Французский композитор. Музыкальный критик и писатель-мемуарист. Является основателем
жанра французской лирической оперы. Автор знаменитой оперы «Фауст». Так же, известен по
таким произведениям как: «Филемон и Бавкида», «Царица Савская» и «Ромео и Джульетта».
Шарль Франсуа Гуно родился 17 июня 1818 года в городе Париж, Франция. Являлся выходцем из семьи художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки. С одиннадцати лет учился в лицее. За время обучения солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки. Желание сочинять у мальчика усилилось после посещений оперного театра.
В 1838 году Гуно поступил в Парижскую консерваторию, чему предшествовало изучение гармонии и контрапункта у Антонина Рейха. Азы музыкального мастерства постигал у Фроманталя Галеви, Жан-Франсуа Лесюера и Фердинандо Паэра, которые передали ему отточенную композиторскую технику. Хотя развитие яркого дарования Гуно сковывал академизм, царивший в ту пору в стенах консерватории, некоторые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критиков. Достойны внимания скерцо из симфонии, трехголосный «Agnus Dei».
Через год, Шарль получил Римскую премию за кантату «Фернан», давшую возможность
провести на правах стипендиата более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в современном итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины.
После возвращении в Париж, с 1843 по 1848 год музыкант работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения. В его мировоззрении усилились религиозно-клерикальные умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере и посещать проповеди членов доминиканского ордена. В 1847-1848 году Гуно посещал курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис. Непродолжительное время жил в кармелитском монастыре и носил сутану аббата.
Все же, в результате сложной внутренней борьбы композитор отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к искусству. В качестве направления дальнейшей творческой деятельности выбрал оперу, так как считал, что только театр дает возможность композитору каждодневно общаться с публикой. Премьера первой оперы Гуно - «Сафо», состоялась в 1851 году. Затем последовала опера «Окровавленная монахиня», поставленная в 1854 году. Оба произведения, поставленные в «Гранд Опера», отличались неровностью, мелодраматизмом и не имели успеха.
Должность директора Парижского «Орфеона» занял в 1852 году. Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией, в состав которой главным образом входили рабочие Парижа и жители предместий.
Нервно реагируя на окружающую жизнь, музыкант легко поддавался различным идеологическим влияниям, был неустойчив как человек и художник. В 1857 году Гуно находился на грани серьезного душевного заболевания, но все же много и продуктивно работал.
В 1858 году состоялась премьера «Лекаря поневоле». Показанная в «Лирическом театре», опера была принята теплее предыдущих. Комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу творческие способности композитора проявились в следующем произведении, которое носило название - «Фауст». Опера была поставленный на сцене того же театра в 1859 году. Не сразу зрители полюбили оперу и осознали ее новаторскую сущность. Только через десять лет она попала в «Гранд Опера», причем первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены.
Две комические оперы - «Филемон и Бавкида», «Голубка», а также опру «Царица Савская» Шарль Гуно сочинил в начале 1860-х годов.
Последним значительным художественным достижением Гуно являлась опера «Ромео и Джульетта», премьера которой состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом. На протяжении последующих двух лет состоялось более девяноста спектаклей.
Написав ряд неудачных опер, в том числе «Полиевкт» 1878 года, композитор отошел от музыкального театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений можно выделить две оратории: «Искупление» и «Смерть и жизнь». Последние годы жизни Гуно провел в Сен-Клу под Парижем, занимаясь с молодым композитором Бюссе.
Шарль Гуно умер 18 октября 1893 года в Сен-Клу. Похоронен на парижском кладбище Отой.