Канадский композитор. Писатель. Педагог.
Защитник окружающей среды второй половины XX века.
Рэймонд Мюррей Шейфер родился 18 июля 1933 года в городе Сарния, Канада. В детстве мечтал стать художником, но в 1952 году поступил в Королевскую музыкальную консерваторию и Торонтский университет. В 1955 году, разочарованный университетской атмосферой, прерывает формальное обучение и начинает заниматься самостоятельно, делая упор на изучении языков, литературы и философии.
В 1956 году Шафер уехал из Канады в Австрию, чтобы учиться музыке в Венской академии, но вместо этого углубляется в изучение средневековых германских языков. Через два года отправляется в Лондон, где некоторое время неформально занимается с композитором Питером Фрикером. В это время зарабатывает себе на жизнь и учебу журналистикой и подготавливает к изданию сборник интервью с британскими композиторами.
Ранние работы Мюррея Шафера носят следы влияния его учителя Джона Вейнцвейга. Полностью самобытные произведения начинает писать в начале 1960-х годов. В них вплетает древние и современные мифологические мотивы, философские и литературные элементы. Среди произведений этого периода можно выделить «Канцоны для заключенных» и «Реквиемы по любительнице вечеринок» для меццо-сопрано.
В 1961 году Рэймонд Мюррей Шафер осуществил постановку оперы по либретто Эзры Паунда «Завещание», которую транслировала Би-би-си. В том же году вернулся вернулся в Торонто. Некоторое время занимался административной работой концертного импресарио, а с 1963 года преподавал в Мемориальном университете. В 1965 году перешел на должность постоянного преподавателя в Университет Саймона Фрейзера.
Во время пребывания в Университете Шафер, получивший гранты от ЮНЕСКО и канадского Фонда Доннера, основал проект World Soundscape, посвященный исследованию взаимоотношений человека и звуковой среды. В 1975 году оставил университет и переехал на ферму в Онтарио, но продолжает сотрудничество с созданным им проектом.
В этот период в творчестве Шафера усиливаются мистические мотивы. Проявляет интерес к восточной мысли, религии и поэзии. Среди его произведений этого времени музыка к средневековым арабским любовным стихам, творчеству Рабиндраната Тагора и буддистским текстам. Также пишет музыку к произведениям Гесиода, Гомера, Мелвилла и Паунда, объединенную в цикл «Okeanos».
Затем Рэймонд Мюррей Шафер создал цикл «Patria» из 12 пьес для музыкального театра, многие из которых являются новаторскими по форме, вовлекая в представление традиционно пассивный зрительный зал. Впоследствии написал концерты для флейты, арфы и гитары, три струнных концерта и ряд камерных произведений, в большинстве которых использованы элементы других видов искусства.
Среди литературных работ Шафера выделяются монографии «Э. Т. А. Гофман и музыка» и «Эзра Паунд и музыка». Его перу принадлежат новеллы «Dicamus et Labyrinthos» и «Ариадна». Отдельно следует отметить педагогическое творчество. Создал публикации «Композитор в классной комнате», «Прочистить уши», «Новый звуковой ландшафт», «Когда слова поют», «Носорог в классе», «Обучение звуку: сто упражнений для слуха и извлечения звуков», а также музыкальные произведения для молодых исполнителей, характеризующиеся необычайно широким звуковым диапазоном и разнообразием исполнительской техники.
Как «отец акустической экологии», Мюррей Шафер опубликовал брошюры, призывающие к принятию законов против шума. В 1977 году в рамках проекта World Soundscape вышла его работа «Настройка мира». Его исследовательская работа в рамках проекта нашла отражение и в его музыке: в одном из произведений он использует интервалы океанского прибоя, а в другом графическую запись уличного шума в Ванкувере.
После переезда на ферму Шафер создал серию «произведений естественной среды», первое из которых, «Музыка для озера в глуши», предназначено для исполнения 12 тромбонами на берегу небольшого озера в сельской местности. Еще одним выразительным средством в работах стала нетрадиционная расстановка участников, как это сделано в драматическом шествии «Апокалипсис», рассчитанном на 500 исполнителей, и в «Гласе природы».
