Преподобный Русской Православной Церкви. Основатель и первый игумен Саввино-Сторожевского монастыря. Считается одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москвы», исцелитель, прозорливец.
Савва Сторожевский родился в XIV веке. В юности, возлюбив чистое и целомудренное житие и отвергши суетные прелести мира, пришел в пустыню к преподобному Сергию и принял от него иноческий постриг. Руководимый своим богоносным наставником, пребывал в совершенном послушании, навыкая в Троицкой обители порядкам иноческого жития.
Жизнь свою Савва проводил в строгом воздержании и непрестанном бдении, заботясь о соблюдении чистоты душевной и телесной, которая есть украшение иноческого жития. Прежде всех приходил преподобный в церковь на Божественную службу и после всех выходил из нее. Со страхом Божиим стоял в храме на молитве, в умилении не мог удерживаться от сильного плача и рыдания, так что удивлял всех иноков обители. Непрестанно упражнялся в церковном пении и чтении, а в свободное от молитвы и церковных служб время занимался каким-либо рукоделием, боясь праздности - матери пороков.
Подвижник любил безмолвие и избегал бесед с другими. Поэтому казался всем простецом, ничего не знавшим, а на деле превосходил мудростью своей многих, считающих себя разумными. Искал не показной человеческой мудрости, а высшей, духовной, в которой и преуспевал. Сергий Радонежский лучше других видел успехи Саввы в духовной жизни и поставил его духовником всей братии монастыря.
В те времена благоверный князь Московский Дмитрий Иоаннович одержал победу над неверным ханом татарским Мамаем и его полчищами. Возвратившись с радостью в Москву, великий князь немедленно пришел к преподобному Сергию в обитель - помолиться и принять от него благословение. При этом князь обратился к святому старцу с такими словами: «Святче Божий! Когда я хотел выступить против неверных магометан, то обещался построить монастырь во имя Пресвятой Богородицы и устроить в нем общежитие. И вот теперь, честный отче, с помощью Всесильного Бога и Пречистой Богородицы и твоими молитвами, желание наше исполнилось, супостаты наши побеждены. Посему молю твое преподобие: всячески постарайся, Господа ради, чтобы обет наш был вскоре исполнен».
Князь отправился в Москву, а Сергий с усердием стал исполнять его просьбу. Обошел много пустынных, изыскивая, где бы удобнее устроить монастырь. Пришедши на реку, называемую Дубенкой, нашел там место, которое ему весьма понравилось. Там преподобный и создал церковь, а при ней монастырь во имя Пресвятой Богородицы, честного Ее Успения. Вскоре пришли сюда некоторые из братии. Преподобный с радостью принял их и затем учредил здесь общежитие. Настоятелем сего монастыря выбрал из учеников своих блаженного Савву, считывая его вполне способным к самостоятельному руководству братией. Помолившись о нем, великий подвижник благословил его и сказал: «Бог да поможет тебе, чадо, да подаст тебе усердие и силу и да руководит тобою на все благое и полезное».
Приняв благословение от святого старца, Савва начал управлять Дубенским монастырем. Житие проводил здесь чистое, равноангельное; удручал себя постом и бдением, питался лишь пустынными растениями, отказываясь от всякой сытной и вкусной пищи, никогда не носил мягких одежд. Часто проливал сердечные слезы, сокрушаясь о грехах своих, и предавался самым строгим монашеским подвигам.
Между тем братия обители начали умножаться. Преподобный Савва с любовью наставлял их и служил каждому со смирением и кротостью. Так прожил преподобный в Дубенском монастыре более десяти лет.
После смерти Сергия Радонежского и затвора Никона Троицкие братия возвели на игуменство Савву Дубенского. Приняв на себя игуменство в Троице-Сергиевой Лавре, преподобный благоуспешно управлял порученным ему стадом, вспомоществуемый молитвами великого отца своего духовного и основателя лавры. По прошествии шести лет преподобный, ища безмолвия, оставил управление обителью, остался подвизаться в Троицкой Лавре.
