Епископ Русской православной церкви. Являлся Митрополитом Ленинградским и Гдовским. Прославлен в лике святых священномучеников Русской православной церковью. Память совершается 11 декабря, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе Дивеевских святых.
Леонид Чичагов родился 21 июня 1856 года в городе Санкт-Петербург. Принадлежал к одному из наиболее знаменитых дворянских родов Костромской губернии. Учился в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, а затем в Пажеском корпусе. За год до окончания обучения получил звание камер-пажа, а окончив его в возрасте восемнадцать лет, поступил в Артиллерийскую академию, после чего отправился на военную службу.
В 1877 году Чичагов оказался на Балканах, где участвовал в кровопролитных русско-турецких боях - на Шипкинском перевале, а также во взятии Телеша и Плевны. Мужество и героизм, проявленные на войне, отмечены боевыми наградами. В 1881 году командирован во Францию на маневры французских войск, изучал устройство французской артиллерии. Принимал участие в вооружении крепостей на западной границе России и оснащении болгарской армии.
По возвращении с фронта в мирный Петербург Леонид Чичагов находился под столь сильным впечатлением от пережитого на войне, что написал по этому поводу несколько книг: о героизме русских солдат, о смысле жизни, о смерти. Кроме того, глубоко тронутый виденными им страданиями раненных бойцов, приступил к изучению медицины, результатом чего явилось двухтомное сочинение «Медицинские беседы».
В возрасте тридцати четырех лет, неожиданно для окружающих, Леонид Михайлович решил оставить воинскую службу и озвучил твердое желание посвятить свою дальнейшую жизнь служению Богу, став Православным священником. Эта новость ошеломила родных, не встретила сочувствия в семье. Даже супруга Наталия Николаевна воспротивилась воле мужа.
Однако Леонид нашел верное решение: обратился за помощью к протоиерею Иоанну Кронштадтскому, который, собственно, и благословил его на подвиг священнического служения. Тогда праведный пастырь лично встретился с Наталией Николаевной и найдя подходящие к ее сердцу слова убедил не противиться Промыслу Божию и принять выбор мужа. Наконец, супруга дала свое согласие.
Леонид Чичагов 15 апреля 1890 года отправлен в отставку, после чего вместе с семьей перебрался в Москву и начал заниматься серьезным изучением богословских наук. Рукоположен во диакона 26 февраля 1893 года, а уже через два дня, 28 февраля, - в сан священника. Первый год пастырского служения отца Леонида совпал с тяжелой болезнью супруги, в результате которой матушка Наталия умерла.
Через три года, после того как батюшка овдовел, принял монашество. Тогда же получил новое имя Серафим, в честь своего покровителя, великого святого земли Русской, Серафима Саровского.
В 1898 году отец Серафим определен для служения в Свято-Троицкую Лавру в Сергиевом Посаде. Его отношения с братиями обители складывались не лучшим образом. Недавний аристократ, представитель высшего общества, да к тому же не имевший серьезного монашеского опыта, вызывал у насельников, многие из которых имели простонародное происхождение, недоверие и казался им юродствующим барином.
Через год, стараниями близких друзей, удалось выхлопотать новое назначение. В результате отец Серафим перешел в Суздальскую Спасо-Евфимиеву обитель. Указом Святейшего Синода 14 августа 1899 года назначен ее настоятелем, с последующим посвящением в сан архимандрита.
Здесь, помимо исполнения общих монастырских послушаний, по поручению начальства Серафим занимался подготовкой документов, необходимых для канонизации Серафима Саровского, а в 1903 году ему предоставили право разработки церемониала грядущей канонизации с участием августейшей семьи. Торжественная церемония прошла без происшествий.
Отец Серафим 14 февраля 1904 года получил назначение на должность настоятеля Воскресенской Ново-Иерусалимской обители. Чтобы хозяйственное послушание исправлялось «как должно», а хором, монастырскими гостиницами и странноприимным домом управляли монашествующие, архимандрит увеличил в три раза число послушников. В этот период закончено строительство новой каменной двухэтажной гостиницы, по монастырю проведен новый водопровод, позволивший значительно улучшить качество потребляемой воды, обновлен весь монастырский комплекс.
