Митрополит Московский и всея Руси. Святой Русской Православной Церкви.
В 1547 году венчал государя Ивана Грозного на царство. Являлся членом «Избранной Рады».
Михаил родился около 1482 года в городе Москва. Рос в семье благочестивых родителей. Отец, Леонтий, вскоре после рождения сына умер, мать приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. Мальчик поступил послушником в Пафнутьев-Боровский монастырь, где затем принял монашество и назван при постриге в честь преподобного Макария Египетского.
В обители Макарий неленостно проходил школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, постигал писание святых икон.
Макарий 15 февраля 1523 года возведен в сан архимандрита Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Можайске. Будучи настоятелем обители, заводит монастырский синодик, устанавливая поминовение всей преждепочившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь преподобного Макария Египетского. Через три года 4 марта хиротонисан в архиепископа Новгородского. Хиротония совершена в Успенском соборе Московского Кремля.
Святитель прибыл на кафедру 29 июля 1526 года. Заботился о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. Неоднократно посылал священников для проповеди Евангелия, повелевая разорять языческие требища и искоренять языческие обряды. Исполняя постановление Московского Собора 1503 года, Макарий ввел общежительный устав во всех новгородских монастырях. В обителях сразу возросло число иноков.
Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии и, прежде всего, в Великом Новгороде. Благоустраивает кафедральный Софийский собор, над входом в который по его благословению написаны образы Пресвятой Троицы и святой Софии, Премудрости Божией. В соборе устанавливают амвон, изготавливают новые царские врата с богато украшенной завесой. Всего при святителе Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются и вновь украшаются после пожаров около сорока храмов, для которых пишутся книги, изготавливается церковная утварь и сосуды во владычной мастерской.
Получив еще в Пафнутиево-Боровском монастыре навык иконописания, святитель «поновляет» великую святыню Новгородской земли - икону Богоматери «Знамение», которая сильно обветшала к тому времени. После окончания работы сам с крестным ходом проводил икону в Спасский храм на Торговой стороне, где та постоянно находилась для поклонения благочестивым новгородцам.
Макарий много сил и забот отдавал служению ближним, равно относясь к богатым и бедным, малым и великим. Сам хоронил сгоревших в тюрьме во время пожара, собирал по епархии деньги для выкупа соотечественников из татарского плена, посылал великому князю Василию III часть свечи, чудесным образом возгоревшейся у мощей преподобного Варлаама Хутынского. Во время приключившихся в Великом Новгороде народных бедствий, мора и засухи, святитель созвал клир, совершал молебны с особым чином омовения святых мощей и затем велел кропить все в окрестностях этой водой. Вскоре мор и эпидемия прекратились.
Святитель сам неоднократно совершал длительные поездки по всей епархии. Бывал и за ей пределами - так, в период новгородского святительства, дважды бывал в Москве: в 1535 году по вызову государевой власти и в 1539 году, когда возглавлял избрание и поставление нового Всероссийского митрополита, святителя Иоасафа. Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений.
Макарий возведен на митрополичий престол 19 марта 1542 года боярской группировкой князей Шуйских, правившей при малолетнем Иване Грозном. В этом сане сменил низложенного митрополита Иоасафа. Однако вскоре, как и его предшественник, стал выступать против Шуйских. Обладая значительным влиянием на юного царя, способствовал отстранению этой семьи от власти, которое произошло в декабре 1543 года. После этого святитель оказывал большое влияние на политику Ивана IV, входя в так называемую «Избранную раду». В 1547 году венчал государя на царство и способствовал его браку с Анастасией Захарьиной.
На Соборах 1547 и 1549 годов решался вопрос общецерковного прославления русских святых. До этого прославление осуществлялось решением местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Макарьевские соборы явили целую «эпоху новых чудотворцев», так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Хронология имен охватывает чуть ли не весь период Христианства на Руси к тому времени. Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе.
Во время великого пожара в Москве Макарий чудом спасся, но ослеп на один глаз. Покидая Успенский собор, в котором чуть не задохнулся от дыма, святитель вынес из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Лица, сопровождавшие митрополита, погибли от ожогов и удушья.
В начале 1551 года в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии посланы наказные грамота, которые затем положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании.
В 1552 году митрополит Макарий благословил царя Иоанна Грозного идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии построен храм святого Василия Блаженного. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. После казанской победы в Русской Церкви создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя - архиепископа Гурия.
Немало усилий Макарий приложил по организации на Руси книгопечатного дела. При нем открыта в Москве первая типография для печатания священных и богослужебных книг.
После падения Избранной рады в 1560 году митрополит - единственный из ее членов - не подвергся преследованиям.
Митрополит Макарий 15 сентября 1563 года совершал крестный ход, во время которого сильно простудился и заболел. Повелел сообщить о своей немощи в место своего пострижения, в Пафнутьев-Боровский монастырь, и попросить игумена прислать ему старца духовного. К святителю прислан старец Елисей.
Святитель 3 декабря извещал государя, что по немощи намерен оставить митрополию и «отъити на молчалное житие» на место своего пострижения в Пафнутиев монастырь. Государь вместе с наследником явился на митрополичье подворье и умолял его не оставлять митрополии. Только 21 декабря дал согласие оставаться на кафедре.
Митрополит Московский и всея Руси Макарий умер 31 декабря 1563 года. Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля.
Канонизирован Макарий в лике святителей на Поместном соборе Русской православной церкви 6 июня 1988 года.
Память в Русской Православной церкви совершается 12 января
Имя святителя, начиная с XVII века, встречается в «Сказании о святых иконописцах»