Вскоре после этого в Троицкую обитель прибыл благоверный князь Георгий Димитриевич. Обратился к своему отцу духовному Савве с просьбой посетить его дом и преподать благословение всем домашним. Упрошенный князем, преподобный отправился к нему, думая вскоре же возвратиться в Сергиеву обитель. Но христолюбивый князь стал неотступно просить преподобного старца, чтобы никогда не отлучался от него, но чтобы устроил монастырь в его вотчине близ Звенигорода и игуменствовал в нем.
Видя доброе произволение князя, Савва не отказался исполнить его просьбу. Хотел искать подходящего места для устроения монастыря, но князь звенигородский уже заранее облюбовал и избрал такое место на горе Сторожевской, в полутора верстах от самого Звенигорода. Место это показалось преподобному как бы небесным раем, наполненным благовонными цветами. Молитвенно припав к честной иконе Пресвятой Богородицы, которую подвижник носил с собою, со слезами воззвал к Заступнице: «Владычице мира, Пресвятая Богородице! На Тебя возлагаю надежду спасения моего. Не отрини меня, убогого раба Твоего, ибо Ты знаешь немощь души моей. И ныне, Владычице, призри на место сие и сохрани его безопасным от врагов. Буди мне наставницей и окормительницей моей до самого конца жизни моей, ибо иной надежды, кроме Тебя, я не имею».
Так помолившись и возложив всю надежду на Богоматерь, преподобный Савва поселился на том месте. В непродолжительном времени построил здесь небольшую деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы, честного и славного Рождества Ее. Недалеко от нее соорудил себе маленькую келлейку. От этого времени преподобный еще больше утруждал плоть свою постническими трудами и лишениями, подвизаясь в безмолвии. Скоро слух о его святой жизни привел к нему многих, искавших безмолвного жития, и преподобный всех принимал с любовью и был для них образцом смирения и иноческих трудов.
Когда собралось довольно братии, Савва, по образцу духовно воспитавшей его Троице-Сергиевой обители, устроил для них общежитие. В своих отношениях к братии старался подражать своему великому учителю Сергию Радонежскому, заветы которого хранил в сердце своем и соблюдал в своей подвижнической деятельности. Свои распоряжения и приказания преподобный подкреплял собственным примером.
Благодатью Божией и молитвами преподобного Саввы монастырь Сторожевский распространялся: братство увеличивалось пришельцами из соседних городов и селений, искавших духовной пользы и руководства в добродетелях. Как чадолюбивый отец, принимал всех с любовью и отечески непрестанно вразумлял их душеполезными поучениями. Они же, побеждаемые Божественной любовью, соблюдали заповеди своего наставника и приносили духовные плоды добродетели.
В 1399 году князь Георгий по повелению брата своего, великого князя Московского Василия Димитриевича, должен был идти войною против волжских болгар. Перед самым походом благочестивый князь пришел в Сторожевскую обитель испросить благословения на брань у своего духовного отца. Просил Савву помолиться Всемилостивому Богу, да подаст ему силу на супротивных врагов. Святой помолился и, взяв честный крест, осенил им князя и при этом пророчески изрек: «Иди, благоверный княже, и Господь будет с тобою, помогая тебе. Врагов своих ты одолеешь и благодатью Божией здоровым возвратишься в свое отечество».
Приняв от святого старца благословение, князь Георгий Димитриевич собрал свои войска и пошел на болгар, покорил много городов и областей и с великой славой и победой возвратился в свою вотчину, как и пророчествовал преподобный старец.
По возвращении с победой князь поспешил к преподобному Савве благодарить его за благоуспешную молитву и помолиться в обители. После благодарственного молебна князь сказал подвижнику: «Великого молитвенника обрел я в тебе и крепкого помощника в бранях, ибо ясно вижу, что лишь твоими молитвами я победил врагов своих». Преподобный смиренно отвечал князю: «Благий и Милосердный Бог, видя твое благочестивое княжение и смирение сердца твоего и любовь, которую оказываешь ты убогим, даровал тебе такую победу над неверными, ибо ничем нельзя так приблизиться к Богу, как милосердием к нищим. И если до конца пребудешь милостив к ним, то много доброго приобретешь в сей жизни и будешь наследником вечных благ».
