Александр Сокуров родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха, Иркутской области. В семье военного, участника Великой Отечественной войны. Высшее образование он получил на историческом факультете Горьковского университета. Одновременно с учебой, в 1969-1975 годах Сокуров работал помощником режиссера, ассистентом режиссера и режиссером на Горьковском телевидении. Затем он учился во ВГИКе, где закончил мастерскую научно-популярного кино, которую не авторитарно и достаточно свободно вел А.М.Згуриди.
Фильм «Одинокий голос человека» Сокуров готовил в качестве диплома, но он был снят с защиты и едва не уничтожен. С 1980 года режиссер жил и работал в Санкт-Петербурге. Лишь в 1987 году Сокурова легализовали, выпустив на экран одиннадцать фильмов, снятых за 9 лет. Это - фильмы документальные, историко-философские: о судьбах России, ее культуре; о взаимоотношениях художника и народа, художника и власти, человека и времени. Игровые фильмы «Одинокий голос человека» и «Скорбное бесчувствие» обозначили два направления творчества режиссера. Одно, ориентированное на отечественную, другое - на западно-европейскую культуру. В творчестве Сокурова органично сочетаются тонкое понимание природы и возможностей кинематографической выразительности с глубиной авторского замысла.
Глубокая грусть, мужественная сдержанность, страстность и затаенная нежность, благородство, трагизм. Все было в этих фильмах «раннего» Сокурова. Так он и дальше будет работать и в документалистике и в игровом кино. Продолжится цикл элегий, развивая «русскую идею» Сокурова. Появятся документальные сериалы «Ленинградская ретроспектива» и «Духовные голоса». В игровом кино будут сняты «Дни затмения» и «Спаси и сохрани» - первый фильм по мотивам прозы братьев Стругацких, второй - романа Г. Флобера «Мадам Бовари».
И киномир постепенно его узнавал, награждал. Призы на интеллектуальных киносмотрах в Локарно, Тампере, Берлине, Оберхаузене, Роттердаме, Флоренции. В середине 90-х Сокурова как «родного» приняла Япония. Его открытие этой страны, этой культуры - фильмы, снятые там для телевидения: «Восточная элегия» и «Смеренная жизнь». Он действительно в культуре мира, а не только в отечественной находит свои эстетические корни. Не в киноискусстве, а в фундаментальных и первородных - литературе, музыке, живописи.
Терновым венцом жизнетворчества «зрелого» Сокурова стала его тетралогия 90-х годов: «Круг второй», «Камень», «Тихие страницы», «Мать и сын». Игровые фильмы о сущности жизне-смертных отношений. Главная тема этого масштабного цикла, главная тема его творчества обнажилась, вышла на крупный план. Тема смерти. Сокуров не раз говорил, что видит цель своих усилий в искусстве в том, чтобы подготовить человека к неизбежному и главному моменту его жизни, помочь преодолеть ужас смерти.
Первый фильм - познание себя самого через смерть близкого человека. Второй -постижение бессмертия духовного «я». Третий - открытие небытия живого без духовной основы. Четвертый - обретение бессмертия в любви к самому близкому на земле человеку. Главные персоны тетралогии: сын, хоронящий отца; дух Чехова, посетивший свой дом; святая и безбожник; сын и умирающая мать.
С конца 1990-х работает над трилогией фильмов, посвященных великим диктаторам 20 века. Уже сняты фильмы о Гитлере и о Ленине. Великие диктаторы предстают в лентах режиссера несчастными людьми, неспособными разобраться в своих личных проблемах. Сокуровский Гитлер, чей один день в альпийской резиденции показывает режиссер, одинокий, несчастный и никчемный человек, неспособный даже разобраться в своих отношениях с любимой женщиной Евой Браун. А полупарализованный Ленин выглядит, как восковая кукла, и практически утратил все черты автономной личности. В обоих фильмах роль диктаторов блестяще исполнил актер Л. Мозговой.
