Митрополит Киевский и всея Руси. Епископ. Государственный деятель. Дипломат. Канонизирован в лике святителя. Небесный покровитель патриархов Московских: Алексия I и Алексия II. В Православной церкви память совершается: 25 февраля - преставление; 2 июня - обретение мощей; 18 октября - Собор Московских святителей.
Елевферий Бяконт родился в 1300 году в городе Москва. Рос в семье боярина Федора Бяконта и его жены Марии, выходцев из Чернигова. С малых лет отдан учиться грамоте. На двенадцатом году жизни раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этих пор отрок стал задумчив, молчалив, оставил детские игры и охотнее начал читать Божественные книги. Наклонность к душеспасительному чтению и молитве росла в нем с каждым годом, и скоро самым пламенным желанием его стало вступить в монастырь, чтобы совершенно посвятить себя Богу.
В 1320 году Елевферий вступил в Богоявленский монастырь в Москве и тогда же пострижен с именем Алексий. Двадцать лет пробыл монастыре, изнуряя себя постом и бдением, молитвами и слезами, изучая Святое Писание, совершенствуясь и возвышаясь в духовной жизни. Наставником и руководителем его был старец Геронтий, опытный в духовной жизни. Стефан, брат преподобного Сергия, поступивший в обитель Богоявленскую, с 1337 года являлся духовным братом его: вместе певали на клиросе и духовно любили друг друга.
Митрополит Феогност любил Стефана, Геронтия и Алексия и по временам призывал их к себе для духовных бесед. Впоследствии митрополит поставил Стефана в игумена обители, а Алексия, оценив его добродетели и высокие дарования, приблизил к себе, поручив ему управление судебными делами Церкви. При таком отношении к святителю-греку у святого появилась необходимость знать греческий язык, разговорный и письменный. При занятиях судебными делами коротко узнал людей и их слабости и приобрел обширные и точные сведения о церковных законах. Двенадцать лет отправлял судейскую должность с званием наместника митрополичьего.
В конце 1352 года владыка Феогност посвятил Алексия в епископа Владимирского. Митрополит и великий князь Иоанн Иоаннович положили на общем совещании быть блаженному преемником Феогноста на митрополичьей кафедре. Об этом избрании тогда же написано было в Константинополь с просьбой «не поставлять никого другого в митрополита России, как преподобного Алексия, который много лет был наместником и жизни весьма добродетельной».
Сделавшись в 1354 году митрополитом, святой Алексий стал с неутомимой ревностью заниматься церковными делами. В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, в частности, из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа, который требовал себе доходов от Тверского епископа.
И чтобы положить конец смутам и тревогам, смиренный святитель отправился в 1356 году в Константинополь, туда же явился и Роман. Патриарх Каллист подтвердил Роману, чтобы был он митрополитом Литвы и Волыни, а Алексию предоставил считаться архиепископом Киева и великой России, и с титлом «всечестнаго митрополита и экзарха». На обратном пути поднялась страшная буря на море: волны катились, как горы, и корабль каждую минуту готов исчезнуть в бездне. Все бывшие с митрополитом отчаивались в спасении. Святитель молился, молился усердно, дав обет соорудить храм во имя святого того дня, в который корабль пристанет к берегу. Господь услышал молитву святителя. Настала тишина, и корабль пристал к берегу 16 августа. И так святитель остался обетным должником Всемилостивому Спасителю.
В Москве приняли ожидаемого святителя с восторгами радости. И с ревностью обратился к делам митрополии. Несколько епархий оставалось без архипастырей, умерших от моровой язвы. Алексий посвятил епископов в Ростов, Смоленск и Рязань. В то же время низложил Сарайского епископа Афанасия за распоряжение в чужой епархии и посвятил в Сарай Иоанна. Всячески заботясь о своей пастве, устраивал общежительные монастыри. Святитель много трудился для умиротворения смут и междоусобиц, налаживал отношения с ордынскими ханами.
Слава о святой жизни митрополита Алексия дошла до столицы татарского хана. Жена хана Джанибека Тайдула впала в тяжкую болезнь и ослепла. Никакие врачевания не могли возвратить ей зрение, и она решилась обратиться к святителю, о котором слышала как о святом муже. В Москву явилось посольство от хана с письмом к великому князю. Смутился смиренный святитель, когда великий князь передал ему грамоту хана и просил исполнить его волю.
