Основатель религии сикхизма. Первый сикхский гуру из Десяти гуру сикхов. Сформулировал три основных положения сикхизма. Вероучение представляет собой замечательный синтез мусульманской и индусской культур.
Гуру Нанак Дэв родился 15 апреля 1469 года в городе Тальванди, Пакистан. Рос в семье Беди, принадлежащей индуистскому клану Кхатри. От природы наделен незаурядными качествами - острым умом, наблюдательностью и здравым смыслом. В семь лет поступил в деревенскую школу. В дальнейшем прошел обучение в индуистской и мусульманской школах, изучил Веды и Коран.
Когда Нанак подрос, стал избегать общества и стремиться к уединенным размышлениям. Отец, не понимавший его духовного величия, считал, что сын попусту теряет время, и хотел, чтобы тот занялся торговлей. В итоге женился на порядочной девушке и стал отцом семейства. Носил одежды крестьянина и вместе с женой и детьми возделывал землю и торговал зерном.
В один прекрасный день произошло его духовное перерождение. Как-то раз во время обычного омовения в реке Нанак нырнул и не появлялся три дня. В этот период таинственного отсутствия ему было видение Всемогущего Бога, который велел ему оставить все дела и идти проповедовать миру Божественное имя. Когда Нанак вновь появился из воды, оказался уже призванным пророком Божьим - гуру, и с этого мгновения началось его служение Богу.
Бросив дом и торговлю, Нанак вместе с мусульманином по имени Мардана отправился в 1499 году в странствие по Индии. В своих скитаниях по стране, которые продолжались более двадцать лет, обошел все святыни индуистов, мусульман, буддистов, джайнистов, йогов, встречался с людьми различных исповеданий, представителями различных культур и рас. Со всеми вступал в разговоры и всех старался приобщить к своей вере.
Проповедуемое им вероучение, опиравшееся на некоторые догматы ислама и брахманизма, было ярким и цельным. Нанак не признавал поклонения богам и богиням, камням, статуям, идолам, животным, изображениям или гробницам. Говорил, что прославлять следует только Единого Бога, не имеющего форм. Основой всех основ, началом всех начал провозгласил Бога-Создателя, Бога-Абсолюта, Бога-Истину, лишенного каких-либо признаков «очеловеченного божества». Для того чтобы молиться Богу, незачем ходить в храм или мечеть.
Цель человеческой жизни, учил Нанак, состоит не в том, чтобы избежать ада или попасть в рай, но в искании Бога и обретении единства с Ним. Человеческую жизнь рассматривал как возможность достижения этой цели, и если эту возможность упустить, человек возвращается к циклу рождений и воплощается вновь. Положение человека в нынешней жизни предопределено его прошлыми рождениями и прошлыми жизнями. В этом смысле взгляды восходили к традиционному догмату индуизма о карме.
Но в отличие от индуистов Нанак был далек от признания кармы как рока, против которого человек беспомощен. Твердо верил в возможность ее изменения. Бремя наших прошлых грехов, основа кармы, может быть разрушено и разрушается милостью Бога. Средством избавления от кармы гуру объявлял единение с Богом, достигаемое человеком благодаря беспредельной вере и преданности Ему, благодаря полному растворению своего «я» в любви к Всевышнему.
Искренняя вера - вот что заменяет и подвижничество, и служение идолам, и паломничества. Нанак полностью отвергал представления о том, что спасения можно достигнуть при помощи каких-либо постов, ритуалов или Церемоний. Отрицал принципы йоги, умерщвление плоти, покаяние, самоистязание, и аскетизм.
Вместо сложного мусульманского или индуистского ритуала, при котором между человеком и Богом обязательно присутствует посредник в лице брахмана или муллы, Нанак утверждал прямое и необремененное внешней обрядностью общение человека и Бога. Любой человек, вне зависимости от своего вероисповедания, может обратиться к Богу и будет услышан Им. Гуру никогда не предлагал мусульманину или индуисту отречься от своей религии, чтобы стать его учениками.
Нанак с негодованием отвергал учения, согласно которым одни люди, в силу своего высокого общественного положения или богатства, оказываются ближе к Богу, чем другие. Нет, Бог принимает во внимание только личные заслуги, выражающиеся в вере, любви и преданности Ему, в чистоте помыслов и поступков Вера и любовь к Богу делают людей одинаково угодными Господу, а потому они одинаково достойны Его милости. Эта вера так чиста и благородна, что снимает с человека позор рождения в низшей касте, очищает его от прегрешений, возвышает низких и убогих.
