Российский композитор. Пианист. Дирижер. Музыкальный писатель. Народный артист России. Лауреат Ленинской премии и шести Сталинских премий. Его творчество составило эпоху в мировой музыкальной культуре XX века. Изданы двадцать томов музыкальных сочинений композитора.
Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Красное, Украина. Отец мальчика являлся ученым, занимался агрономией. Воспитанием сына занималась мама, а так как женщина в детстве неплохо научилась играть на пианино, то с усердием приучала сына к музыке и инструменту. К моменту поступления в Петербургскую консерваторию юноша выступал автором четырех опер, симфонии, двух сонат и нескольких фортепианных пьес.
В 1909 году юноша окончил учебное заведение по классу композиции, а через пять лет по дирижированию и фортепиано. Уже в ранний период появились характерные черты творческого облика Прокофьева: активное отношение к жизни, оптимизм, энергия и воля. Обширен диапазон тем и образов его произведений: тонкий лиризм романсов на слова Ахматовой и напряженная экспрессия «Игрока»; живописность и поэтичность сказки «Гадкий утенок» для голоса и фортепиано и стихийная сила оркестровой «Скифской сюиты»; острый гротеск «Сарказмов» и скоморошья сказочность балета «Сказка про шута...».
Прокофьев с 1908 года начала регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижер-исполнитель собственных произведений. Когда в стране произошла революция, решает, что оставаться в России бессмысленно. Весной 1918 года уехал через Японию в США. Находился в эмиграции пятнадцать лет в Америке, Франции, Германии, Париже. В этот период композитор сочинил комическую оперу «Любовь к трем апельсинам» по Карлу Гоцци, экспрессивную драму «Огненный ангел» по Валерию Брюсову.
Творческое содружество с Сергеем Дягилевым стимулировало создание новых балетов для его труппы: «Стальной скок» и «Блудный сын». В 1930 году для театра «Гранд-Опера» написал балет «На Днепре». В этот же период композитор приезжает на гастроли в Советский Союз и в 1932 году принял решение окончательно возвратиться на Родину.
Возвращение стимулировало творческий процесс. В этот период появляется балет «Ромео и Джульетта», музыка к кинофильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный», произведения для детей. В конце 1930-х годов Прокофьев начал работу над целым рядом сочинений. Однако большинство из них оказалось отодвинуто начавшейся Великой Отечественной войной.
Важнейшей работой военных лет стала опера «Война и мир» по роману Льва Толстого. С этой же темой связана и последняя опера Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» по Борису Полевому. Симфоническая сказка «Петя и волк», написанная специально для Центрального детского театра, и вальс из балета «Золушка» и вовсе стали визитными карточками композитора и до сих пор, наряду с Седьмой симфонией, считаются вершиной его творчества.
Мало кто знает, что Сергей Прокофьев являлся поклонником шахмат, причем играл далеко не на любительском уровне. Композитор выступал серьезным соперником даже для признанных гроссмейстеров и даже обыгрывал будущего чемпиона мира, кубинца Хосе Рауля Капабланку.
В феврале 1948 года вышло постановление Центрального Комитета ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» Вано Мурадели», в котором передовые отечественные композиторы: Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Николай Мясковский, Гавриил Попов, Виссарион Шебалин, Арам Хачатурян оказались подвергнуты резкой критике за «формализм». Ряд сочинений Прокофьева секретным приказом Комитета по делам искусств запрещен к исполнению, однако 16 марта 1949 года по личному распоряжению Сталина этот секретный приказ был отменен, а официальная пресса стала оценивать действия Комитета 1948 года как «некоторые перегибы».
По следам постановления с 19 по 25 апреля 1948 года прошел Первый съезд Союза композиторов СССР, где основными гонителями Прокофьева выступили его прежний близкий друг Борис Асафьев, молодой композитор и секретарь Союза композиторов СССР Тихон Хренников, а серым кардиналом «непримиримой борьбы с формализмом» стал музыковед Борис Ярустовский. В обширном докладе Хренникова на съезде критике подверглись многие сочинения Прокофьева, в том числе, его 6-я симфония и опера «Повесть о настоящем человеке».
