Российская актриса, Заслуженная артистка Императорских театров. Работала в Малом театре до конца жизни. Крупнейшая актриса театра Островского, Садовская главное внимание уделяла слову. Она обладала безупречной дикцией, звучным, прекрасно обработанным голосом. В совершенстве владела русской речью, ее мелодикой, говором, акцентами.
Ольга Осиповна Лазарева родилась 13 (25) июня 1849 года в Москве.
Росла в семье певца оперной труппы императорских театров Осипа Лазарева. От отца она унаследовала музыкально-вокальные данные и увлечение народной песней. От своей няни крепостной Евпраксии усвоила чистоту и красоту речи, её богатство, узнала старинный уклад жизни.
В юности Ольга Осиповна готовилась стать пианисткой и обучалась пению. Но в 1867 году она случайно выступила в спектакле «Артистического кружка» в роли Настасьи Панкратьевны («В чужом пиру похмелье» Островского, 1867). Именно после этого она осознала своё призвание к сцене.
В 1870, в бенефис П. М. Садовского, Ольга Осиповна по его приглашению исполнила в Малом театре роль Арины Федотовны («Не в свои сани не садись» Островского). Продолжая работать в «Артистическом кружке», сыграла ряд разнообразных ролей в пьесах Островского.
Выступая с большим успехом в ответственных ролях, Садовская, однако, была зачислена в труппу лишь в 1881. Работала в Малом театре до конца жизни.
Ольга Осиповна Садовская умерла в Москве 8 декабря 1919 года. Похоронена в семейной могиле на Пятницком кладбище (1-й участок).
Была замужем за актёром Михаилом Прововичем Садовским. 23 апреля (5 мая) 1872 года в семье родилась дочь, будущая актриса Елизавета Михайловна (сценическое имя при жизни матери - Садовская-2-я).9 (21) августа 1874 года родился сын, будущий актёр Пров Садовский младший. В 1878 году родился Михаил Михайлович Садовский (старший).
Крупнейшая актриса театра Островского, Садовская главное внимание уделяла слову. Она обладала безупречной дикцией, звучным, прекрасно обработанным голосом. Знаток родного языка во всех его тонкостях, Садовская в совершенстве владела русской речью, ее мелодикой, говором, акцентами. Улавливая в тексте роли своеобразие речевой характеристики персонажа, Ольга Осиповна, пользуясь этой характеристикой, мастерски обрисовывала характер и социальное положение своих героинь.
Музыкальность, неисчерпаемое богатство интонаций, рождаемое тонкими психологическими нюансами, виртуозность в ведении диалога, смена темпов и разнообразие ритмов сообщали сценической речи актрисы исключительную выразительность. Садовской были свойственны полнейшая безыскусственность исполнения; предельная естественность тона и сценического поведения и одновременно сочность, яркость игры.
Актриса никогда не стремилась к внешней трансформации; ее грим всегда был предельно прост. Она достигала перевоплощения внутренним преображением, изменявшим и внешний облик. В совершенстве владела Садовская мимическим мастерством; ее жесты всегда соответствовали характеру действующего лица, эпохе, жизненному укладу. Актриса покоряла зрителей жизнерадостностью своей игры, тонким юмором.