурников в Санкт-Петербурга. Это была его последняя режиссерская работа, которая оказалась неожиданно принята с триумфом. На Первой всесоюзной режиссерской конференции в его честь в зале гремели овации. Речь Мейерхольда стала его последним публичным выступлением.
Мейерхольд 20 июня 1939 года арестован в Санкт-Петербурге. Одновременно в его квартире в Москве произведен обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. По странному стечению обстоятельств, 15 июля 1939 года она оказалась убита неустановленными лицами.
После трех недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал все необходимые следствию показания. Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года. Коллегия приговорила режиссера к расстрелу.
Всеволода Эмильевича Мейерхольда расстреляли 2 февраля 1940 года в Москве. Полностью реабилитирован в 1955 году. Прах захоронен на кладбище крематория у Донского монастыря.
Театральные работы
Актерские
1892 - «Горе от Ума» А. С. Грибоедова. Пензенский кружок любителей театрального искусства - Репетилов
1898 - «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого. Режиссеры-постановщики К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко - Василий Шуйский
1898 - «Венецианский купец» У. Шекспира - принц Арагонский
1898 - «Чайка» А. П. Чехова. Режиссеры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко - Треплев
1899 - «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого. Режиссеры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко - Иоанн Грозный
1899 - «Антигона» Софокла - Тирезий
1899 - «Одинокие» Г. Гауптмана. Режиссеры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко - Иоганнес
1901 - «Три сестры» А. П. Чехова. Режиссеры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко - Тузенбах
1907 - «Балаганчик» А. А. Блока - Пьеро
Режиссерские
1906 - «Сестра Беатриса» Мориса Метерлинка театр В. Комиссаржевской
1906 - «Гедда Габлер» Генрик Ибсен театр В. Комиссаржевской
1906 - «Балаганчик» А. Блока, театр В. Комиссаржевской
1913 - «Электра» Р. Штрауса, Мариинский театр. Художник А. Я. Головин
1918 - «Мистерия-Буфф» В. Маяковского
Театр РСФСР-1 (Театр Актера, Театр ГИТИСа)
1920 - «Зори» Э. Верхарна (совместно с В. Бебутовым). Художник В. Дмитриев
1921 - «Союз молодежи» Г. Ибсена
1921 - «Мистерия-буфф» В. Маяковского (вторая редакция, совместно с В. Бебутовым)
1922 - «Нора» Г. Ибсена
1922 - «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка. Художники Л. С. Попова и В. В. Люце
1922 - «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина. Режиссер С. Эйзенштейн
ТиМ (ГосТиМ)
1923 - «Земля дыбом» Мартине и С. М. Третьякова. Художник Л. С. Попова
1924 - «Д. Е.» Подгаецкого по И. Эренбургу. Художники И. Шлепянов, В. Ф. Федоров
1924 - «Учитель Бубус» А. Файко; режиссер Вс. Мейерхольд, художник И. Шлепянов
1924 - «Лес» А. Н. Островского. Художник В. Федоров.
1925 - «Мандат» Н. Эрдмана. Художники И. Шлепяннов, П. В. Вильямс
1926 - «Ревизор» Н. Гоголя. Художники В. В. Дмитриев, В. П. Киселев, В. Э. Мейерхольд, И. Ю. Шлепянов.
1926 - «Рычи, Китай» С. М. Третьякова (совместно с режиссером-лаборантом В. Ф. Федоровым). Художник С. М. Ефименко
1927 - «Окно в деревню» Р. М. Акульшина. Художник В. А. Шестаков
1928 - «Горе уму» по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Художник Н. П. Ульянов; композитор Б. В. Асафьев.
1929 - «Клоп» В. Маяковского. Художники Кукрыниксы, А. М. Родченко; композитор - Д. Д. Шостакович.
1929 - «Командарм-2» И. Л. Сельвинского. Художник В. В. Почиталов; сценическая конструкция С. Е. Вахтангова.
1930 - «Выстрел» А. И. Безыменского. Режиссеры В. Ф. Зайчиков, С. В. Козиков, А. Е. Нестеров, Ф. П. Бондаренко, под руководством Вс. Мейерхольда; художники В. В. Калинин, Л. Н. Павлов
1930 - «Баня» В. Маяковского. Художник А. А. Дейнека; сценическая конструкция С. Е. Вахтангова; композитор В. Шебалин.
