Святой Николай. В христианстве почитается как чудотворец, на Востоке является покровителем путешествующих, заключенных и сирот, на Западе - покровитель практически всех слоев общества, но в основном детей. Также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осужденных, молитвенник за моряков и других путешественников.
Святитель Николай родился 15 марта 270 года в городе Патара, Римская провинция Ликия. С раннего детства являлся очень религиозным и полностью посвятил свою жизнь христианству. Рожден в семье состоятельных родителей - христиан и получил начальное образование. Из-за того, что его биография спуталась с биографией Николая Пинарского, несколько веков существовало ошибочное мнение, что родителями Николая Мирликийского были Феофан и Нонна.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Священного Писания. Днем не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Когда его родители скончались, святитель Николай унаследовал их состояние, однако отдал его нуждающимся.
Начало священного служения святителя Николая относят к правлению римских императоров Диоклетиана и Максимиана. В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1 мая 305 года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам.
В западной части империи Констанций Хлор положил конец гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части Галерий продолжил преследования до 311 года, когда выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения 303 - 311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.
Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай отправился учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию воскресил моряка, сорвавшегося в шторм с корабельной оснастки и разбившегося насмерть. В другом случае Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.
Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти. В деянии святителя Николая, называемом «Деяние о стратилатах», описывается спасение им трех граждан города Миры, несправедливо приговоренных к казни, а затем трех константинопольских военачальников.
Во время, когда святой Николай являлся уже епископом Мир, в царствование императора Константина I во Фригии вспыхнул мятеж. Для усмирения мятежа царь послал туда войско под начальством трех военачальников: Непотиана, Урса и Ерпилиона. Отплыв от Константинополя остановились в гавани Андриаке около Мир. Во время стоянки некоторые воины, выходя на берег для покупки необходимого, многое брали насилием.
Местные жители озлобились, и между ними и воинами начались раздоры и вражда, приведших к столкновению. Узнав об этом, святитель Николай решил прекратить беспорядки. Прибыв туда, стал убеждать военачальников держать своих воинов в повиновении и не позволять им притеснять людей. Тогда военачальники наказали провинившихся воинов и усмирили волнение.
В это время к Николаю пришли несколько граждан Мир Ликийских, прося его защитить оклеветанных трех мужей их города, которые, в отсутствии епископа Николая, осуждены на смерть правителем Евстафием. Тогда святитель в сопровождении воевод отправился спасать осужденных. Достигнув места казни, увидел, что мужи уже преклонились к земле и ожидали удара меча палача. Тогда святитель Николай вырвал меч из рук палача и освободил осужденных.
После этого воеводы отправились во Фригию, чтобы исполнить царское повеление. Подавив мятеж, возвратились домой. Царь воздал им хвалу и почести. Однако, некоторые вельможи, завидуя их славе, оклеветали их перед префектом претория Востока Аблабием, дали ему денег и говорили ему, что воеводы готовят заговор против царя. Далее, префект Аблабий донес это царю, последний без расследования велел заключить воевод в темницу.
Клеветники боялись, что их клевета станет известной, поэтому стали просить правителя Аблабия осудить воевод на смерть. Правитель согласился и, отправившись к царю, уговорил императора казнить воевод. Так как был вечер, то казнь отложили на утро. Темничный страж, узнав об этом, сообщил воеводам. Тогда воевода Непотиан вспомнил о святителе Николае, и стали молиться святителю избавить их.
В ту же ночь святитель Николай предстал во сне перед царем и сказал, чтобы он освободил оклеветанных воевод и пригрозил ему смертью, если не исполнит просимое. В ту же ночь святитель явился и префекту Аблабию и возвестил ему то же, что и царю. Отправившись к царю, правитель рассказал ему свое видение. Тогда царь повелел привести воевод из темницы, говоря, что они волхованиями навели на него и правителя такие сны.
Воеводы отвечали царю, что не готовили никакого заговора против него и усердно служили ему. Тогда царь раскаялся и освободил воевод. Также вручил им золотое Евангелие, золотое кадило, украшенное каменьями и два светильника и повелел это отдать в церковь Мир. Вернувшись в Миры, воеводы воздали благодарение святителю за его чудесную помощь. Документально известно, что воеводы Непотиан и Урс стали консулами в 336 и 338 соответственно.
Скончался Святой 19 декабря 343 года. Сразу после смерти тело святителя стало мироточить и явилось объектом паломничества. Над могилой в VI веке построили базилику, а в начале IX века воздвигли церковь Святого Николая. В ней мощи хранились до 1087 года, до похищения их итальянцами из города Бари.
Русской православной церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия.
Праздник широко отмечают в Русской и Болгарской церквях. В Сербии отмечается церковный праздник Крестная Слава, а Слава Святого Николая Чудотворца является самой распространенной. Католики за пределами города Бари этот праздник редко почитают.
Почитание Святого Николая
Современный месяцеслов Русской православной церкви содержит три праздника Святого Николаю, у каждого из которых своя гимнография:
6 декабря - день смерти;
9 мая - день прибытия мощей в город Бари;
29 июля - рождество святого Николая. До нас дошли две разные службы на этот праздник XVII-XVIII веков;
Каждый будничный четверг.
Память о Святом Николае
В 1998 году в Можайске установлен памятник Николаю Чудотворцу работы Вячеслава Клыкова.
В июне 2008 года на Соборной площади Перми у бывшего здания Пермского краевого музея открыт памятник Святителю Николаю Чудотворцу работы Вячеслава Клыкова.
В сентябре 2008 года в Батайске открыт памятник Святителю Николаю Чудотворцу работы Сергея Исакова.
В декабре 2008 года Фонд Святителя Николая Чудотворца подарил городу Петропавловску-Камчатскому памятник Святителю Николаю Чудотворцу.
В декабре 2009 года в Калининграде перед памятником рыбакам установлен памятник Николаю Чудотворцу, таким образом оба памятника составляют теперь единый ансамбль. Торжественное открытие реконструированного мемориального комплекса состоялось 8 июля 2010 года.