Итальянский художник. Реформатор европейской живописи XVII века.
Основатель реализма в живописи. Один из крупнейших мастеров барокко.
Первый применил манеру письма «кьяроскуро»: противопоставление света и тени.
Микеланджело да Караваджо родился 28 сентября 1573 года в городе Милан, Италия. Мальчик с детства обнаружил у себя талант к живописи. Искусству рисования обучался в родном городе до 1588 года у Симоне Петерцано. В начале 1590-х годов молодой человек переехал в Рим, где работал более десяти лет, а начиная с 1606 года много путешествовал по Италии: жил и работал в Неаполе, на острове Мальта и в Сицилии. В своем творчестве оказался подчеркнуто оригинален, его нельзя отнести ни к одной из художественных школ.
По натуре Караваджо являлся бунтарем, и это как нельзя ярче выразилось в его раннем творчестве. Идеальным образам художник противопоставил простого юношу из толпы, наделенного грубой чувственной красотой. Его молодые и жизнерадостные герои похожи на античного бога Вакха, который и сам нередко становится темой картин. Эти персонажи очень телесны, натуральны и вплотную придвинуты к зрителю, почти осязаемы.
В этот период Микеланджело рисует жизнь лишенную всякой поэтизации. Напротив, его сюжеты подчеркнуто натуралистичны, особенно когда изображена сцена насилия. Позже его стиль смягчится, станет более символичным и глубоким, не утратив при этом реалистичности. Главными темами его картин являлись библейские сюжеты. Караваджо успел найти тонкую грань между драматизмом и натуралистическими деталями. Его святые и апостолы становятся похожи на людей из плоти и крови, не утрачивая при этом своей божественной просветленности.
В конце жизни Караваджо обращается к теме одиночества человека в огромном враждебном ему мире, столь свойственной искусству барокко в целом. Он рисует группы людей, объединенных родственными связями и теплыми отношениями друг к другу. Видимо, сказалась усталость автора от постоянного одиночества, скитаний и непонимания окружающих.
Первая дошедшая до нас картина: «Мальчик, чистящий фрукт». Далее мастер знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов». После драки Караваджо попадает в тюрьму Тор ди Нона, где происходит его встреча с Джордано Бруно.
Однажды, живописец заболел малярией и шесть месяцев находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни создает картину «Больной Вакх», своей первый автопортрет. Первыми многофигурными картинами являются «Шулеры» и «Гадалка».
Первый женский образ в творчестве Караваджо: «Кающаяся Мария Магдалина», показывает способность художника на глубокую и поэтически прочувствованную трактовку образа. Картина продана банкиру Винченцо Джустиньяни. За ней последовали «Святая Екатерина Александрийская», «Марфа и Мария». «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» демонстрирует, что Караваджо в своем реализме не чуждается нарочито натуралистических эффектов.
Создание шедевров у Караваджо сопровождалось разгульной жизнью, стычками и драками, штрафами и заключениями. Мастер обвинялся в том, что ранил шпагой человека, плохо отозвавшегося о его картинах, в том, что написал оскорбительные стихи о живописце Бальоне, в избиении нотариуса Пасквалоне, в потасовке в таверне. Каждый раз из тюрьмы его спасали кардиналы и Джустиньяни.
В конце мая 1606 года спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой оказался убит Рануччо Томассони. В убийстве обвинили Караваджо. Папа римский Павел V объявил художника «вне закона» и теперь его мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. Несколько месяцев Микеланджело скрывался в имении семейства Колонна. Там написал несколько картин, но стиль его стал мрачным: «Святой Франциск в раздумье», «Ужин в Эммаусе». Фигура Христа напоминает фреску Леонардо «Тайная вечеря».
Далее Караваджо переезжает в Неаполь, где им написано более десяти картин, хотя сохранились не все: «Экстаз Магдалины», «Распятие апостола Андрея», «Давид с головой Голиафа», «Мадонна Розария», «Коронование терновым венцом», «Бичевание Христа», «Христос у колонны», «Саломея с головой Иоанна Крестителя».
Стиль Караваджо вызывал восхищение многих молодых мастеров и оказал существенное влиянии на развитие западноевропейского изобразительного искусства. Среди его ценителей и подражателей были Рубенс, Веласкес и Рембрандт.
В оставшиеся четыре года жизни художнику приходилось переезжать с места на место. Из Неаполя переехал на Мальту, где сначала посвящен в рыцари, а потом после очередной драки опять посажен в тюрьму. Совершив побег, вернулся в Неаполь. Здесь ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Но, получив прощение и сев на корабль, Микеланджело да Караваджо заразился малярией и умер 18 июля 1610 года в возрасте тридцати семи лет.
Награды Микеланджело да Караваджо
Суверенный Иерусалимский Военно-монашеский Орден Госпитальеров имени Святого Иоанна, Родоса и Мальты
1593 - «Юноша с корзиной фруктов»
1595 - «Музыканты»
1596 - «Мальчик, укушенный ящерицей»
1597 - «Кающаяся Магдалина»
1597 - «Медуза»
1598 - «Юдифь и Олоферн»
1599 - «Нарцисс»
1600 - «Мученичество Святого Матфея»
1601 - «Распятие Святого Петра»
1602 - «Амур-победитель»
1603 - «Погребение Христа»
1604 - «Иоанн Креститель»
1605 - «Портрет папы Павла V»
1606 - «Мария Магдалина в экстазе»
1607 - «Семь деяний милосердия»
1608 - «Обезглавливание Иоанна Крестителя»
1609 - «Воскрешение Лазаря»
1610 - «Давид с головой Голиафа»
Отец - Фермо Меризи, архитектор;
Жена - Лючия Аратори.