Любовь к отчизне и Святой Церкви не дозволяла отказаться от исполнения воли грозного хана. Святитель начал готовиться в путь. В соборном храме со всем клиром совершил молебствие перед иконой Богоматери и потом перед ракой святителя Петра. Во время самого моления внезапно перед глазами всех сама собой зажглась свеча при гробе чудотворца Петра. Утешенный Алексий разделил чудесную свечу на части, раздал ее в благословение предстоявшим и, сделав из остатка малую свечу, взял ее вместе с освященной водой для совершения нового молебствия в Орде.
Из Москвы отправился Алексий 18 августа 1357 года. С верой твердой шел в Орду, а вера Тайдулы была укреплена видением. Когда блаженный был на пути, Тайдула видела во сне мужа, облеченного в святительскую одежду, пришедшего к ней, и с ним других, одетых в ризы. Повелела устроить одежды того вида, как видела. Ожидаемый принят с честью в Орде. Святитель отслужил над болящей молебен с чудной свечой, окропил ее святой водой, и Тайдула стала видеть. Признательный хан дал митрополиту в качестве почести перстень. Совершив чудо веры между людьми тьмы, возвратился на родину, а Тайдула много потом ходатайствовала за Русь.
Святая ревность о благе отечества заставила святого Алексия еще раз предпринять тот же путь. Хан Джанибек был злодейски убит своим сыном Бердибеком, который умертвил еще и двенадцать братьев своих. В Москву явился посол нового хана и требовал от русских князей даров и их самих звал в Орду. Святителя умоляли снова идти в Орду смягчать жестокость Бердибека. Опасность была очевидна. Ему пришлось испытать в Орде много притеснений и скорбей. Но при помощи Божией сумел снискать благосклонность Бердибека. И признательная Тайдула не могла забыть своего целителя: при ее посредстве исходатайствована была милость для Русского государства и Церкви: святитель Алексий получил от Бердибека ярлык и охрану духовенства русского.
Когда скончался великий князь Иоанн, на рамена святителя пала опека над несовершеннолетним князем Димитрием. И несколько лет являлся гражданским и духовным руководителем Руси. Своим умом и обширным образованием, настойчивостью и твердостью характера, благочестивой и строгой жизнью святой Алексий приобрел себе всеобщее уважение. Ревностно заботясь о благочестии всей своей паствы и поучая ее исполнению христианских обязанностей, святитель был учителем и миротворцем князей, ссорившихся между собой за свои владения. Трудами святителя росла и крепла власть великого князя Московского. Возвышал Москву как центр православия и единения Руси.
Между тем святитель занимался строением обители иночества. В 1361 году основал женскую общежительную обитель во имя Ангела Хранителя своего - Алексия. В том же году основан им на берегу реки Яуза обетный монастырь во имя Нерукотворенного образа Спасителя. Преподобный с любовью отдал ученика своего Андроника в настоятели новой обители. В 1362 году основан святителем владычний монастырь в трех верстах от Серпухова. Здесь был первым игуменом ученик его Варлаам, доселе чтимый за благочестивую жизнь.
После того исполнил святитель прежнее намерение свое о восстановлении двух древних монастырей: Благовещенского в Нижнем Новгороде и Константино-Еленского во Владимире. В том и в другом введено им общежитие. В 1365 году основана в самом Кремле обитель в честь чуда Архангела Михаила на месте, подаренном царицей Тайдулой. Это был благодарный памятник чуду, совершившемуся над царицей в день празднования чуду в Колоссах. Со всей щедростью строил и украсил храм Архангела Михаила. Обеспечил содержание обители, где положил быть полному общежитию. Самым надежным наставником являлся здесь сам святитель. Алексий любил эту обитель и здесь подвизался, по временам, в посте и молитвах.
С 1367 года святителю много надлежало перенести скорбей и трудов по делам тверских князей. Вместе с преподобным Сергием умирил Тверь, и князь Михаил после пяти лет вражды вынужден был смиряться перед великим князем Димитрием. Договор заключен при посредстве святителя.