С 1949 года Сергей Сергеевич почти не выезжал с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме писал сонату для виолончели и фортепиано, балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт для виолончели с оркестром, ораторию «На страже мира». Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония. Композитор работал в день своей смерти, о чем свидетельствует запись даты и времени на рукописи с завершением дуэта Катерины и Данилы из балета «Каменный цветок».
Великий музыкант, композитор Сергей Сергеевич Прокофьев скончался 5 марта 1953 года в Москве, в один день с Иосифом Сталиным. Похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.
Награды и Признание Сергея Прокофьева
Шесть Сталинских премий:
1943 - II степени за 7-ю сонату
1946 - I степени за 5-ю симфонию и 8-ю сонату
1946 - I степени за музыку к 1-й серии кинофильма «Иван Грозный»
1946 - I степени за балет «Золушка»
1947 - I степени за сонату для скрипки и фортепиано
1951 - II степени за вокально-симфоническую сюиту «Зимний костер» и ораторию «На страже мира» на стихи С. Я. Маршака
1933 - Почетный профессор Московской Государственной Консерватории имени П. И. Чайковского
1943 - Орден Трудового Красного Знамени
1944 - Золотая медаль Королевского филармонического общества
1947 - Народный артист России
1947 - Член Шведской королевской музыкальной академии
1957 - Ленинская премия присуждена посмертно за 7-ю симфонию
Оперы
«Маддалена» (одноактная), ор. 13 (1913)
«Игрок» (по Ф. М. Достоевскому, премьера во 2-й ред., на франц. яз., 1929, Брюссель)
«Любовь к трем апельсинам» (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград)
«Огненный ангел» (по В. Я. Брюсову, фрагменты в концертном исполнении 1928, Париж; мировая премьера (на итал. яз.) 1955, Венеция)
«Семен Котко» (по В. П. Катаеву, 1940, Москва)
«Обручение в монастыре», др. назв. «Дуэнья» (по Р. Шеридану, 1946, Ленинград)
«Война и мир» (по Л. Н. Толстому), 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же; 2012, Москва)
«Повесть о настоящем человеке» (по Б. П. Полевому, закрытое исполнение на репетиции 1948, Ленинград; спектакль в редакции М. Эрмлера и Г. Рождественского 1960, Москва; концертное исполнение (с купюрами) под управлением В. Гергиева 2002, Роттердам; мировая премьера полной версии оперы под руководством А. Лубченко 2015, Владивосток)
Балеты
«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1921, Париж)
«Трапеция» (1925, Гота), на музыку Квинтета для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса g-moll, op. 39, с добавлением 2-х дополнительных частей
«Стальной скок» (1927, Париж)
«Блудный сын» (1929, там же)
«На Днепре» (1932, Парижская опера),
«Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру; 1938, Брно, на музыку первой и второй сюит; премьера полной версии - 1940, Ленинград)
«Золушка» (1945, Москва)
«Сказ о каменном цветке» (по П. П. Бажову; 1954, Москва)
Для хора и солистов с оркестром
«Семеро их», кантата. Оригинальный подзаголовок Прокофьева: «Халдейское заклинание для солиста, хора и оркестра» (слова К. Д. Бальмонта в переделке Прокофьева, 1917-1918)
Кантата к 20-летию Октября. На тексты К. Маркса, В. И. Ленина и И. В. Сталина (1936-1937)
«Александр Невский», кантата (слова Прокофьева и В. А. Луговского, 1939)
«Здравица», кантата к 60-летию Сталина (слова «народные», 1939)
«Расцветай, могучий край!», кантата для хора и оркестра
«Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным», кантата для хора, солистов и оркестра на слова П. Антокольского
«Зимний костер», сюита для оркестра и детского хора (слова С. Я. Маршака, 1949)
«Песни наших дней», кантата для солистов и оркестра
«На страже мира», оратория (слова С. Я. Маршака, 1950)
Для оркестра
Симфония № 1