В Успенском соборе Московского Кремля 10 апреля 1904 года Серафим рукоположен во епископа Сухумского. С 6 февраля 1906 года являлся епископом Орловский и Севский. При нем в епархии учреждены церковно-приходские советы. Распространял среди духовенства духовную литературу, проводил частые собеседования, известен своей благотворительностью. За организацию приходской жизни в епархии награжден орденом святой Анны I степени. В 1907 году стал присутствующим членом Святейшего синода, занимался церковно-приходскими вопросами. Затем 16 сентября 1908 года года назначен епископом Кишиневским и Хотинским.
В 1911 году Серафим стал почетным председателем Всероссийского съезда русских людей в Москве. В мае 1912 года возведен в сан архиепископа. С 20 марта 1914 года являлся архиепископом Тверским и Кашинским. Во время Первой мировой войны организовывал помощь беженцам, оснащал необходимыми средствами госпитали и санитарные поезда, призывал епархиальный клир вступать в ряды военного духовенства, а приходских причетников - идти на военную службу. Собирал пожертвования для раненых воинов. Избран членом Государственного совета от монашествующего духовенства 29 февраля 1916 года. Входил в Правую группу и комиссию по делам народного просвещения.
Ни Февральская, ни Октябрьская революции не нашли сочувствия в сердце архиерея. Вскоре усилиями враждебно настроенных по отношению к нему представителей духовенства, при посредстве большевистских властей Серафим изгнан из Тверской губернии. Стремясь отгородить святителя от вероятной расправы, Святейший Патриарх Тихон провел на заседании Святейшего Синода решение о его назначении на кафедру Варшавскую и Привисленскую. Однако разгоревшаяся гражданская, а затем и советско-польская война отрезали путь в Польшу фронтами и сделали отъезд святителя к месту его назначения технически невозможным.
В 1921 году святитель Серафим подвергнут аресту и заточен в Таганскую тюрьму, которую покинул лишь в 1922 году. Затем ему опять предъявили обвинение в преступлениях против Советской Власти и приговорили к ссылке в Архангельскую область, где провел около года. По возвращении из ссылки архипастырь остановился в Москве. Через непродолжительное время, в апреле 1924 года, его вновь арестовали, обвинив в организации торжеств в честь прославления Серафима Саровского в 1903 году.
Стараниями Патриарха Тихона святитель Серафим освобожден из-под стражи, но в Москве оставаться не мог. После того как ему отказали в возможности поселиться в Серафимо-Дивеевском монастыре, раздосадованный, уехал в деревню Шуи, где его приняли с радушием в Воскресенский Феодоровский монастырь.
В 1927 году Серафим признал власть заместителя Патриаршего местоблюстителя - митрополита Сергия и поддержал его декларацию, направленную на подчинение советской власти. В феврале 1928 года назначен митрополитом Ленинградский и Гдовский и вернулся в родной город. Боролся как с обновленчеством, так и с «правой» оппозицией митрополиту Сергию в лице весьма сильной партии иосифлян. Первое богослужение в Ленинграде совершил 18 марта в Спасо-Преображенском соборе.
Святитель Серафим раздражал светские власти не только своим ревностным отношением к Православному богослужению, но и к широкой проповеди, что тогда признавалось за антисоветскую пропаганду. В его управление Ленинградской епархией в Петербурге состоялось первое массовое закрытие крупных приходских храмов, в феврале 1932 года арестованы, а затем высланы практически все монашествующие.
На фоне общего негативного отношения власти к священству возрастала угроза и в отношении владыки Серафима. К этому времени здоровье его пошатнулось. Все перечисленные факторы вкупе послужили причиной увольнения святителя на покой 14 октября 1933 года.
