Российский живописец. Самобытно соединивший в своем творчестве пути русского модерна и авангарда. Один из самых известных художников еврейского театра на идише. Известен по картинам «Московский дворик», «Церковь Ильи Обыденного», «Крым», «Из окна мастерской. Осеннее утро в Москве», «Московский пейзаж», «Строительство Дворца Советов».
Роберт Фальк родился 27 октября 1886 года в городе Москва. Мальчик вырос в семье юриста. Учился изобразительному искусству в школах-студиях Юона и Дудина, в частной студии Машкова, затем обучался в Училище живописи, ваяния и зодчества.
В этот период особое влияние на его дальнейшее творчество оказали Валентин Серов и Константин Коровин. В 1910-х годах Фальк стал одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет», в деятельности которого он участвовал с 1910 по 1916 годы.
Фальк преподавал в Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова в 1918-1928 годах. Был деканом факультета живописи. В 1918-1921 годах также работал в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, а в 1921 году стал членом объединения «Култур-лиге», созданного для развития еврейского искусства и традиционной культуры на идише.
Персональная выставка Фалька в Доме литераторов состоялась в 1939 году. В его творчестве преобладают пейзажи, натюрморты и портреты, написанные в обобщенной, приглушенной манере.
Во время Великой Отечественной войны он находился в эвакуации в Средней Азии, где продолжал заниматься живописью, а для заработка преподавал в средней школе историю, географию и немецкий язык, затем - в художественном училище в Самарканде. После войны вернулся в Москву.
В последующие годы творчество Фальк считалось «упадническим», его обвиняли в «уходе от проблем советского народа», поэтому он оказался практически вычеркнутым из официальной художественной жизни страны. В его работах этих лет прослеживается тема трагизма и безысходности - «Пейзаж с кустами», «Натюрморт с голубем» и другие.
Но в то же время, в 1950-х годах Фальк становится для многих молодых советских художников-авангардистов своеобразным символом ушедшей великой эпохи живописи, мостом между великим искусством начала 20 века и послесталинской оттепелью.
Его картины, которые были представлены уже после смерти художника на выставке «30 лет Московского союза художников» в 1962 году, подверглись официальному разгрому. Лишь со второй половины 1960-х годов началась реабилитация Фалька как художника, его персональные выставки прошли сначала в Ереване, 1964, а затем и в Москве, 1966.
Роберт Рафаилович Фальк скончался 1 октября 1958 года в Москве. Похоронен на двадцатом участке Калитниковского кладбища столицы.
Семья Роберта Фалька
Фальк был женат четыре раза:
Елизавета Сергеевна Потехина (1882-1963), художница, соученица по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества; в браке с 1909 по 1920 гг.
Сын - Валерий Робертович (Романович) Фальк, (1916-1943), художник, график-офортист, погиб на фронте.
Кира Константиновна Алексеева (в замужестве Фальк; 1891-1977), дочь К. С. Станиславского и директор его музея, художница; в браке с 1920 по 1922 гг.
Дочь - Кирилла Романовна Фальк (Барановская, фр. Cyrilla Falk, 1921-2006), переводчик русской поэзии на французский язык, педагог; внук - историк Константин Юрьевич Барановский (1955-2006), научный сотрудник Института США и Канады РАН.
Раиса Вениаминовна Идельсон (1894-1972), поэтесса и художница, в браке с 1922 по 1931 год, вторым браком замужем за художником А. А. Лабасом.
Ангелина Васильевна Щекин-Кротова (1910-1992), в браке с 1939 года и до смерти Фалька.
Картины Роберта Фалька
«Московский дворик», 1912, Государственная картинная галерея Армении, Ереван;
«Церковь Ильи Обыдённого», 1912, частное собрание, Москва;
«Крым», 1914, Нижегородский художественный музей;
«Из окна мастерской. Осеннее утро в Москве», 1926, собрание Дома учёных Сибирского отделения РАН, Новосибирск;
«Московский пейзаж», 1950, Государственный музей искусств Казахстана, Алма-Ата)
«Строительство Дворца Советов», 1939, частное собрание;
«7 ноября из окон ателье», 1950, ГРМ
Портрет С. М. Михоэлса, 1947-1948,
Портрет В. Б. Шкловского, 1948,
Портрет историка искусств А. Г. Габричевского, 1953, частное собрание, Москва).
«Ночь на Старом рынке», 1922—1925 (декорации к спектаклю Московского государственного еврейского театра по пьесе Ицхока-Лейбуша Переца);
«Путешествие Вениамина III», 1927 (декорации к спектаклю Московского государственного еврейского театра по роману Менделе Мойхер-Сфорима);
Декорации к спектаклям Московского и Белорусского государственных еврейских театров («Соломон Маймон», 1939-1940; «Испанцы», 1940-1941; «Леса шумят», 1947); Театра имени Моссовета («Лгун», 1940); Государственного камерного театра («Лев на площади», 1948); Театра сатиры («Только правда», 1955-1956).