Роом Абрам Матвеевич

Абрам Роом родился 28 июня 1894 года в городе Вильно  (ныне Вильнюс, Литва). Рос в многодетной семье Мордхеля (Мордуха) Беньяминовича Рома (1852—1923) и Леи Давидовны-Абелевны Ром (1872—1914), уроженцев Евье.

В 1904 году поступил в виленскую восьмилетнюю частную гимназию Н. А. Виноградова, которую окончил в 1914 году.

Потом уехал в Петербург, где поступил в Петроградский психоневрологический институт. Был вынужден оставить учёбу в виду отсутствия права жительства вне черты оседлости.

К этому времени его мать умерла, 64-летний отец был недееспособным в результате эмфиземы лёгких и А. М. Ром находился на иждивении своего дяди И. К. Фишкина, который был призван в армию и пропал без вести во время боевых действий.

5 февраля 1915 года «евьевский мещанин А. М. Ром явился к исполнению воинской повинности, но по освидетельствованию был признан совершенно неспособным к воинской службе».

В августе 1915 года подал прошение о приёме его в действительные студенты медицинского факультета Императорского Николаевского университета в Саратове.

Отучившись два с половиной курса, А. М. Ром в конце 1917 года был призван в Красную Армию в качестве военврача и отправлен на фронт, вернувшись в Саратов в 1919 году. Затем продолжил свое образование на медицинском факультете Саратовского университета, где обучался до 1922 года.

С начала октября 1919 года работал ответственным сотрудником редакции газеты «Известия Саратовского Совета». Параллельно учебе работал преподавателем в Саратовском отделе искусств преподавателем, позднее был ректором Высших государственных мастерских театрального искусства, а также был режиссером Показательного и Детского театров.

Его дебют как театрального режиссёра состоялся на сцене саратовского Театра лубочной драмы и комедии, сатиры, кукол и петрушки, открытого в конце июня 1919 года.

В 1923 году Роом переехал в Москву, где стал режиссером Театра Революции, а также режиссером и педагогом Высшей педагогической школы ВЦИК. В последующие годы он работал на разных киностудиях столицы - был режиссером «Госкино», «Совкино», «Союзкино», в 1925-1934 годах преподавал во ВГИКе.

Как кинорежиссер Абрам Матвеевич дебютировал в 1924 году. Его первая работа - картина «Что говорит «Мос», сей отгадайте вопрос», а свой первый полнометражный фильм «Бухта смерти» он снял в 1926 году. Но эта картина была холодно встречена властями, поскольку слишком актуальные и сложные проблемы были затронуты в фильме.

Настоящую славу и известность принесла режиссеру следующая его картина - «Третья Мещанская», в которой также нашла отражение тема человека с его слабостями и чувствами. Сегодня этот фильм - бесспорная классика кино, которым восторгается уже не одно поколение зрителей.

В конце 1920-х годов вышло еще несколько картин Роома - «Ухабы», его первый документальный фильм о евреях-колонистах «Еврей и земля» и один из последних немых фильмов «Привидение, которое не возвращается». В последней картине Роом предложил свое провокационное видение феномена тюрьмы как места кардинального перерождения человека. Предсказуемым образом режиссер впал в немилость у советской власти. Даже первый звуковой документальный фильм Роома «План великих работ», по мнению властей, был посвящен не объективному отражению ударного труда главных строек коммунизма, а эстетскому любованию техническим новшеством. Тем более интерес режиссера к внутреннему, частному миру человеку, с его интимной жизнью и чувствами отдавало эстетической крамолой, которая к середине 1930-х в СССР стала недопустимой.

В конце концов, Роома фактически «сослали» в Киев, где с 1936 года он - режиссер киностудии «Украинфильм». Там Абрам Матвеевич создал еще одно свое кинематографическое чудо - фильм «Строгий юноша». Но его запретили, как идеологически вредный. В вину картине вменялся отрыв от действительности и неясность концепции. Фильм был положен на полку, на экраны страны он выйдет лишь через 30 лет и будет казаться абсолютно современным. Такое давление не могло не сказаться на творчестве режиссера, и он практически уходит из кинематографа, занимается преподаванием сначала в Киеве, а затем в Москве.