Награды Рэймонда Мюррея Шафера
Композитор года по версии Канадского совета по музыке
Четыре премии «Джуно»
Медаль Канадского совета по музыке
Гугенгеймовская стипендия
Премия Жюля Леже в области современной камерной музыки
Премия Гленна Гульда
Премия Молсона
Композиторская премия имени Луиса Эпплбаума
Премия генерал-губернатора в области исполнительского искусства
Почетный член Общества американской музыки
Компаньон ордена Канады
Почетные академические степени:
Карлтонского университета
Трентского университета
Университета Саймона Фрейзера
Торонтского университета
Королевской музыкальной консерватории
Университета Конкордия
Книги
Эзра Паунд и музыка
Композитор в классе
Чистка уха: примечания для экспериментального музыкального курса
Новый Звуковой Ландшафт
Книга шума
Когда Слова Поют
Носорог в классе
Э. Т. А. Хоффман и музыка
Творческое музыкальное образование: справочник для современного учителя музыки
Дым: роман - переизданный как Ариадна
Настройка мира (звуковой ландшафт), переизданный как Soundscape
Пять деревенских саундскейпов - редактор
Музыка в холоде
Халдейская Надпись
Р. Мюррей Шафер: Коллекция
Шестнадцать Книжников
На Канадской Музыке
Dicamus et Labyrinthos: Блокнот филолога
Думающее Ухо: На Музыкальном Образовании
Patria и театр слияния
Звуковое образование: 100 упражнений в слушании и создании звука
Голоса тирании: храмы тишины: исследования и размышления о современном звуковом ландшафте
Следы Волка
Patria: Полный Цикл
Shadowgraphs и легенды
Заколдованный лес книга & CD
HearSing
Немного звукового образования
Композиции
Patria-цикл музыкально-театральных произведений
В Памяти: Альберто Герреро
Партита для струнного оркестра
Канзони для заключенных
Без названия композиция для оркестра № 1
Без названия композиция для оркестра № 2
Заявление в синем
Сын Хелденлебена
Не более десяти (10) минут
Восток (размышления над текстом из Ишна Упанишады)
Север / Белый
Поезд
Cortège
Ко во Кику («слушайте благовония»)
Сон Радуга Сон Гром Сон
Скорпион
Minnelieder (различные средневековые немецкие поэты)
Протест и заключение (восточноевропейские поэты)
Brеbeuf, cantata
Threnody (японские дети)
Люстро. 1970-2 (CBC Торонто 1973). Содержащий:
Часть 1: диван и Шамс и Тебриз (Джалал Аль дин Руми)
Часть 2: Музыка для Утра мира (разн.)
Часть 3: за великими вратами света (Тагор)
Арчана
Гимн ночи (Novalis) от Patria 7
Сад сердца (Тысяча и одна ночь)
Концерт для флейты
Письма от Миньон
Концерт для арфы
Концерт для гитары
Темная Великолепная Земля: Одинокий Путешественник
Гитанджали (Рабиндранат Тагор)
Аккордеонный Концерт
Концерт для альта с оркестром
Труба Сокола (Концерт для трубы с оркестром)
Концерт для клавесина и восьми духовых инструментов
Пять исследований текстов Пруденция
4 арии из любви: география Эроса и воздух Иштар, скромность, тщеславие
Реквиемы для тусовщицы (Шафер) из Patria 2
Минимально
Струнный Квартет № 1
Чародейка (Сафо)
Струнный Квартет № 2 («Волны»)
Корона Ариадны, от Patria 3 и Patria 5
Музыка для дикого озера
Красавица и Чудовище (Шафер, после де Бомона) из Patria 3
Волшебное масло и индийская Сагва (Шафер) из Patria 3
Струнный Квартет № 3
Тесей
Уличные музыканты (ранее раунды), из Patria 3
Le Cri de Merlin
Струнный Квартет № 4
Струнный Квартет № 5 («Розалинда»)
Струнный квартет № 6 («прощальная грива дикой лошади»)
Струнный Квартет № 7. Сопрано и перкуссия
Четыре Сорок. Струнный квартет, ОРЧ
Струнный Квартет № 8. Лента
Струнный Квартет № 9
Струнный Квартет № 10
Струнный Квартет № 11
Симфония № 1 до минор
Струнный Квартет № 12
Струнный Квартет № 13
Три Современника
Kinderlieder (traditional, Brecht)
La Testa d'Adriane (Schafer), от Patria 3
Солнце Отец Небо мать (Шафер) от и Волк унаследует Луну (Patria заключение)
Тантрика (санскритские слова из тантрических текстов), из Патрии 3
Гитанджали (Рабиндранат Тагор)
Первая жена - Филлис Мейлинг, канадская меццо-сопрано
Вторая жена - Джин Эллиотт