Средневековый французский философ-схоласт. Теолог. Поэт. Музыкант.
Один из основоположников и представителей концептуализма.
Пьер Абеляр родился 2 августа 1079 года в деревне Пале, Франция. Мальчик вырос в рыцарской семье. Первоначально родители готовили сына для военной службы, но непреодолимая любознательность и в особенности стремление к схоластической диалектике побудили его посвятить себя изучению наук.
В юном возрасте Абеляр слушал лекции Иоанна Росцелина, основателя номинализма. В 1099 году прибыл в Париж, чтобы учиться у представителя реализма: Гийома де Шампо, который привлекал слушателей со всех концов Европы.
Однако вскоре стал соперником и противником своего учителя: с 1102 года Абеляр уже сам учил в Мелюне, Корбеле и Сен-Женевьеве, и число его учеников все более и более возрастало. В итоге, приобрел себе непримиримого врага в лице Гийома из Шампо. После того как последний возведен в звание шалонского епископа, Абеляр в 1113 году принял управление училищем при церкви Богоматери и в это время достиг апогея своей славы, выступая учителем многих знаменитых впоследствии людей, из которых наиболее известны: папа римский Целестин II, Петр Ломбардский и Арнольд Брешианский.
Абеляр являлся всеми признанный главой диалектиков и ясностью и красотой своего изложения превзошел прочих учителей Парижа, тогдашнего средоточия философии и богословия.
В то время в Париже жила семнадцатилетняя племянница каноника Фульбера Элоиза, славившаяся красотой, умом и познаниями. Абеляр воспылал страстью к Элоизе, ответившей ему полной взаимностью. Благодаря Фульберу Абеляр стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюбленных наслаждались полным счастьем, пока об этой связи не узнал Фульбер.
Попытка последнего разлучить любовников привела к тому, что Абеляр переправил Элоизу в Бретань, в отчий дом в Пале. Там родила сына Пьера Астролябия и, хоть и не желая этого, втайне повенчалась. Фульбер заранее дал согласие. Вскоре, однако, Элоиза вернулась в дом дяди и отказалась от брака, не желая препятствовать Абеляру в получении им духовных званий.
Фульбер же из мести приказал оскопить Абеляра, дабы таким образом по каноническим законам ему преградить путь к высоким церковным должностям. После этого Абеляр удалился простым монахом в монастырь в Сен-Дени, а Элоиза постриглась в Аржантейле. Позднее благодаря Петру Достопочтенному их сын Пьер Астролябий, воспитанный младшей сестрой отца Денизой, получил место каноника в Нанте.
В споре о природе универсалий Абеляр развил учение, названное позже концептуализмом: общие понятия не являются ни реальностью, ни простым словесным обозначением, а заключены в значении слова и представляют собой мысленное содержание, относимое ко множеству отдельных вещей на основании имеющегося сходства или совпадения между ними.
В этике Абеляр перенес акцент с поступка на намерение и критерием нравственности считал согласие с совестью. Разработка Абеляром схоластической диалектики, заключавшейся в выявлении противоположных аргументов: сочинение «Да и нет», сделала его одним из крупнейших представителей схоластического метода.
Рационалистическая направленность теологии Абеляра «понимаю, чтобы верить» вызвала протест представителей ортодоксальной мистики. Учение Абеляра осуждено Суассонским и Сансским соборами, а также папой Иннокентием II.
Психологической глубиной отличаются латинские любовные стихи Абеляра, его автобиография «История моих бедствий» и переписка Абеляра и Элоизы, которая переведена уже в XII веке с латинского языка на французский и вдохновляла многих писателей.
Пьер Абеляр умер в монастыре Сен-Марсель-сюр-Сон 21 апреля 1142 года. Тело философа перевезли в Параклет, а затем похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже. Рядом с ним затем похоронена его возлюбленная Элоиза, которая умерла в 1164 году.
Поэтические и музыкальные сочинения
Плач Дины, дочери Иакова (Planctus Dinae filiae Iacob; inc.: Abrahae proles Israel nata; Planctus I)
Плач Иакова о сыновьях (Planctus Iacob super filios suos; inc.: Infelices filii, patri nati misero; Planctus II)
Плач дев Израилевых о дочери Иеффая Галаадского (Planctus virginum Israel super filia Jepte Galadite; inc.: Ad festas choreas celibes; Planctus III)
Плач Израиля о Самсоне (Planctus Israel super Samson; inc.: Abissus vere multa; Planctus IV)
Плач Давида об Авенире, убитом Иоавом (Planctus David super Abner, filio Neronis, quem Ioab occidit; inc.: Abner fidelissime; Planctus V)
Плач Давида о Сауле и Ионафане (Planctus David super Saul et Jonatha; inc.: Dolorum solatium; Planctus VI). Единственный поддающийся уверенной расшифровке плач (сохранился в нескольких рукописях, записан в квадратной нотации).
Литературное наследие
Для истории литературы особый интерес представляют трагическая история любви Абеляра и Элоизы, а также их переписка.
Став уже в Средние века достоянием литературы на народных языках (переписка Абеляра и Элоизы переложена на французский язык в конце XIII века), образы Абеляра и Элоизы, любовь которых оказалась сильнее разлуки и пострига, не раз привлекали писателей и поэтов: Вийон, «Баллада о дамах былых времен» («Ballade des dames du temps jadis»); Фаррер, «La fumée d’opium»; Поуп, «Элоиза Абеляру» («Eloisa to Abelard»); намек на историю Абеляра и Элоизы содержит и заглавие романа Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» («Nouvelle Heloïse»).
«Диалог между Философом, Иудеем и Христианином» - последнее неоконченное произведение Абеляра. В «Диалоге» дается анализ трех способов рефлексии, имеющих этику в качестве общего основания.