1931 - «Последний решительный» Вс. В. Вишневского. Конструктивная разработка С. Е. Вахтангова
1931 - «Список благодеяний» Ю. Олеши. Художники К. К. Савицкий, В. Э. Мейерхольд, И. Лейстиков
1933 - «Вступление» Ю. П. Германа. Художник И. Лейстиков
1933 - «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина. Художник В. А. Шестаков.
1934 - «Дама с камелиями» А. Дюма-сына. Художник И. Лейстиков
1935 - «33 обморока» (на основе водевилей «Предложение», «Медведь» и «Юбилей» А. П. Чехова). Художник В. А. Шестаков
В других театрах
1917 - «Маскарад» М. Ю. Лермонтова - Александринский театр
1923 - «Озеро Люль» А. Файко - Театр Революции
1933 - «Дон Жуан» Мольера - Ленинградский театр госдрамы
1935 - «Каменный гость» А. С. Пушкина - радиоспектакль.
Фильмография
«Портрет Дориана Грея» (1915) - режиссер, сценарист, исполнитель роли Лорда Генри
«Сильный человек» (1917) - режиссер
«Белый орел» (1928) - сановник
Библиография
Мейерхольд В. К возобновлению «Грозы» А. Н. Островского на сцене Александринского театра: Речь режиссера к актерам // Любовь к трем апельсинам. 1916. № 2-3.
Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Часть первая: 1891-1917 - Часть вторая: 1917-1939 М.: Искусство, 1968.
Мейерхольд В. В. Э. Мейерхольд. Лекции. 1918-1919 / Тексты подготовлены Н. Н. Панфиловой, Е. П. Перегудовой, З. П. Удальцовой, О. М. Фельдманом. М.: ОГИ, 2001. - 280 с., обл
В. П. Коршунова, М. М. Ситковецкая. Библиографический указатель книг, статей... В. Э. Мейерхольда. Библиографический указатель книг, статей, переводов, бесед, докладов, высказываний, писем В. Э. Мейерхольда. ВТО (1974).
Мейерхольд Всеволод Эмильевич: Собрание сочинений.
Сразу после официальной реабилитации Мейерхольда, в 1955 году, сформирована Комиссия по творческому наследию режиссера. С момента основания по 2003 год бессменным ученым секретарем Комиссии была М. А. Валентей-Мейерхольд; возглавляли Комиссию по наследию в разные годы Павел Марков (1955-1980), Сергей Юткевич (1983-1985), Михаил Царев (1985-1987), В. Н. Плучек (1987-1988). С 1988 года председателем Комиссии является режиссер Валерий Фокин.
В конце 1988 года было принято решение о создании мемориального Музея-квартиры в Москве - филиала Театрального музея им. А. А. Бахрушина
С 25 февраля 1989 года в Театре им. М. Н. Ермоловой, который в то время возглавлял Валерий Фокин, проводились вечера памяти Мейерхольда.
В 1991 году по инициативе Комиссии по наследию и при поддержке Союза театральных деятелей России, на базе учрежденного еще в 1987 году Всероссийского объединения «Творческие мастерские», был основан Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ). Центр занимается научной и образовательной деятельностью; за два с лишним десятилетия своего существования он превратился в традиционное место проведения международных фестивалей и национального фестиваля «Золотая маска», площадку для гастролей лучших европейских и российских спектаклей.
В Пензе 24 февраля 1984 года был открыт Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда» (директор Наталия Аркадьевна Кугель), в котором с 2003 года работает Театр Доктора Дапертутто.
В 1999 году в Пензе был открыт памятник В. Э. Мейерхольду.
В честь 140-летней годовщины со дня рождения В. И. Мейерхольда в Санкт-Петербурге на ул. Бородинская д.6 (в Санкт-Петербургском техникуме железнодорожного транспорта), 10 февраля 2014 года открыта памятная доска в зале, где работал Мейерхольд.
Отец - Эмиль Федорович Майергольд, немец, винозаводчик.
Мать - Альвина Даниловна (урожденная Неезе).
Он был восьмым ребенком в лютеранской немецкой семье.
Первая жена - Ольга Мунт (брак с 17.04.1896), вместе играл в любительских спектаклях. Свадьбу отпраздновал в Пензе, там же провели и медовый месяц.
Дочь - Мария (1897-1929).
Дочь - Татьяна (1902-1986).
Дочь - Ирина (1905-1981).
Вторая жена - Зинаида Райх (брак с 1922), бывшая жена Сергея Есенина.
Мейрехольд усыновил Константина и Татьяну, ее детей от первого брака с Сергеем Есениным.