Немецкий композитор. Пианист. Дирижер. Педагог. Автор знаменитого на весь мир Свадебного марша. Один из крупнейших представителей романтизма в музыке. Глава Лейпцигской школы в немецкой музыке, основатель Лейпцигской консерватории, внук философа Мозеса Мендельсона.
Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди родился 3 февраля 1809 года в городе Гамбург, Германия. Музыкальные способности у мальчика проявились с детства и сразу замечены матерью. Она стала учить его и младшую сестру музыке, а затем их образованием занялся знаменитый музыкант Людвиг Бергер. Феликс учился играть на пианино и альте.
В десять лет Бартольди одержал свою первую победу на конкурсе, а в одиннадцать лет поступил в Берлинскую Певческую академию. О нем стали говорить как о чуде. В пятнадцать лет уже писал крупные музыкальные произведения: концерты, окстеты, секстеты.
Летом 1826 года музыкант написал увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», в состав которой и вошел знаменитый Свадебный марш, благодаря которому имя Мендельсона известно практически каждому.
Феликс Мендельсон 11 мая 1829 года дирижировал первым исполнением произведения Иоганна Баха «Страсти по Матфею». Это исполнение дало импульс к возрождению музыки Баха в XIX веке и прославило его на весь мир.
Бартольди совершил путешествие по всей Европе в 1830 году, провел зиму в итальянском городе Рим, продолжая писать. В 1835 году его пригласили в немецкий городе Лейпциг на место музыкального директора. В сентябре того же года женился. В браке родилось пятеро детей.
Также Мендельсон занимался организацией музыкальных фестивалей во многих городах Германии. Все это время продолжал писать музыку, «Шотландская симфония», концерт для скрипки и другие произведения.
Впервые скрипичный концерт ми-минор Феликса Мендельсона-Бартольди был исполнен Лейпцигским симфоническим оркестром «Гевэндхауз» 13 марта 1845 года. Дирижером оркестра выступил сам автор, а солировал выдающийся скрипач Фердинанд Давид, профессор Лейпцигской консерватории и близкий друг композитора.
Летом 1847 года Феликс узнал о смерти своей сестры Фанни, которая была для него вторым «я». Это известие сломало его. Последним большим произведением композитора стал «Реквием для Фанни», отмеченный глубокими душевными переживаниями.
Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди скончался 4 ноября 1847 года от инсульта в городе Лейпциг, Германия. Похоронен композитор на Троицынском кладбище Берлина.
Оперы и зингшпили
«Два племянника, или Дядюшка из Бостона»
«Свадьба Камачо»
«Любовь солдата»
«Два педагога»
«Бродячие комедианты»
«Возвращение с чужбины» (переработано в вокальный цикл, op. 89; 1829)
Оратории
«Павел», op. 36 (1835)
«Илия», op. 70 (1846)
«Христос», op. 97 (не окончена)
Te Deum
Кантаты
«Christe, Du Lamm Gottes» (1827)
«O Haupt voll Blut und Wunden» (1830)
«Vom Himmel hoch» (1831)
«Wir glauben all» (1831)
«Ach Gott vom Himmel sieh darein» (1832)
«Вальпургиева ночь», op. 60
«Праздничные песнопения», op. 68 (1840)
«Wer nur den lieben Gott lasst walten» (1829)
Оркестровые сочинения
13 симфоний для струнного оркестра (1821-1823)
Симфония № 1 c-moll op. 11, (1824)
Симфония № 2 B-dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»), op. 52 (1840)
