Сорокин Питирим Александрович

Российский и американский социолог, культуролог и педагог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Его лекции в Гарварде слушали дети президента Рузвельта, а также будущий президент Джон Кеннеди, с которым состоял в переписке.


Питирим Сорокин родился 23 января 1889 года в селе Турья, Республика Коми. Там и провел первые пятнадцать лет своей жизни. Его становление как социолога прошло в городе Санкт-Петербург, где в 1909 году поступил в Психоневрологический институт и проучился один год. Затем перевелся на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентом третьего курса, опубликовал свою первую книгу «Преступление и кара, подвиг и награда». Параллельно занимался революционной деятельностью и пару недель отсидел за это в тюрьме.

После Февральской революции 1917 года принял активное участие в политической деятельности. Являлся одним из редакторов центральной газеты партии эсеров «Дело народа». Участник Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов. После Октябрьской революции выступил с ее осуждением и активно выступал против нее.

Сорокин избирался депутатом Учредительного собрания от Вологодской области по списку партии эсеров. В январе 1918 года арестован за «подготовку покушения на Ленина». Не найдя прямых доказательств 23 февраля освобожден. В марте 1918 года вошел в состав «Союза возрождения России», объединившего эсеров, народных социалистов и кадетов для борьбы с большевиками. С 7 по 16 мая 1918 года принимал участие в нелегальном VIII съезде партии эсеров, а в мае того же года стал редактором московской газеты «Возрождение».

С июня по октябрь 1918 года по заданию «Союза возрождения России» Сорокин руководил подготовкой восстания против большевиков в районе Великий Устюг - Котлас - Архангельск. В городе Великий Устюг, 30 октября 1918 года принял решение сдаться большевикам. Чекисты намеревались его расстрелять, но Питирим Александрович попросил разрешения послать телеграмму Владимиру Ленину с раскаянием.

Сорокин написал открытое письмо в газету Северо-Двинского губернского исполнительного комитета «Крестьянские и Рабочие Думы» с отказом от членства в партии эсеров и решением отойти от политической деятельности, в том числе о выходе из Учредительного собрания.

Письмо перепечатано газетой «Правда» 20 ноября 1918 года. Вскоре, в газете опубликовали статью Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина», в которой сказано, что это не только «открытое и честное признание своей политической ошибки», но и демонстрация начавшегося поворота мелкой буржуазии и эсеров от враждебности к нейтральности в отношении большевиков. В декабре Сорокин под конвоем привезен в город Москва и помилован.

После отхода от политики Сорокин сосредоточился на научной и преподавательской деятельности: сотрудничал с Народным комиссариатом просвещения, принимал участие в учебно-научных экспедициях. Читал лекции в Петроградском университете, Психоневрологическом институте, Сельскохозяйственном институте, Институте народного хозяйства, на ликбезах. В 1920 году опубликовал двухтомную «Систему социологии». Но вскоре, к Сорокину начинаются претензии властей. Уничтожается подготовленная к печати книга «Голод как фактор».

В сентябре 1922 года Питирим Сорокин с группой других ученых, не принимающих марксистскую идеологию и большевистскую политику оказался выслан из России. Жил и работал в чешской столице Прага. В октябре 1923 года выехал в США, где читал лекции в различных колледжах и университетах. В 1930 году принял американское гражданство. В 1931 году основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 года. На протяжении двадцати восьми лет являлся профессором данного вуза.

Сорокин рассматривал социальную жизнь как сложную систему, состоящую из подсистем, относящихся к сфере религии, этики, экономики, политики, права, науки, искусства. В главной книге «Социальная и культурная динамика» на основе эмпирико-статистического изучения этих подсистем общей «социокультурной системы» пришел к выводу, что в истории человечества существует три суперсистемы, периодически сменяющие друг друга: идеациональная, идеалистическая и чувственная. Каждая из них характеризуется соответствующим только ей пониманием реальности, природой потребностей, степенью и способами их удовлетворения.

Для идеационального типа культуры характерна всесторонняя то есть существующая в науке, искусстве, философии, праве и даже в быту ориентация на трансцендентные ценности. В культуре чувственного типа, напротив преобладают ценности материального и материалистического характера. В идеалистическом типе синтезированы ценности культур двух иных типов. Наряду с этим существует и такой тип культуры, в рамках которого ценности чувственного, идеационального и идеалистического типов сосуществуют, не образуя органической связи. Такой тип культуры характерен как правило, для эпохи упадка.

Смысл предлагаемой Сорокиным концепции социокультурной динамики заключается в том, что каждый из этих циклически сменяющих друг друга типов культуры имеет свои законы развития и пределы роста. Основная идея Питирима Александровича как социолога: идея интегрализма, в соответствии с которой социологическое знание будет развиваться в сторону создания обобщающей теории структуры и динамики различных социокультурных систем, а противоречивое многообразие реально существующих социокультурных систем в перспективе будет трансформироваться в некий интегральный социокультурный строй.

Питирим Сорокин входил в интеллектуальную элиту американского общества, при этом во многом американские ценности ученый не принял. Его лекции в Гарварде слушали дети президента Рузвельта, а также будущий президент Джон Кеннеди, с которым состоял в переписке.

В 1965 году Сорокин избран президентом Американской социологической ассоциации. В круг общения Питирима Александровича входил известный юрист-адвокат Максим Лазерсон. В последнее десятилетие своей жизни продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями.

Питирим Александрович Сорокин скончался 10 февраля 1968 года в городе Уинчестер.

Семья Питирима Сорокина

Семья Питирима Сорокина

Отец - Александр Прокопьевич Сорокин, занимался церковно-реставрационными работами, странствуя из села в село.
Мать - Пелагея Васильевна Сорокина, происходила из коми-зырянских крестьян, была уроженкой села Жешарт Яренского уезда Вологодской губернии.

Старший брат - Василий, (род. 1885).

Младший брат - Прокопий (род. 1893).

Жена - (с 26 мая 1917) Елена Петровна Баратынская (1894-1975), с которой познакомился еще в 1912 году на литературных вечерах.

Сын - Петр (род. 1931), доктор физических наук.
Сын - Сергей (род. 1933), доктор биологических наук.

09.02.2018
  • Российский и Американский Социолог
  • Основатель теорий социальной стратификации и мобильности

Дата рождения: 23 января 1889 года (135 лет назад)
Дата смерти: 10 февраля 1968 года (56 лет назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.