Итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства еще при жизни самого мастера. Среди самых известных его скульптурных работ: «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Джорджо Вазари. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы. Среди его архитектурных свершений: великолепный проект купола Собора Святого Петра.
Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони родился 6 марта 1475 года в городе Капрезе-Микеланджело, Италия. Мальчик учился во Флоренции. Определяющее значение для его творческого развития имело знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также изучение памятников античной пластики.
Уже в юношеских произведениях Микеланджело определились главные черты творчества скульптора: монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой. Работая в конце 1490-х годов в Риме, художник отдал дань увлечению античной скульптурой, яркую убедительность образов внес в каноническую схему группы «Оплакивание Христа».
В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где через несколько лет создал колоссальную статую «Давид». Через четыре года Папа Юлий II пригласил его в Рим и поручил ему создание собственной гробницы над которой скульптор работал до 1545 года.
Своими руками мастер расписал свод Сикстинской капеллы в Ватикане: великолепную композицию, воспринимаемую как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека. Работа длилась четыре года, всего площадь расписного купола составляет более 600 квадратных метров. Для каждого своего персонажа находит особую позу, поворот, движение, жест.
Фрескам плафона Сикстинской капеллы, как и другим живописным произведениям Микеланджело, свойственны четкость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме приглушенных изысканных цветов. Мироощущение Микеланджело в 1520-е годы приобрело трагический характер. Глубокий пессимизм отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи, олицетворяющих необратимость течения времени. Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов.
Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии. Творчество художника, ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло огромную роль в развитии европейского искусства, во многом подготовило становление маньеризма, оказало большое влияние на сложение принципов барокко.
За несколько дней до смерти художник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Затем направился в крохотную церковь Санта-Мария дель Анджели, где хотел довести до совершенства скульптуру Мадонны. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. И сам не достоин встречи с Раем, так как не оставил после себя потомков, за исключением бездушных каменных изваяний. Мастер хотел в последние свои дни вдохнуть жизнь в статую Мадонны, чтобы таким образом завершить земные дела.
Микеланджело Буонарроти скончался 18 февраля 1564 года в Риме. Папа Римский Пий IV собирался похоронить художника в Риме, построив ему гробницу в соборе Святого Петра и 20 февраля 1564 года тело временно возложено в базилике Санти-Апостоли. В начале марта его тайно перевезли во Флоренцию и торжественно похоронили 14 июля 1564 года в францисканской церкви Санта-Кроче, недалеко от могилы Макиавелли.
Творчество Микеланджело Буонарроти
Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.
Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти.
Пьета. Мрамор. 1498-1499. Ватикан, Собор Святого Петра.
Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.
Давид. Мрамор. 1501-1504. Флоренция, Академия изящных искусств.
Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502-1504. Лондон, Королевская академия художеств.
Мадонна Дони. 1503-1504. Флоренция, Галерея Уффици.
Мадонна Питти. Ок. 1504-1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств.
Роспись свода Сикстинской капеллы. 1508-1512. Ватикан.
Сотворение Адама
Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр.
Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530-1534. Флоренция, Академия изящных искусств.
Капелла Медичи 1520-1534.
Мадонна. Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521-1534.
Библиотека Лауренциана. 1524-1534, 1549-1559. Флоренция.
Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524-1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.
Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526-1533. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.
Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530-1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Брут. Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
Страшный суд. Сикстинская капелла. 1535-1541. Ватикан.
Гробница Юлия II. 1542-1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547-1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.
Отец - Лодовико Буонарроти, банкир.
Мать - Франческа ди Нери ди Миниато дель Сиена.