Симфония № 3 a-moll («Шотландская»), op. 56 (1842)
Симфония № 4 A-dur («Итальянская»), op. 90 (1833)
Симфония № 5 d-moll («Реформационная»), op. 107 (1832)
Увертюра C-Dur («Увертюра с трубами»), op. 101 (1825)
Увертюра «Сон в летнюю ночь», op. 21 (1826/1831)
Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине», op. 32 (1833)
Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера», op. 26 (1832)
Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание», op. 27 (1828/1833/1834)
Увертюра «Рюи Блаз», op. 95 (1839)
Музыка к трагедии «Антигона», op. 55 (1841)
Музыка к комедии «Сон в летнюю ночь», op. 61 (1843, в том числе «Свадебный марш»)
Музыка к пьесе «Аталия», op. 74 (1843—1845)
Музыка к трагедии «Эдип», op. 93 (1845)
Музыка к пьесе «Лорелея», op. 98 (1845)
Концерты
Концерт для скрипки с оркестром d-moll (1822)
Концерт для скрипки с оркестром, e-moll op. 64 (1838, вторая редакция 1844)
Концерт для фортепиано с оркестром a-moll (1822)
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 g-moll, op. 25 (1831)
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 d-moll, op. 40 (1837)
Два концерта для двух фортепиано с оркестром (E-dur и As-dur) (1823-1824)
Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром d-moll (1823)
Камерные сочинения
Семь струнных квартетов;
Два струнных квинтета;
Струнный октет;
Две сонаты для скрипки и фортепиано;
Две сонаты для виолончели и фортепиано;
Два фортепианных трио;
Три фортепианных квартета;
Соната для альта и фортепиано
Сочинения для фортепиано
Прелюдии и фуги ор. 35
Вариации: «Серьезные вариации» ор. 54
Три сонаты
Этюды
Каприччио
«Песни без слов», восемь тетрадей
Рондо-Каприччиозо
Сочинения для органа
Прелюдия d-moll (1820)
Анданте D-dur (1823)
Пассакалья c-moll (1823)
Три прелюдии и фуги, op. 37 (1836/37)
Три фуги (1839)
Прелюдия c-moll (1841)
Шесть сонат op. 65 (1844/45)
Анданте с вариациями D-dur (1844)
Аллегро B-dur (1844)
Вокальные и хоровые сочинения
«Петь на просторе». Шесть песен. Op. 41
№ 1. «В лесу» (сл. А. Платена)
№ 2. «Беги со мной» (сл. Г. Гейне)
№ 3. «Как иней ночкой весенней пал» (сл. Г. Гейне)
№ 4. «Над ее могилой» (сл. Г. Гейне)
№ 5. «Майская песня» (сл. Л. Хельти)
№ 6. «На озере» (сл. И. В. Гете)
«Первый день весны». Op. 48
№ 1. «Предчувствие весны» (сл. Л. Уланда)
№ 2. «Подснежник» (сл. Н. Ленау)
№ 3. «Праздник весны» (сл. Л. Уланда)
№ 4. «Песня жаворонка». Канон
№ 5. «Утренняя молитва» (сл. Й. Эйхендорфа)
№ 6. «Осенняя песня» (сл. Н. Ленау)
«Среди зелени». Шесть песен. Op. 59 (1844)
№ 1. «Среди зелени» (сл. Г. Шези)
№ 2. «Ранняя весна» (сл. И. В. Гете)
№ 3. «Прощание с лесом» (сл. Й. Эйхендорфа)
№ 4. «Соловей» (сл. И. В. Гете)
№ 5. «Грезы» (сл. Л. Уланда)
№ 6. «Охотничья песня» (сл. Й. Эйхендорфа)
Мотеты
Услышь молитву мою!. Соль мажор, WoO 15, текст перевода Псалма 54 (55).
Шесть хоров. Op. 88
№ 1. «Новогодняя песня» (сл. Й. П. Гебеля)
№ 2. «Счастливый» (сл. Й. Эйхендорфа)
№ 3. «Пастушья песня» (сл. Л. Уланда)
№ 4. «Лесные птички» (сл. Щютца)
№ 5. «Германия» (сл. Й. П. Гебеля)
№ 6. «Странствующий музыкант» (сл. Й. Эйхендорфа)
Четыре хора. Op. 100
№ 1. «Память»
№ 2. «Хвала весне» (сл. Л. Уланда)
№ 3. «Весенняя песня»
№ 4. «В лесу»