Фильмы Сокурова становятся все менее населенными. Экранное время сжимается. Пластика теряет динамику, становясь все более живописной, а не кинематографичной. Режиссура все более аскетичная, спрятанная, направленная внутрь, по вертикали. Кино Сокурова чем дальше, тем явственнее уходит от традиционного кино, преображаясь в напряженную авторскую духовную деятельность, ту, что можно назвать медитацией через экран. Может быть, в этом художнику даже не нужен зритель. Но есть зритель, которому необходим такой художник.
В августе 2014 года в рамках международного фестиваля «Край света» Александр Сокуров в качестве почетного гостя посетил Сахалин.
На парламентских выборах 2016 года возглавлял петербургский список партии ЯБЛОКО, при этом оставаясь беспартийным.
Получил премию «Ника» 29 марта 2017 года в номинации «За честь и достоинство».
title="Призы и награды:" open="false"
«Одинокий голос человека»
1987 - Приз «Бронзовый леопард» МКФ в Локарно.
«Мария»
1988 - Главный приз жюри критиков, Приз спонсоров фестиваля на ВКФ неигрового кино в Свердловске.
«Круг второй»
1990 - Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Роттердаме.
«Советская элегия»
1993 - Гран-при в разделе неигрового кино МКФ к/м фильмов в Оберхаузене.
«Спаси и сохрани»
1993 - Гран-при МКФ в Дюнкерке; Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Монреале.
«Восточная элегия»
1996 - Гран-при в разделе неигрового кино МКФ к/м фильмов в Оберхаузене.
«Духовные голоса»
1996 - Государственная премия России, Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен» в номинации «лучшая режиссура»; Приз Prix Sony special video на МКФ в Локарно; Государственная премия РФ.
«Мать и сын»
1997 - Приз «Серебряный Георгий», Приз Гильдии киноведов и кинокритиков, Приз им. А. Тарковского на МКФ в Москве; Приз ФИПРЕССИ, Приз Гильдии киноведов и кинокритиков на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи; Спец. Приз экуменического жюри CICAE на МКФ в Берлине; Приз «За верность идеалу в искусстве» на КФ «Виват, кино России» (Санкт- Петербург).
«Молох»
1999 - Приз за режиссуру, Приз прессы на КФ «Виват, кино России!» (Санкт-Петербург);
Приз за «Лучший сценарий» на МКФ в Каннах.
«Телец»
2002 - Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен» в номинациях «лучший фильм», «лучшая режиссура» (Александр Сокуров), «лучший сценарий» (Юрий Арабов), «лучший оператор» (Александр Сокуров), «лучший художник» (Наталья Кочергина), лучшая женская и мужская роль (Мария Кузнецова и Леонид Мозговой);
Премия «Ника» за 2001 год в номинациях «Лучший игровой фильм» (совм. с Виктором Сергеевым), «Лучший режиссер», «Лучший оператор» (Александр Сокуров); Гран-при девятого фестиваля российского кино «Окно в Европу», Приз «За лучшую мужскую роль» (Леонид Мозговой), Приз за лучшую женскую роль (Мария Кузнецова).
«Отец и сын»
2003 - Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах.
«Русский ковчег»
2004 - Премия Силвера Кондора Ассоциации кинокритиков Аргентины в номинации «Лучший иностранный фильм»; Приз в номинации «Лучший режиссер» на МКФ в Малаге; Приз Ассоциации кинокритиков Сан-Франциско.
«Солнце»
2005 - Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за 2005 год в номинации «Лучший фильм» и «Лучшая режиссерская работа»; Гран-при XIII Международного кинофестиваля «Фестиваль фестивалей» в Санкт-Петербурге; Приз за лучшую режиссерскую работу на II МКФ «Евразия»; Гран-при международного фестиваля «Золотой Абрикос».
«Александра»
2007 - Time for peace Film and Music Award в номинации «Лучший европейский фильм» и «Лучшая актриса».
2008 - лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за создание фильма «Александра» и за вклад в развитие киноискусства.