Петр митрополит Киевский

Митрополит Киевский и всея Руси. Святой Русской Православной Церкви.


Петр родился во второй половине XIII века в Украине. Рос в семье благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. О том, что сын избран Всеведущим Богом на особое служение, прославит Его и сам будет прославлен, родители узнали из Откровения еще до его появления на свет.

Как-то раз на рассвете, мать увидела во сне необыкновенного агнца. Меж рогов агнца росло чудное дерево, изобиловавшее множеством плодов и цветов. Среди пышной листвы пылали свечи. При всем этом дерево источало несказанное благоухание. Проснувшись, Евпраксия не могла себе объяснить, что бы значило это видение. И лишь потом стало ясно, что содержание сна указывало на духовные дарования ее сына.

До семилетнего возраста Петр обучался и воспитывался в родительском доме. А затем его отдали для обучения грамоте и книжным наукам. Учился с усердием, однако учение не поддавалось ему. Это печалило отрока, огорчало родителей. Но вот, однажды ему явился во сне некий муж в святительском облачении. От него изливалось сияние. По слову явившегося, Петр открыл свои уста и тот, благословив, влил в них сладость. После этого случая Петр стал учиться успешнее и со временем превзошел своих сверстников.

Еще в юности всем возможным путям своей жизни Петр предпочел трудный, но верный - монашеский, и поступил в монастырь. Подвизаясь в обители, смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много времени проводил за молитвой и чтением Слова Божьего, обучался иконописанию. Впоследствии освоил это христианское искусство и стал подлинным мастером. Созданные его творчеством образы распределялись среди братий монастыря и посетителей-богомольцев.

Шаг за шагом Петр возрастал возрастом духовным. Видя в иноке образец нравственности, чистоты и способности к пастырской деятельности, настоятель обители посвятил его в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. Осуществляя это ответственное служение, отец Петр со свойственной ему искренностью стремился принести больше пользы вверенным его окормлению братиям, но со временем, по примеру многих великих подвижников, стал искать уединения, чтобы всецело предаться глубокой христианской молитве и созерцанию.

Получив на этот счет благословение от игумена, Петр, оставив монастырь, отправился на поиски подходящего безлюдного места. Найдя его с помощью Божьей при речке Рате, заложил и построил себе скромную, маленькую келью. Здесь провел множество дней и ночей в общении с Богом.

Когда молва о подвигах святого отшельника распространилась по окрестностям, к нему стали стекаться верующие, ищущие духовного окормления. Со временем на том самом месте образовался монастырь. Игуменом обители братия избрали отца Петра. Известно, что на этом ответственном посту проявил себя не только как любящий пастырь, наставляющий словом и личным примером, но и как превосходный организатор.

Слава новой обители росла день ото дня. Многие люди, даже князь Галицкий Юрий Львович, приезжали туда, желая выслушать наставления игумена, испросить у него пастырского благословения и сердечных молитв. Однажды обитель посетил митрополит Владимирский Максим, совершавший обход русских земель. Отец Петр, получив святительское благословение, смиренно поднес ему в дар изготовленную собственноручно икону Успения Пресвятой Богородицы. Согласно преданию, владыка молился перед сим образом до конца земной жизни.

К концу тринадцатого века разбой и насилие, чинимые татарскими завоевателями, достигли такого размаха, что из Киева стали массово бежать люди. В 1299 году митрополит Максим, руководствуясь соображениями церковной икономии, перебрался из Киева во Владимир.

Князь Галицкий этот шаг не одобрил и желал, чтобы митрополит был ближе к нему. С этой целью решил поставить на митрополичью кафедру игумена Петра, и отправил его в Константинополь. В это время преставился митрополит Максим. Михаил Тверской, занимавший тогда великокняжеский престол, руководствуясь собственными интересами, попытался провести на митрополичью кафедру игумена Геронтия, для чего тоже направил его к Константинопольскому Патриарху. При этом Геронтий не преминул захватить с собой святительский жезл, утварь и даже икону, написанную и подаренную митрополиту Петром.