Святитель жил в Москве, а в 1934 году переселился в поселок Малаховка, снимая две комнаты у еврейской семьи. Сочинял церковную музыку, никогда не расставался с фисгармонией. Большое внимание уделял церковному пению. Рисовал, занимался иконописью. Является автором образов Спасителя в белом хитоне и преподобного Серафима, молящегося на камне.
Священнослужителя арестовали 30 ноября 1937 года. Находясь в состоянии тяжелой болезни его вынесли из дома на носилках и доставили в Таганскую тюрьму на арестантской машине под видом машины «скорой помощи». При аресте у священника изъяли рукопись второго тома «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», книги, музыкальные произведения, иконы, облачения.
По приговору тройки НКВД 11 декабря 1937 года митрополит Серафим был расстрелян на Бутовском полигоне. Спустя более пятидесяти лет, 10 ноября 1988 года российский священнослужитель был полностью реабилитирован.
В 1997 году Архиерейским собором Русской православной церкви митрополит Серафим причислен к лику святых как новомученик.
Орден святой Анны IV степени с надписью «За храбрость»
Орден святой Анны III степени с мечами и бантом
Орден святой Анны II степени
Орден святой Анны I степени
Орден Святого Владимира II степени
Орден святого Станислава III степени с мечами и бантом
Орден святого Станислава II степени
Сабля с дарственной надписью от императора
Кавалерский крест ордена Почетного легиона
Черногорский орден Князя Даниила Первого IV степени
Румынский Железный крест
Болгарский орденом «Святой Александр» III степени
Французская артиллерия в 1882 году // Артиллерийский журнал. - 1883. - № 6, 8.
Архив адмирала П. В. Чичагова / [Составлен Л. М. Чичаговым]: Вып. 1 [и единственный]. - СПб.: Тип. С. Добродеева, 1885. - 156 с.
Чичагов Л. М. Павел Васильевич Чичагов // Русская старина. - 1886. - № 5.
Доблести русских воинов (описание из прошлой войны. Описание отдельных подвигов 1877-1878 гг.) - Вып. I-II. - 3-е изд. - СПб., 1891.
Дневник пребывания императора Александра II в Дунайской армии 1877-1878 г. - СПб., 1885; СПб, 1995.
Что служит основанием каждой науке. - М., 1890.
Медицинские беседы. - Ч. I-II. - М., 1892; Ч. III-IV. - M., 1895.
Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда. - М., 1896; СПб., 1903; Краснодар, 1991.
Краткое содержание летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. - М., 1896.
Зосимова пустынь во имя Смоленской Божьей Матери. Летописный очерк. - М., 1899.
Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца. - 2-е изд. - СПб., 1903.
Житие Евфимия преп. священно-архимандрита Суздальского чудотворца. - СПб., 1904.
Память совершается 11 декабря, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе Дивеевских святых
29 сентября 2011 года в Твери на Третьем Всероссийском съезде православных врачей имя Серафима (Чичагова) было внесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга
В декабре 2016 года в актовом зале школы № 321, где учился Чичагов, открыта мемориальная доска
Во имя священномученика Серафима митрополита Петроградского (Чичагова) освящены храм в Москве, в районе Южное Бутово (Параскево-Пятницкое благочиние Юго-Западного викариатства), и храм в городе Лобне (Московская областная епархия, Химкинское благочиние)
В Санкт-Петербургском епархиальном управлении есть домовый храм во имя священномученика Серафима митрополита Петроградского, в котором находится святыня - часть саккоса (богослужебного облачения) святого
Отец - Михаил Никифорович Чичагов (1819-1866), генерал-майор артиллерии
Мать - Мария Николаевна Чичагова
Жена - Наталия Николаевна Дохтурова (ум. 1895), дочь камергера двора Его Императорского Величества, внучатая племянница героя Отечественной войны 1812 года генерала Д. С. Дохтурова. В браке с 8 апреля 1879 года
Дочери - Вера, Наталия, Леонида, Екатерина
Внучка - Варвара Васильевна Резон-Чичагова, в замужестве Чёрная, затем игумения Серафима (1914-1999)