Датский религиозный философ. Психолог. Философ. Основоположник экзистенциализма.
Серен Обю Кьеркегор родился 5 мая 1813 года в городе Копенгаген, Дания. Рос в семье разбогатевшего купца - бывшего крестьянина Петера Кьеркегора. Воспитывался в почитании и любви к Богу. В семнадцать лет поступил в университет для изучения теологии, философии и психологии. На восемь лет погрузился в безумный круговорот событий, связанных со студенческой жизнью. В 1838 году происходит резкая перемена мировоззрения, и праздные забавы перестают интересовать будущего философа.
Кьеркегор круто изменил свой взгляд на мир. В частности, подверг критике свою веру в Бога и бессмертную душу. Для того чтобы найти новые ориентиры и разобраться в католицизме, решает вернуться к истокам и заново изучает Библию и греческую философию. В 1840 году окончил теологический факультет Копенгагенского университета. В 1841 году получил степень магистра, защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков.
Будущий философ расторг помолвку с Региной Ольсен, так как не смог обрести себя, сомневался в своих религиозных взглядах и решил, что будет только обременять этим свою невесту. Избегая скандала, молодой человек уехал в Берлин. Основываясь на своих умозаключениях и ощущениях, написал философское сочинение «Или-Или», которое затрагивает вопросы этики и эстетики. В 1843 году отправил его издателю подписанное псевдонимом Виктор Эремит.
Годы жизни в Германии помогают мужчине прийти в себя, но стоило ему вернуться, как случайная встреча с бывшей возлюбленной зажгла былую страсть опять. Но спустя непродолжительное время, снова сбегает в Берлин и издает сразу две новых рукописи, аллегорически повествующие о его любви. Это и стало моментом, когда начала формироваться философия Серена Кьеркегора.
Кьеркегор критиковал выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. Смыслу христианской жизни посвящены его экзегетические работы - «Беседы», а также работа «Введение в христианство», и последние его публикации в журнале «Мгновения».
Будучи основоположником религиозного экзистенциализма, Серен Кьеркегор защищал в своих трудах «истинное христианство». Вел активную полемику со спекулятивной философией и критиковал в своих работах Гегеля. По мнению философа, прийти к Христу можно только через абсолютный парадокс, совершив «прыжок веры». Это невозможно сделать с помощью разума, мышление бессильно объяснить и понять религиозную стадию существования человека.
Философская позиция Кьеркегора - это абсолютная свобода личности, свобода выбора. Считает, что на пути к Богу человек проходит три стадии существования: эстетическую, когда человек живет лишь переживаниями отдельных моментов; этическую, когда живет заботой о будущем, исходя из взятой на себя ответственности за прошлое; и религиозную, когда живет ощущением вечности.
Кьеркегор утверждал, что философия начинается не с удивления, а отчаяния. Приходя в состояние отчаянья, человек теряет веру в самого себя и стремится избавиться от этого чувства. А для этого необходимо убрать себя из бытия, чтобы отчаянье ушло. Но убежать, уйти, устранить себя невозможно. Человек не осознает своего великого предназначения, как духовная единица, но это скорее повсеместное состояние, чем исключение из правила. И, по мнению философа, это хорошо. Потому что только отчаявшийся человек может найти в себе силы двигаться дальше, вылечить самого себя. Это тот самый ужас, который делает наши души пригодными для возвышения.
Философия утверждает, что борьба и единство добра и зла относительны. Каждый наш выбор определяет ту чашу весов, которая будет наполнена больше. Кьеркегор считал, что добро в человеке обусловлено свободой, а не наоборот. Ведь когда ты внутренне свободен, то сам волен выбирать, быть тебе добрым или нет. Такова позиция эстета. Этический же человек изначально принял правила морали и не может их преступить. Даже когда ему не хочется быть добрым, выбранная им реальность подталкивает его к определенным действиям.
Особая роль отводилась философом сознанию. Серен Кьеркегор считал, что только через сознание человек может заново обрести свое я, отринуть отчаянье, пережить моральную «смерть» и возродится, как феникс. Сознание также являлось у него одним из столпов веры и свободы. Достигалось в гармоничном равновесии между конечным и бесконечным, материальным и духовным. Именно поддержание баланса помогает человеку оставаться самим собой.
Философ являлся убежденным сторонником монархии и противником любой формы демократии. Свои политические взгляды Кьеркегор изложил в «Объяснении с читателем» в «Заключительном ненаучном послесловии к «Философским крохам».
Умер Серен Обю Кьеркегор 11 ноября 1855 года в возрасте сорока двух лет от туберкулеза позвоночника во время эпидемии гриппа.
Избранные труды Серена Кьеркегора
1841 - «О понятии иронии»
1843 - «Или-или»
1843 - «Две назидательные беседы»
1843 - «Страх и трепет»
1843 - «Повторение»
1844 - «Философские крохи»
1844 - «Понятие страха»
1845 - «Стадии жизненного пути»
1846 - Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам»
1847 - «Назидательные речи в различном духе»
1847 - «Чему нас учат полевые лилии и птицы небесные»
1847 - «Дело любви»
1847 - «Два малых этико-религиозных трактата»
1848 - «Христианские речи»
1848 - «Первосвященник» - «Мытарь» - «Грешница»
1849 - «Болезнь к смерти»
1849 - «Полевая лилия и птица небесная: Три благочестивые беседы»
1850 - «Введение в христианство»