Симфония № 2
Симфония № 3
Симфония № 4
Симфония № 5
Симфония № 6
Симфония № 7
«Ала и Лоллий» («Скифская сюита», 1915)
«Петя и волк» (авторский подзаголовок: Симфоническая сказка для детей; 1936)
Пушкинские вальсы, op. 120 (1949)
Три сюиты на музыку балета «Ромео и Джульетта» (1936, 1936, 1946)
Музыка к кинофильмам
«Поручик Киже» (1934)
«Пиковая дама» (1936; фильм сгорел при пожаре «Мосфильма»)
«Александр Невский» (1938)
«Партизаны в степях Украины» (1941)
«Котовский» (1942)
«Тоня» (из киносборника «Наши девушки», 1942)
«Лермонтов» (1943; совместно с В. Пушковым)
«Иван Грозный» (1945; включает популярное многолетие в партесном стиле)
Для фортепиано с оркестром
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Des-dur, op. 10 (1912)
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром g-moll, op. 16 (1913; 2-я редакция, 1923)
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром C-dur, op. 26 (1921)
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром B-dur, op. 53 (1931; для левой руки)
Концерт № 5 для фортепиано с оркестром G-dur, op. 55 (1932)
Для скрипки с оркестром
Концерт № 1 для скрипки с оркестром D-dur, op. 19 (1917)
Концерт № 2 для скрипки с оркестром g-moll, op. 63 (1935)
Для виолончели с оркестром
Концерт для виолончели с оркестром, op. 58 (1938)
Симфония-концерт для виолончели с оркестром, op.125 (1952)
Для инструментального ансамбля
Увертюра на еврейские темы c-moll, op. 34 (1919)
Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса g-moll, op. 39 (1924)
Две сонаты для скрипки и фортепиано (Вторая - переложение Сонаты для флейты и фортепиано)
Соната для скрипки соло
Соната для двух скрипок (1932)
Соната для виолончели и фортепиано
Соната для флейты
Два струнных квартета
Для фортепиано
Соната № 1 фа минор - ор. 1 (1907-1909)
4 этюда для фортепиано - ор. 2 (1909)
4 пьесы для фортепиано - ор. 3 (1907-1908)
4 пьесы для фортепиано - ор. 4 (1908)
Токката ре минор - ор. 11 (1912)
10 пьес для фортепиано - ор. 12 (1906-1913)
Соната № 2 ре минор - ор. 14 (1912)
«Сарказмы» - ор. 17 (1912-1914; премьера 1916)
«Мимолетности» - ор. 22 (1915-1917)
Соната № 3 ля минор - ор. 28 (1907-1917)
Соната № 4 до минор - ор. 29 (1908-1917)
«Сказки старой бабушки» - ор. 31 (1918)
4 пьесы для фортепиано - ор. 32 (1918)
Соната № 5 до мажор - ор. 38 (1923)
Дивертисмент - ор. 43b (1938)
6 транскрипций для фортепиано - ор. 52 (1930-1931)
2 сонатины для фортепиано - ор. 54 (1931-1932)
3 пьесы для фортепиано - ор. 59 (1933-1934)
«Музыка для детей» - ор. 65 (1935)
«Ромео и Джульетта». 10 пьес для фортепиано - ор. 75 (1937)
Соната № 6 ля мажор - ор. 82 (1939-1940)
Соната № 7 си бемоль мажор - ор. 83 (1939-1942)
Соната № 8 си бемоль мажор - ор. 84 (1939-1944)
3 пьесы для фортепиано - ор. 96 (1941-1942)
«Золушка» - 10 пьес для фортепиано - ор. 97 (1943)
«Золушка» - 6 пьес для фортепиано - ор. 102 (1944)
Соната № 9 до мажор - ор. 103 (1947)
Также: романсы, песни; музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам.
Неоконченные сочинения
«Великан» (сохранилось 12 нотных страниц в клавире; ныне исполняется в реконструкции и оркестровке С. Сапожникова.
«На пустынных островах» (1901-1903, написаны Увертюра и Акт 1 в трех картинах)
Концерт № 6 для двух фортепиано с оркестром
Концертино для виолончели с оркестром (1952, финал дописан М. Ростроповичем, инструментовку выполнил Д. Кабалевский)
Опера «Далекие моря» по В. А. Дыховичному (сохранилась первая картина, написанная летом 1948; концертное исполнение: 2009, Москва)
Соната для виолончели соло, op. 133
Литературные сочинения
Краткая автобиография // С. С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания. Сост., ред., примеч. и вступ. статьи С. И. Шлифштейна. 2-е изд. М., 1961, с. 131-196.