Митрополит нередко посещал своего пустынного друга, преподобного Сергия, и совещался с ним о всем, что касалось церковных дел. Мудрые советы смиренного старца и его святая равноангельская жизнь подали святителю мысль приготовить в лице Сергия достойного себе преемника первосвятительской кафедры. Чувствуя ослабление старческих сил своих, хотел поступить по примеру своего предшественника митрополита Феогноста, который еще при жизни вместе с великим князем просил патриарха не назначать себе другого преемника, кроме него.
И вот Алексий вызвал к себе в Москву преподобного Сергия из его любимого уединения. Пеший идет старец-игумен к своему другу-митрополиту. С любовью встретил святитель пустынного гостя. Среди беседы вдруг приказал принести золотой «парамандный» крест, украшенный драгоценными каменьями. Своими руками возложил на него золотой крест, «как бы в знак обручения святительского сана», и сказал: «Я желал бы, пока сам жив, найти человека, который мог бы после меня пасти стадо Христово. Знаю достоверно, что все от великодержавного до последнего человека тебя пожелают иметь своим пастырем. Теперь, заблаговременно ты почтен будешь саном епископа, а после исхода моего и престол мой восприимешь».
Глубоко смутило смиренномудрую душу Сергия столь неожиданное предложение старца-святителя. С великим уничижением, даже со скорбью, стал отрекаться от предлагаемой ему чести, несмотря на долгие уговоры святителя. Тогда прозорливый святитель увидел, что если еще будет настаивать на своем желании, то заставит преподобного удалиться в какую-нибудь безвестную пустыню, и опасаясь, чтобы совсем не скрылся светильник, тихим светом озарявший и благодатной теплотой согревавшей его паству, переменил разговор. Утешив старца словом отеческой любви, отпустил его с миром в обитель.
Святитель Алексий достиг глубокой старости, пробыв на кафедре митрополичьей двадцать четыре года. В продолжение служения посвящено им было более 20 архипастырей Русской Церкви.
Святитель Божий Алексий окончил земное течение свое 25 февраля 1378 года. Завещал положить тело в Чудовом монастыре, указал и место погребения «за алтарем храма» своего, не желая, по смирению, быть похороненным в храме.
Но благочестивый великий князь Димитрий Иоаннович Донской, глубоко почитавший великого святителя, повелел положить тело митрополита Алексия в церкви, близ алтаря.
Через пятьдесят лет после смерти Алексий канонизирован в лике святителя. Его мощи обретены в 1431 году в основанном им Чудовом монастыре в Кремле в результате восстановительных работ и положены в храме Архангела Михаила. В 1485 году перенесены в Алексиевский храм Чудова монастыря.
В 1686 году мощи святителя перенесли в новопостроенный храм Благовещения той же обители.
С 1947 года мощи святителя Алексия покоятся в Богоявленском соборе Москвы.
Грамота митрополита Алексия на Червленый Яр боярам, баскакам, духовенству и мирянам о подсудимости их Рязанскому епископу
Поучение Алексия митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым христианом
Память о митрополите Алексии
В Православной церкви память совершается:
25 февраля - преставление; 2 июня - обретение мощей; 18 октября - Собор Московских святителей
История путешествия митрополита Алексия в Орду и чудесного исцеления ханши Тайдулы лежит в основе кинофильма «Орда» режиссера Андрея Прошкина, созданного в 2012 году по сценарию Юрия Арабова.
1 марта 2014 года на встрече с руководством и сотрудниками Московского метрополитена патриарх Кирилл благословил коллектив предприятия иконой митрополита Алексия; при этом святитель Алексий был объявлен небесным покровителем столичного метрополитена
Храмы
Древнейшая каменная церковь в честь святителя была заложена в 1483 году в Чудовом монастыре (разрушена в 1929 году)
Около 1513 года в его честь возвели храм в Александровой слободе (ныне - город Александров), где тогда находилась великокняжеская резиденция
В 1538-1539 годах в Юрьеве монастыре под Новгородом была построена трапезная церковь в честь святителя Алексия, (разобрана за ветхостью в 1761 году)