Пауль Клее
Paul Klee

Немецкий и швейцарский художник. Теоретик искусства. Являлся одной из крупнейших фигур европейского авангарда. Имел репутацию наиболее оригинального и изобретательного художника двадцатого века. График. Автор сочинений «Schöpferische Konfession» и «Педагогические эскизы».


Пауль Клее родился 18 декабря 1879 года в городе Мюнхенбукзей, Германия. Воспитывался в семье учителя музыки Ганса Вильгельма и швейцарской певицы Иды Марии Фрик. Родители поощряли увлечение искусством и поддерживали сына во всех начинаниях. В школьные годы Пауль играл на скрипке и оказался настолько одаренным музыкантом, что в одиннадцатилетнем возрасте его пригласили участвовать в концерте Музыкальной ассоциации Берна.

Повзрослев, парень отложил инструмент и заинтересовался изобразительным искусством, начал изучать передовые художественные стили. Рисовал на каждом листе бумаги, попадавшем к нему в руки. Ранним работам предшествовали картинки на полях учебников и тетрадей, в которых оттачивал мастерство графика, прорисовывая линии, объемные фигуры и карикатуры. Увлечение живописью мешало учебе, поэтому выпускные экзамены в гимназии Клее сдал с большим трудом.

Живописи Пауль учился в Академии художеств в Мюнхене с 1898 по 1901 год. Там же открыл для себя творчество Гойи, Блейка, Энсора, Ван Гога и Сезанна. В последующие годы жил в Мюнхене, где входил в объединение «Синий всадник». Работая над методикой, художник создал пятьдесят семь произведений, включая картину «Портрет моего отца», датированную 1906 годом. Параллельно Клее сотворил цикл из одиннадцати цинковых гравюр с гротескными персонажами под названием «Изобретения». Данные работы выставили в местной галерее и они имели большой успех у ценителей искусства. Автор чувствовал удовлетворение, но понимал, что способен на большее.

В то время, количество гротескных рисунков художника увеличилось и в них проявилась склонность к абсурду и сарказму. Осенью 1911 года Пауль, вошедший в круг творческой элиты, познакомился с экспрессионистом Августом Маке и абстракционистом Василием Кандинским. Оценив красивый и ясный ум и проникшись доверием к новым друзьям, Клее присоединился к ним в редакции альманаха, который назывался «Синий всадник».

В годы Первой мировой войны Клее не бросил рисование. Работая в тылу в мастерской по восстановлению маскировки воздушных шаров, художник создавал литографии на героические темы и время от времени устраивал выставки.

К 1917 году Пауль стал довольно известным живописцем и графиком, чьи картины, признанные искусствоведами, хорошо продавались. Самым знаменитым произведением этого времени стало полотно «Ab ovo», написанное акварелью на марле, натянутой поверх холста. В 1919 году Клее заключил контракт с владельцем модной галереи Гансом Гольцем, который принес художнику коммерческий успех. Именно там живописец впервые выставил картину «Восход луны и закат солнца», отражавшую его представления о магии природных явлений. В 1920 году вышло издание повести Вольтера «Кандид» с иллюстрациями Клее.

Несмотря на его глубокое знание искусства прошлого и современности, создавалось впечатление, что образы художника возникли под влиянием чисто личных интуитивных впечатлений, а формы связаны с подсознательными ассоциациями и трактованы в нереалистической манере. Впрочем, они редко достигают полной абстракции.

Традиционные концепции пространства и рисунка у Клее заменяются построениями, напоминающими творчество детей или народный примитив. Художник использует богатые и разнообразные оттенки. Как особенность его техники следует отметить чувственную, поэтическую и уравновешенную линию. Она столь спонтанна и гибка, что дает эффект свободной импровизации, однако всегда осмысленна и подчинена индивидуальному стилю автора.

С 1921 года, на протяжении девяти лет Клее преподавал в Веймаре и Дессау, а в 1931 году стал профессором дюссельдорфской Академии художеств. Однако, уже в 1933 году под давлением нацистов вынужден был покинуть этот пост и вернуться в Швейцарию, где обосновался в Берне, однако при жизни так и не получил гражданства этой страны.

Пауль Клее скончался 29 июня 1940 года в городе Муральто, Швейцария. Причиной смерти стал отказ внутренних органов, спровоцированный склеродермией. Похоронили художника в Лугано. Через несколько лет урна с прахом художника была перезахоронена на кладбище в Берне.


Творчество Пауля Клее

1913 - «В каменоломне»
1914 - «Красные и белые купола»
1919 - «Полная луна»
1920 - «Пробуждение женщины»
1920 - «Разрушенный город»
1925 - «Золотая рыба»
1927 - «Выбранное место»
1931 - «Свет и многое другое»
1937 - «Ландшафт сцены»
1940 - «Натюрморт»

Память о Пауле Клее

Имя Пауля Клее носит выставочный центр в Берне.

В наследие Клее входят около 9000 работ.

Семья Пауля Клее

Отец - Ганса Вильгельм, учитель музыки.
Мать - Ида Мария Фрик, швейцарская певица.

Жена - Лили Штумпф, баварская пианистка.
Сын - Феликс.

Пара поселилась в пригороде Мюнхена, и пока молодая супруга давала частные уроки, Клее вел хозяйство и воспитывал сына. Для малыша Пауль мастерил перчаточных кукол, которые вскоре стали частью творчества живописца.

15.11.2020
  • Художник
  • Теоретик Искусства
  • График

Родился: 18 декабря 1879 года (144 года назад)
Умер: 29 июня 1940 года (83 года назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.