Религиозный деятель. Епископ Воронежский и Елецкий. Святой Русской Православной Церкви. Дни памяти совершаются 1 августа , 20 августа, 17 сентября и 6 декабря. Оказывал поддержку императору Петру I, который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота.
Михаил родился 16 ноября 1623 года в селе Антилохово, Ивановская область. Воспитывался в рамках Православных традиций, в духе добра, любви к Богу и доверия Церкви. Достигнув зрелого возраста, женился, имел сына, Ивана.
В возрасте сорока лет Михаил овдовел. В 1663 году пострижен в монашество с именем Митрофан в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией Матери. Сделав выбор в пользу монашества и поступив в монастырь, смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много молился. Братия соседней обители, Яхромской, разумея в нем ревностного, духовно опытного подвижника и не имея на тот момент настоятеля, стали просить у церковного начальства поставить его над ними игуменом. Эту просьбу поддерживали и монастырские крестьяне. Руководство, найдя в этом рациональное зерно, пошло им навстречу.
В 1665 году Митрофан возведен в иерейское достоинство и посвящен в игумена. На этом посту проявлял себя как заботливый, любящий наставник, добрый руководитель. Занимаясь духовным воспитанием братий, много внимания уделял и благоустройству обители. В первый год правления монастырем приобрел богато оформленное Евангелие. Затем, прибегнув к пожертвованиям благотворителей, организовал строительство нового, более вместительного храма.
Пастырская ревность, инициатива и хорошие организаторские способности игумена не ускользнули от внимания Патриарха Иоакима, который предложил ему место настоятеля в более известном Унженском монастыре. Отец Митрофан смиренно принял это предложение. Правил этой обителью около семи лет. За период его руководства обитель преобразилась: отстроился прекрасный Благовещенский храм, с колокольней и трапезой, написано множество икон. Но главное - его деятельность благоприятствовала духовному преображению братий.
В 1682 году, в соответствии с решением Московского Собора 1681 года, образована Воронежская епархия. Поскольку в то время среди народа усилились раскольнические настроения, постольку понятно, что новую епархию должен возглавить твердый в убеждениях, мудрый и ревностный пастырь. Царь выбрал на это место чтимого им игумена Митрофана. Церковное руководство идею одобрило и поддержало.
Патриарх Иоаким 2 апреля 1682 года посвятил отца Митрофана во епископа Воронежского. Смерть царя Феодора, почившего вскоре после этого события, послужила причиной задержки святителя в столице. Кроме того ему надлежало присутствовать при обряде венчания на царство двух Алексеевичей: Иоанна и Петра. Во время совершения этого обряда святитель поднес на блюде венец, который, затем, возложен с молитвой на голову Петра. Кроме того епископ принял участие в Соборе, организованном против бесчинства раскольников, происходившего в Грановитой палате.
Прибыв к месту своего епископского служения, святитель обратился через окружное послание к подвластному духовенству, где призвал священнослужителей к строгому соблюдению веры и ответственному отношению к пастве. В рамках послания выделил три важнейших аспекта в деле управления Христовым стадом: словом, священнодействиями и молитвами, личным примером.
Учитывая масштаб разгула раскольнических настроений в стране, с самого начала служения святитель Митрофан ставил задачей борьбу за церковное единство. Основу единства внутри паствы видел в единстве веры и послушании голосу Церкви. В числе первых дел на своей кафедре епископ организовал строительство нового, каменного храма в Воронеже. Строительство длилось около пятнадцати лет. Все это время служил в деревянной церкви. Когда работы близились к завершению, ко всеобщему сожалению выяснилось, что во время постройки допущены ошибки, связанные с недостаточным опытом каменщиков, и здание храма признали ненадежным.
В духовно-нравственной области святитель Митрофан проявил себя как добрый и милостивый архиерей. Отмечают, что был доступен не только для приближенных и сановитых особ, но для всех, включая простолюдинов. Обычным делом служения для святителя являлось посещение узников в темницах, кроме того проявлял особую заботу о сиротах и вдовах.