Из двух претендентов достойного выбрал Сам Бог. Когда Геронтий плыл на корабле по Черному морю, ночью, во время шторма, ему явилась Небесная Царица и недвусмысленно возвестила, что митрополичий престол достанется Ратскому игумену. Константинопольский Патриарх Афанасий поставил митрополитом Петра, причем, возвел его в достоинство митрополита всея Руси.

Возвратившись на Родину в 1308 году, святитель около года жил в Киеве, после чего перебрался во Владимир: туда, где его предшественник и утвердил кафедру митрополита всея Руси.  Время было трудным. С одной стороны - несогласия и раздоры между князьями. С другой стороны - татарское иго. Некоторые северные владетели выражали крайнее недовольство поставлением на кафедру Петра, будоража и возмущая народ.

Святитель Петр часто менял места проживания. Людям требовались и утешение, и ободрение, и умиротворение, но больше всего надлежало заботиться о хранении, распространении и укреплении подлинной веры.

В какой-то период между Юрием Московским и Михаилом Тверским установилось противостояние: оба хотели видеть себя на великокняжеском троне. Митрополиту Петру едва ли было возможно совершенно отстраниться от этой борьбы, ведь она касалось не только двух спорящих княжеских особ, но и их подданных, Православных людей.

Святитель счел верным принять сторону Юрия, что, само собой разумеется, вызвало недовольство Михаила Тверского и его приближенных. В ответ на выбор митрополита Петра составили против него обвинение и довели до ушей Патриарха. Тот не спешил доверять обвинениям и решил досконально исследовать дело. Созванный по этому поводу, в 1311 году, Собор в Переяславле оправдал русского святителя.

В 1312 году митрополит Петр, в видах церковной и государственной необходимости, совершил путешествие в Орду, где встретился с ханом Узбеком, получил от него грамоту, подтвердившую прежние льготы для духовенства и предоставившую митрополиту право судить церковных людей. После смерти князей Михаила и Юрия ярлык от хана на великое княжение дан Александру Тверскому, который, воспользовавшись ситуацией, вступил в борьбу за власть и влияние с Иваном Калитой. На этот раз митрополит вновь склонил свое благоволение на сторону Москвы.

В 1325 году, руководствуясь собственными соображениями и рекомендацией великого князя, Ивана Калиты, святитель расположил митрополичью кафедру в Москве. Несколько месяцев спустя митрополит Петр выразил великому князю желание о постройке в Москве каменного храма, посвященного Успению Божьей Матери. Зная из Откровения Божьего о приближении смерти святитель устроил в стене этого храма место для своего погребения.

Перед смертью Петр напутствовал добрым словом пасомых, преподал всем мир, произнес благословение князю, по-христиански простился и почил о Господе с молитвой на устах. Произошло это 3 января 1327 года.

Глубокое почитание первосвятителя Русской церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле, чему способствовало политическое возвышение Московского княжества.

Через тринадцать лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, Петр причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.

При перестройке Успенского собора 1 июля 1472 года обретены нетленные мощи митрополита Петра. Перенесение мощей святителя прошло 6 сентября 1479 года.

Труды митрополита Петра

Труды митрополита Петра

От святителя Петра сохранилось три послания.

Первое послание к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы.

Во втором послании святитель Петр призывает священников быть истинными пастырями, а не наёмниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями.

В третьем послании святитель Пётр снова даёт наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещевает исполнять заповеди Христа.

Память о митрополите Петра

Память о митрополите Петра

Память в Русской Православной церкви совершается:

6 сентября - перенесение мощей

18 октября - Собор Московских святителей

3 января

Третья неделя по Пятидесятнице (Собор Галицких святых)

02.01.2020
Связанные статьи

Русская Православная Церковь - РПЦ

Религия

День памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца

Религия
  • Митрополит Киевский и всея Руси
  • Святой Русской Православной Церкви

Дата рождения: 6 сентября 1267 года (757 лет назад)
Дата смерти: 3 января 1327 года (697 лет назад)

Русская Православная Церковь - РПЦ

Религия

День памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца

Религия
ЗАКРЫТЬ X

rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.