Святой Русской православной церкви. Почитается в лике праведных.
Почитается как небесный покровитель уральской земли.
Симеон Верхотурский родился около 1607 года. Рос в знатной боярской семье в Европейской России. После смерти родителей в период Смутного времени пришел на Урал и поселился в Верхотурье. В 1620 году перебрался в село Меркушино. Именно там и провел большую часть жизни, скрывая свое происхождение.
В селе Семеон посещал местную деревянную церковь святого Архангела Михаила. Летом на берегу реки Туры, уединялся для молитвы, добывая себе пропитание рыбной ловлей. Зимой занимался пошивом шуб для крестьян в селах Верхотурского уезда. Отличался нестяжанием, и чтобы не получать платы оставлял одежду недошитой и уходил из села.
Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Вел проповедь христианства среди вогулов. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. Проповедовал покорность и еще при жизни заслужил подвижничеством и честностью славу праведного.
Скончался Симеон Верхотурский в 1642 году. Похоронен на кладбище при церкви.
В 1692 году гроб Симеона поднялся из могилы, так что в нем стали видны его останки. Местные жители расценили это как признак святости умершего, но его имя вспомнить не смогли. После этого появились сообщения о чудесных исцелениях, связанных с Симеоном. В 1693 году в Меркушино направлен клирик Матфей для изучения сообщений о чудесах, который сделал сообщение митрополиту и дал указание построить над могилой небольшой голбец.
По указанию митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия 18 декабря 1694 года совершено освидетельствование мощей и опрос о имевших место исцелениях. На следующий день прибыл сам митрополит, но, выслушав донесение Исаака, что «в гробе нашли совершенно целое тело, исключая истлевших пальцев у одной руки и платья, и что при свидетельствовании они ощутили от тела благовонный запах», отнёсся к данному факту скептически. Житие сообщает, что после этого у митрополита заболел глаз и, решив, что это кара за его сомнение, сам освидетельствовал мощи.
В гробе, поднятом из могилы, найдены костные останки, плотно покрытые плотью, и истлевшая одежда. Игнатий объявил их нетленными, а затем, по сообщению жития, во сне получил откровение об имени святого и повелел именовать его новоявленным угодником Божиим праведным Симеоном. Вторично освидетельствовал мощи 30 декабря, перенес их в церковь и покрыл гроб шелковой пеленой, а также дал указание собрать сведения о жизни святого.
Впоследствии мощи Симеона 25 сентября 1707 года с разрешения митрополита Филофея перенесены в Николаевский монастырь города Верхотурье, где их поместили в монастырской церкви у правого клироса. В 1716 году церковь уничтожена при пожаре, но рака с мощами не пострадала. В 1838 году после восстановления храма ее установили в приделе Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который переименован во имя Симеона Верхотурского.
После революции 1917 года власть в Верхотурье перешла к большевикам, и 17 августа 1918 года по требованию председателя Чрезвычайной следственной комиссии Сабурова проведено первое вскрытие мощей праведного Симеона. В мае 1929 года мощи изъяли из монастыря и передали в Тагильский музей для антирелигиозной работы. Затем в конце 1935 года мощи передали в Уральский антирелигиозный музей. После расформирования фондов музея 7 октября 1946 года мощи перешли в запасники Областного краеведческого музея.
Мощи Симеона Верхотурского вернули Русской православной церкви 11 апреля 1989 года и поместили в свердловском храме Спаса Всемилостивого. Основную часть 25 сентября 1992 года перенесли в Верхотурский Николаевский монастырь в отреставрированный и вновь освященный Крестовоздвиженский собор.
Память совершается:
31 декабря - день прославления
25 сентября - первое перенесение мощей
25 мая - второе перенесение мощей
11 февраля - Собор Екатеринбургских святых
23 июня - Собор Сибирских святых
В Екатеринбурге в 1886 году было организовано Братство святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, имевшее целью духовное просвещение. При нём в 1901 году был образован миссионерский фонд для поддержки обездоленных и лиц, вернувшихся из раскола и сектантства