Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

Российский художник. Живописец. График. Теоретик искусства. Педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Писал статьи, оформлял спектакли, занимался преподаванием. В середине 1960-х годов произошло его новое открытие. Наиболее известен по картинам «Купание красного коня», «Девушки на Волге», «На линии огня», «Утро. Купальщицы», «Селедка», «Автопортрет».


Кузьма Петров-Водкин родился 5 ноября 1878 года в городе Хвалынск, Саратовская область. Мальчик вырос в семье сапожника. Учась в четырехклассном городском училище, парень познакомился с двумя местными иконописцами, под впечатлением работ которых пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. Окончив в 1893 году училище, молодой человек отправился в Самару, где оказался в классах живописи и рисования Федора Емельяновича Бурова. Здесь получил азы живописного искусства. Но уже через два года Буров скончался, и Кузьма вернулся на родину.

Вскоре рисунки юного таланта случайно попали в руки знаменитого петербургского архитектора Роберта Мельцера, который приехал в Хвалынск по делам. Мастер оказался весьма поражен такой живописью и увез Кузьму Сергеевича в Петербург, где помог получить хорошее художественное образование в Центральном училище технического рисования Штиглица.

Свою карьеру художника Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке. В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у Валентина Серова. После окончания училища в 1905 году, Кузьма продолжил совершенствовать свое мастерство в академиях Парижа, а также посетил Италию и Северную Африку. В 1911 году Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства».

Творчество мастера развертывалось в эпоху, когда атмосфера духовных исканий художественной интеллигенции приобрела напряженность. Его понимание мира и человека, сумевшего в обстановке революционных событий в каких-то глубинах соприкоснуться с самими народными идеалами, окрашивалось в тона почти что песенной обобщенности. И интеллигенция, и народные массы проходили через революционные бури не только с идеологией, но и с «мифологией». Эту мечтательную, «мифологическую» грань своего времени Петров-Водкин выразил необычайно законченно и звонко.

В искусстве Петрова-Водкина цельно отобразился парадоксальный строй его личности: провинциально-цепкое, хозяйски-бережливое отношение к материалу духовной деятельности, с одной стороны, и космический размах гипотез, проектов, удивительная свобода мышления, интеллектуальное бескорыстие, с другой.

В годы советской власти Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. В Санкт-Петербургском драматическом театре имени Пушкина оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера, «Дневник Сатаны» по Андрееву, «Женитьба Фигаро» Бомарше. Также занимался и литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием, будучи одним из реорганизаторов системы художественного образования Союза Советских Социалистических Республик. В августе 1932 года живописец избрался первым председателем Санкт-Петербургского отделения Союза советских художников.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин скончался 15 февраля 1939 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища. Его имя оказалось полузабытым. Только в середине 1960-х годов произошло новое открытие художника, благодаря чему теперь ясен истинный масштаб его дарования и ценность творческого наследия.

    Полотно Петрова-Водкина «Натюрморт с сиренью» 3 июня 2019 года продали на аукционе Christie′s в Лондоне почти за двенадцать миллионов долларов. Данный натюрморт стал самым дорогим произведением, проданной на аукционах русского искусства.


Творчество Кузьмы Петрова-Водкина

1907 - «Африканский мальчик»
1910 - «Сон»
1912 - «Купание красного коня»
1915 - «Жаждущий воин»
1915 - «Девушки на Волге»
1916 - «На линии огня»
1917 - «Утро. Купальщицы»
1918 - «Селедка»
1918 - «Автопортрет»
1918 - «Утренний натюрморт»
1919 - «Натюрморт с сиренью»
1920 - «1918 год в Петрограде»
1922 - «Портрет А. А. Ахматовой»
1928 - «Смерть комиссара»
1934 - «1919 год. Тревога»
1934 - «Портрет В. И. Ленина»

Семья Кузьмы Петрова-Водкина

Жена - Мария Федоровна (брак с 1906), дочь владельца парижского пансиона.
Дочь - Елена.

03.10.2020
Связанные новости и события
  • 15.02.2024
    15 февраля 2024
    85 годовщина смерти Кузьмы Петрова-Водкина
    Петров-Водкин Кузьма Сергеевич - российский и советский живописец, график, теоретик искусства, драматург, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Среди самых известных картин «Купание красного коня» (1912), «Смерть комиссара» (1928), «1919 год. Тревога» (1934). Крупнейшая коллекция произведений Петрова-Водкина хранится в Русском музее (Санкт-Петербург), значительные собрания - в Третьяковской галерее (Москва) и Хвалынском художественно-мемориальном музее.
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.