Автобиография // С. С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания. Сост., ред., примеч. и вступ. статьи С. И. Шлифштейна. 2-е изд. М., 1961, с. 15-130.
Автобиография. 2-е изд. М.: Советский композитор, 1982. 600 с.
Автобиография. М.: Классика XXI, 2007 (3-е издание, с аудиоприложением).
Дневник 1907-1933: в 3 т. Париж: sprkfv, 2002
Рассказы. М.: Композитор, 2003
Музей С. С. Прокофьева - первый музей композитора, который открыт в 1966 году в музыкальной школе № 1 имени С. С. Прокофьева в Москве (Токмаков переулок, 8). Экспозиция рассказывает о жизни и творчестве композитора, в ней представлены вещи, окружавшие композитора, книги и ноты, пианино, мебель и фотоматериалы семьи Прокофьева.
Северодонецкое областное музыкальное училище имени С. С. Прокофьева - открыто 1 июня 1966 года в Северодонецке Луганской области.
Московский областной музыкальный колледж имени С. С. Прокофьева в Пушкино.
Музей Сергея Прокофьева - был открыт 24 июня 2008 года в Москве в Камергерском переулке, 6/5 в квартире № 6. На мемориальной доске выбито: «В этом доме в 1947-1953 годах жил и работал выдающийся советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев». В музее собраны нотные и литературные автографы композитора, редкие фотографии, документы и личные вещи Прокофьева.
В декабре 2016 года состоялось открытие памятника Прокофьеву в Камергерском переулке, приуроченное к 125-летию со дня рождения композитора.
Международный конкурс имени Сергея Сергеевича Прокофьева в Санкт-Петербурге, который ежегодно проводится по трем специальностям: композиция, симфоническое дирижирование и фортепиано.
Памятник Прокофьеву возле музыкальной школы имени Прокофьева в Москве (1991, скульптор - В. Х. Думанян, архитектор - А. В. Степанов).
Памятник и концертный зал имени Прокофьева в Челябинске.
Концертный зал имени С. С. Прокофьева Донецкой филармонии.
Донецкая государственная музыкальная академия имени С. С. Прокофьева.
Симфонический оркестр имени С. С. Прокофьева Донецкой филармонии.
Детская школа искусств № 1 имени С. Прокофьева во Владивостоке
Детская музыкальная школа № 10 имени С. С. Прокофьева в Азове.
Улица Прокофьева в Сумах на Украине.
Музей Прокофьева на родине композитора в селе Сонцовка (с 1920-х годов до 2016 года - Красное) Покровского района Донецкой области на Украине был открыт к 100-летию Прокофьева в 1991 году.
В 1991 году выпущена памятная монета СССР, посвященная столетию со дня рождения С. С. Прокофьева.
В 2012 году открыт международный аэропорт имени Сергея Прокофьева в городе Донецке на Украине (разрушен в ходе боев в 2014 году). В рамках украинской декоммунизации родному селу Прокофьева, Сонцовке, было возвращено историческое название.
Самолет Аэрофлота Airbus A319 (VP-BWA) носит имя «С. Прокофьев».
В августе 2012 года в честь Прокофьева назван кратер на Меркурии.
В 2016 году к 125-летию со дня рождения композитора Центральный Банк России выпустил серебряную памятную монету номиналом 2 рубля в серии «Выдающиеся личности России»: Композитор С. С. Прокофьев
Изображен на марке «Почты Донбасса» «50 лет Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева».
Первая жена - Прокофьева, Лина Ивановна (Лина Любера, 1897-1989)
Сын - Святослав (1924-2010)
Внук - Сергей (род. 1954)
Сын - Олег (1928-1998)
Внук - Сергей (1954-2014)
Внук - Габриэль (род. 1975)
Вторая жена - Мендельсон, Мира Александровна (Мендельсон-Прокофьева, 1915-1968)