Нидерландский живописец.
Один из основоположников и наиболее влиятельный мастер ранне-нидерландской живописи.
Рогир ван дер Вейден родился в 1400 году в городе Турнэ, Бельгия. Благодаря профессии отца Анри, который работал ножовщиком, мальчик с детства окружен произведениями искусства. Свою творческую карьеру молодой мастер начал как скульптор, о чем свидетельствуют его ранние работы: фигуры в них всегда несколько угловатые, складки одежд написаны ломаными жесткими линиями, все выпукло и очень объемно. Когда Ван дер Вейден решил стать живописцем, выбрал для обучения мастерскую самого известного тогда в Турнэ художника Робера Кампена.
В 1432 году Рогир, уже принятый в Гильдию Святого Луки в Турнэ как самостоятельный художник, уезжает на родину своей жены в Брюссель, бывший тогда одним из крупнейших европейских городов и одной из важнейших резиденций могущественного герцога Бургундского. Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну, и Священной Римской империи. Именно на этот своеобразный период приходится жизнь и расцвет творчества ван дер Вейдена.
К началу брюссельского периода принадлежит грандиозное по эмоциональному воздействию на зрителя «Снятие с креста». Данная работа заказана гильдией арбалетчиков Левена и первоначально находилась в городской часовне, однако впоследствии перешла во владение к сестре Карла V и, в итоге, оказалась в музее Прадо. О снятии с креста Иисуса упоминают все евангелисты, однако ни одна из книг Священного Писания не свидетельствует о том, что в снятии участвовали Богородица, жены-мироносицы, Иоанн Богослов, обычно изображаемые в произведениях на эту тему.
Другим дошедшим до нас шедевром мастера является алтарь Девы Марии, так называемый алтарь Мирафлорес, экспонирующийся в Берлинской картинной галерее. Эта работа выполнена в 1445 году по заказу кастильского короля Хуана II, который, в свою очередь, передал работу в дар монастырю Мирафлорес, неподалеку от Бургоса. Трехстворчатый алтарь рассказывает нам о трех значительнейших эпизодах из жизни Богоматери, связанных с ее Сыном: умилении Богородицы, оплакивании Христа и явлении воскресшего Сына Человеческого Деве Марии.
Отличие Рогира от грубоватого кампеновского реализма и утонченности проторенессанса ван Эйка наиболее наглядно проявляется в полиптихе «Страшный суд». Работа окончена в 1450 году по заказу канцлера Николя Ролена для алтаря капеллы больницы Отель-Дье, основанной последним в бургундском городе Бон. Примечательно, что полиптих до нашего времени находится в том самом здании, для которого ее когда-то написал Рогир.
Работая по заказам городского совета, создал четыре аллегорические композиции для украшения Золотой залы городской ратуши на тему Правосудия. Рогир выступал и признанным мастером портрета. Среди его заказчиков являлись очень влиятельные и состоятельные люди.
В нидерландском искусстве XV-XVII веков Рогир ван дер Вейден считается вторым по значению художником после Ван Дейка. При жизни являлся очень известен, имел большую мастерскую, полную учеников и последователей. Его работами восхищались и его современники, и люди других поколений. Забвение большинства нидерландских мастеров XV века, длившееся столетия, не затронуло имени этого мастера.
Живописец Рогир ван дер Вейден скончался 18 июня 1464 года в Брюсселе.
Творчество Рогира ван дер Вайдена
Портрет молодой женщины. Берлинская картинная галерея
Алтарь Колумба, левая часть - Благовещение. Старая пинакотека, Мюнхен
Поклонение волхвов. Старая пинакотека, Мюнхен
Портрет Франческо д'Эсте. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Портрет дамы. Национальная галерея, Лондон.
Пьета. 1450 г. Прадо, Мадрид
Положение во гроб. 1450. Уффици, Флоренция
Снятие с креста. До 1443. Музей Прадо. Мадрид
Обретение мощей святого Губерта. 1437
Епископ совершает конфирмацию
Триптих «Распятие». 1440-1445. Музей истории искусств (Вена)
Жена - Элизабет Гоффэртс, дочь брюссельского сапожника;
Сын - Корнелиус;
Сын - Питер;
Сын - Ян;
Дочь - Маргарита.