Вслед за тем благодарный и благочестивый князь поспешил доказать свою благодарность еще яснее, с усердием доставляя обители преподобного Саввы различные пособия, дары и вклады. Вновь устроены келии для братии и обитель обнесена деревянной оградой. Но лучшим памятником остается существующий и поныне благолепный, величественный, обширный каменный храм во имя Рождества Богородицы, построенный на месте прежнего бедного, неудобного и слишком малого деревянного храма. Приступая к его построению, благочестивый князь дал Савве много золота, сел и имений. Делал Георгий Димитриевич и другие богатые приношения в обитель отца своего духовного, перед святой, подвижнической жизнью которого благоговел.
Между тем смиренномудрый старец преуспевал в добродетелях и дарованиях духовных. Бодрствуя над другими, еще более, непрестанно и неослабно, бодрствовал над собою. Монастырь его украшался, и имя преподобного прославлялось везде вокруг, как и имя Сторожевской обители. Со всех сторон стекались к нему иноки, ища руководства в духовной жизни и монашеских подвигах.
Миряне приходили к нему, прося наставлений и руководства. Опасаясь и бегая земной славы, Савва ушел для подвигов за версту от монастыря и там, в глубоком овраге, под сенью густого леса, ископал себе тесную пещеру, где в совершенном уединении и безмолвии, в покаянии со слезами молился Господу. Молитву и богомыслие преподобный чередовал с рукоделием и, невзирая на свои преклонные лета, не переставал сам трудиться для обители: своими руками он выкопал колодезь под горою, который и поныне доставляет прекрасную воду для обители.
Так, со дня в день усовершаясь в духовной жизни, преподобный достиг наконец глубокой старости, никогда не изменив своего уставного правила и отвергшись однажды мира, о мирском и суетном уже более не заботился. Никогда не одевался в мягкие одежды и не искал телесного покоя, предпочитая тесный и прискорбный путь пространному. Нищету возлюбил паче богатства, бесславие - паче земной славы и терпение скорбей - паче суетной радости.
Наконец, преподобный впал в предсмертную болезнь. Почувствовав приближение кончины, старец призвал к своему смертному ложу братию, поучал их довольно от Божественных Писаний, убеждал блюсти чистоту душевную и телесную, иметь братолюбие, украшаться смирением и подвизаться в посте и молитве и при этом назначил преемником себе, игуменом обители, одного из своих учеников именем Савву.
Преподобный Савва Сторожевский скончался 16 декабря 1407 года.
Звенигородского чудотворца почитали местно, а затем преподобный канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года.
Особое значение монастырю придавал царь Алексей Михайлович, 29 января 1652 года по его инициативе состоялось обретение мощей игумена. В эти же годы произошло переустройство обители, внешний вид которой сохранился с этого времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры первым в истории Руси.
Мощи Саввы в Звенигородской обители 7 марта 1919 года вскрыты по решению уездного съезда рабочих и крестьянских депутатов и 5 апреля вывезены из монастыря. Сама обитель закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного хранились на Лубянке, затем переданы жителю Звенигорода Михаилу Успенскому, который завещал вернуть их Церкви.
Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Данилов монастырь, в августе 1998 года торжественно перенесены в родную обитель - в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря.
Память в Православной церкви совершается:
16 декабря - преставление, 1 февраля - обретение мощей, 10 августа - второе обретение мощей
Памятник преподобному Савве (скульптор Сергей Сорокин) открыт у входа в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде в августе 2007 года.
С 2015 года в Москве в районе Северное Измайлово строится храм в честь святого преподобного Саввы Сторожевского