С 1940 года Роом - режиссер киностудии «Мосфильм». В этот период он снимает только официально одобренное кино - это картины «Эскадрилья номер 5», «Нашествие», «В горах Югославии», «Суд чести» и другие.

Оттаял режиссер в 1956 году, сняв мелодраму «Сердце бьется вновь».

В 1960-е он осуществил ряд экранизаций классики: «Гранатовый браслет» по А.Куприну, «Цветы запоздалые» по А.Чехову, «Преждевременный человек» по М.Горькому. Помимо режиссуры, Роом был художественным руководителем фильмов «На графских развалинах» и «Дело № 306» (1956), а также снялся как актер в фильме «Поцелуй Мэри Пикфорд». В ряде своих картин он выступал и как сценарист. Во многих фильмах Роома снималась его жена, актриса Ольга Жизнева.

Выдающийся советский кинорежиссер Абрам Роом начинал в 1920-е годы, в первом поколении кинематографистов. Искусство Роома отличается острым чувством современности, дискуссионной трактовкой моральных проблем. Главное в его картинах - человек с его чувствами и внутренним миром, а также психологизм, внимание к среде и атмосфере действия. Народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат двух Сталинских премий Абрам Матвеевич был награжден орденом Октябрьской Революции, а также другими орденами и медалями.

Умер 26 июля 1976 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище (участок № 29).

Награды 

Награды 

Сталинская премия второй степени — за фильм «Нашествие»

Сталинская премия первой степени — за фильм «Суд чести»

заслуженный деятель искусств РСФСР (6.3.1950)

народный артист РСФСР (1965)

орден Октябрьской Революции (12.04.1974)

орден Трудового Красного Знамени

орден «Знак Почёта» (27.10.1967)

медали

Творчество

Творчество

Режиссёрские работы

  • 1924 — Гонка за самогонкой
  • 1926 — Бухта смерти
  • 1926 — Предатель
  • 1927 — Третья Мещанская
  • 1927 — Ухабы
  • 1927 — Еврей и земля
  • 1929 — Привидение, которое не возвращается
  • 1930 — План великих работ (документальный)
  • 1936 — Строгий юноша
  • 1939 — Эскадрилья № 5
  • 1940 — Ветер с востока
  • 1942 — Боевой киносборник № 13 «Наши девушки»
  • 1945 — Нашествие
  • 1946 — В горах Югославии
  • 1949 — Суд чести
  • 1951 — Совесть мира, производство остановлено по решению Политбюро в марте 1951 г., в числе других 16 фильмов на международную тематику, в рамках процесса подготовки Международного экономического совещания в Москве в апреле 1952 г.
  • 1952 — Школа злословия
  • 1953 — Серебристая пыль
  • 1956 — Сердце бьется вновь…
  • 1964 — Гранатовый браслет
  • 1969 — Цветы запоздалые
  • 1971 — Преждевременный человек

Художественный руководитель

  • 1956 — Дело № 306
  • 1957 — На графских развалинах

Сценарист

  • 1926 — Ветер
  • 1927 — Ухабы
  • 1927 — Еврей и земля
  • 1927 — Третья Мещанская
  • 1930 — План великих работ
  • 1964 — Гранатовый браслет
  • 1969 — Цветы запоздалые
  • 1977 — Враги — совместно с Максимом Горским

Актёрская работа

  • 1927 — Поцелуй Мэри Пикфорд

26.07.2023
Связанные новости и события
  • 26.07.2023
    26 июля 2023
    День памяти Абрама Роом
    Советский режиссер представитель первого поколения кинематографистов - он начал снимать в 1920-е годы. Искусство Роома отличается острым чувством современности, дискуссионной трактовкой моральных проблем. Главное в его картинах - человек с его чувствами и внутренним миром, а также психологизм, внимание к среде и атмосфере действия. Его лучшие киноработы «Привидение, которое не возвращается» и «Третья Мещанская».
  • Кинорежиссер
  • Сценарист
  • Актер

Родился: 28 июня 1894 года (129 лет назад)
Умер: 26 июля 1976 года (47 лет назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим

email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.