Господь Нанака могуч, но не беспощаден, Он велик в своей беспредельной доброте ко всем людям, потому что все в равной мере его творения, вне зависимости от пола, национальности, профессии, касты или вероисповедания. Каждый человек воистину Сын Божий, а различия между людьми создают они сами. В своих проповедях гуру резко выступил против затворничества и неравноправия женщин, против многоженства и самосожжения вдов.
В свое первое путешествие, на которое затратил восемь лет, Нанак обошел всю Южную Индию. В августе 1507 года ненадолго вернулся домой и вновь двинулся в путь - на этот раз на восток. Всюду, куда бы ни приходил, гуру выступал против предрассудков и ложных ритуалов, поклонения кумирам и местным божествам, учил, что следует прославлять только Единого Бога, не имеющего форм. Его проповедь не была бесплодной. Многие с благоговением принимали учение. Уходя из какого-нибудь города, как правило, оставлял там небольшую общину своих последователей сикхов.
Однако главным центром новой религии стал основанный им в 1516 году неподалеку от Пакхоки на берегу реки Рави город Картарпура. Оставив здесь большую общину, Нанак отправился в третье путешествие на север, а потом предпринял четвертое большое путешествие на запад. Считается, что именно тогда посетил священные города мусульман - Мекку и Медину. В 1521 году, когда гуру находился в Эминабаде, этот город взят войсками знаменитого Бабура.
Вернувшись вскоре после этого из своего последнего путешествия, Нанак поселился в Картарпуре. Здесь в окружении многочисленных учеников и последователей, провел свои последние годы. Основные положения религиозной жизни общины сикхов разработаны гуру именно в это время. Нанак учил, что Бог не требует от человека ничего, кроме искренней любви. Никаких самоограничений, превышающих сил обычного человека - не нужно.
Каждый член общины должен сам зарабатывать себе на жизнь и отдавать часть своих средств на содержание бесплатной столовой, которая называлась гуру Калангар. Все посетители - будь то брахман или шудра, царь или простолюдин, мусульманин или индуист - должны сидеть здесь бок о бок и есть одинаковую пищу. Гуру отвергал аскетизм, но проповедовал ахимсу в мыслях, в речи и действиях. Правоверный сикх должен не только не причинять зла кому бы то ни было, но и быть готовым всегда оказать помощь любому страждущему «даже ценой своей жизни».
В 1539 году Нанак провозгласил своим преемником и новым гуру любимого ученика Бхаи Лехна и объявил, что скоро умрет. Те из его последователей, которые исповедовали ислам, хотели после смерти учителя похоронить его тело, а те, что исповедовали индуизм, хотели его сжечь. Возник спор. Когда умирающему гуру рассказали об этом и спросили, какого будет его решение, тот ответил: «Пусть индуисты положат цветы с правой стороны моего тела, а мусульмане - с левой. Чьи цветы наутро окажутся свежими, те и могут по праву распорядиться моим телом».
С этими словами Нанак прикрылся покрывалом. На следующее утро покрывало подняли, но тела под ним уже не оказалось. Однако цветы с обоих сторон оказались свежими. Индуисты и мусульмане разрезали покрывало надвое. Первые сожгли свою половину, а вторые - захоронили. Это произошло в Картарпуре 22 сентября 1539 года.
Три столпа сикхизма
В Султампуре Нанак сформулировал три основных положения (столпа) сикхизма:
Симран и Наан Джапна - практика медитации на Бога и пение специальных мантр с Именем Бога - Вахегуру
Кират Карни - чтобы все сикхи жили в своих домах, вели хозяйство и своим физическим или умственным трудом обеспечивали себе жизнь, принимая дары и благословения Бога
Ванд кай Шако - разделение имущества с сикхской общиной
Семья Нанака
Отец - Мехта Калу, был патвари - чиновником правительства, производящим расчёт доходов от земель. Он работал на мусульманского землевладельца Рай Буллара.
Мать - Мата Трипта
Старшая сестра - Биби Нанки
Жена - Сулакни
Сыновья - Шри Чанд и Лакшми Дас