К епископу Митрофану царь Петр относился положительно. В свою очередь и святитель почитал царскую власть, называл ее данной Богом и требовал такого понимания от народа. Когда Петр I строил на Воронежской верфи корабли, святитель рассказывал людям, что это необходимо для пользы Отечества, и поддерживал тех, кто занят на тяжких работах, добрым пастырским утешением и молитвой. Узнав, что на нужды Отечества срочно требуются большие денежные средства, святитель, собрав все, что было в епархиальной казне - 6000 рублей - безотлагательно передал собранную сумму государю.
После того как царь Петр взял Азов, тут же отправил посланника сообщить святителю Митрофану, что отныне тот будет именоваться епископом Воронежским и Азовским.
В то же время активная политика вестернизации различных сторон жизни встречала неприятие со стороны святителя, который не боялся возражать царю, когда речь шла о принципиальных вопросах. Однажды царь Петр, пребывая в Воронеже, по каким-то соображениям пригласил епископа Митрофана к себе. Тот пошел к царю пешком, а когда приблизился к адмиралтейству, увидел идолов, развернулся и удалился к себе. Царь же, узнав о случившемся, вознегодовал и вновь послал за епископом. Вернувшись, посыльный передал государю, что святитель готов придти к нему, царю, с визитом лишь при условии, что идолы будут убраны прочь. Темпераментный Петр, услышав такие слова, воспылал еще большим негодованием и опять отправил посыльного, повелев передать, что если святитель тут же не явится к нему, то подвергнется казни, как ослушник, преступник. Святитель вновь проигнорировал приглашение, ответив через царского посыльного, что хотя царь и может умертвить его тело, но не душу, которая в руках Божьих.
Конфликт завершился примирением - царь простил епископа и приказал убрать статуи, после чего владыка явился во дворец благодарить государя. В последующем не изменил свое негативное отношение к европейским обычаям и включил в свое духовное завещание резкое предостережение патриарха Иоакима против сближения с иноземцами. Несмотря на это, до самой смерти пользовался расположением царя.
Чувствуя приближение смерти, святитель Митрофан составил Духовное завещание верующим, а при самом конце земной жизни 21 августа 1703 года принял схиму и новое имя Макарий.
Митрофан Воронежский скончался 6 декабря 1703 года в возрасте восьмидесяти лет. Похоронен в Благовещенском соборе Воронежа. На его похоронах присутствовал царь Петр I.
Во время ремонта Благовещенского кафедрального собора мощи святителя дважды переносили. Каждый раз засвидетельствовано нетление тела святителя. С этого времени началось благоговейное почитание Митрофана и увеличились чудесные явления помощи Божией у его могилы. В 1832 году епископ Митрофан причислен к лику святых.
Память о Митрофане Воронежском
Дни памяти в Православной церкви
6 декабря - преставление
1 августа
20 августа - обретение мощей
17 - сентября второе обретение и перенесение мощей
В 2003 году в Воронеже был установлен памятник святителю Митрофану. Для сбора пожертвований на строительство кафедрального Благовещенского собора в городе был основан Фонд святителя Митрофана Воронежского
В Воронеже действует православная гимназия во имя святителя Митрофана Воронежского
В сентябре 2007 года на базе исторического факультета Воронежского государственного университета прошла межрегиональная научно-практическая конференция «175-летие прославления святителя Митрофана Воронежского - выдающегося церковного и государственного деятеля»
В храме Апостолов Петра и Павла в Басманной слободе в Москве хранится скуфья святого
Храмы Митрофана Воронежского
Первым храмом во имя святителя Митрофана была надвратная церковь в Хотьковском монастыре, которую 29 июня 1833 года освятил митрополит Филарет
Храм Митрофана Воронежского, построенный в 1895 году при детском приюте великой княгини Елизаветы Фёдоровны в Петровском парке
В Петербурге в 1847 году на территории Тентелевского кладбища была построена церковь Митрофана Воронежского, в связи с чем и само кладбище стало именоваться Митрофаниевским. Этот храм был снесён в 1929 году
На территории Карелии на берегу Важозера находится Митрофаниевская пустынь Петрозаводской и Карельской епархии, основанная (как скит) в 1904 году и возрождённая в 2000 году. В Псковской епархии в селе Лосицы (Плюсское благочиние) в 1856 году был освящён храм Митрофана Воронежского.
В 2003 году был построен храм во имя святителя на территории Воронежского института МВД России.