Степанова Варвара Федоровна

Российский художник. Живописец. График. Дизайнер. Сценограф. Представительница русского конструктивизма. Жена и соратница Александра Родченко. Также работала и выставлялась под псевдонимом Варст. Ее произведения находятся во многих ведущих музеях мира, среди которых Музей современного искусства в Нью-Йорке, Государственная Третьяковская галерея в Москве.


Варвара Степанова родилась 5 ноября 1894 года в городе Каунас, Литва. Девочка выросла в семье чиновника. Художественное образование начала получать в 1910 году в Казанской художественной школе, где и познакомилась со своим будущем мужем Александром Родченко, единомышленником и соратником по конструктивизму. Не окончив школы, вместе с ним переехала в Москву, продолжив обучение живописи в частных студиях художников Ильи Машкова и Константина Юона.

Именно в Москве девушка познакомилась с будущими авангардистами Любовью Поповой, Надеждой Удальцовой, Ольгой Розановой, Александром Весниным. В 1913 году Степанова начала посещать занятия в Строгановском художественно-промышленном училище. В дореволюционные годы работала библиотекарем, бухгалтером, машинисткой на фабрике.

В 1916 году у Варвары Федоровны вместе с Родченко появилась собственная мастерская, где они осуществляли свои художественные эксперименты. Творческий союз с мужем во многом повлиял на ее переход от символистской графики и визуальных заумных стихов, которые тогда писала, к новейшим авангардным течениям, впоследствии оформившимся в конструктивизм.

На раннем этапе творчества Степанова графически оформляла книги собственных беспредметных стихов: «Ртны хомле», «Зигра ар», «Гауст Чаба» и «Глоболкым», пытаясь изобразить в них некий синтез звука и цвета. Ее работы впервые экспонировались на выставке «Художники-декораторы в пользу раненых». В 1919 году вышла книга Алексея Крученых «Глы-Глы», полностью проиллюстрированная коллажами Варвары Федоровны. Данные работы экспонировались на Первой выставке картин профсоюза художников-живописцев, а также Пятой Государственной выставке картин в Музее Изобразительного искусства.

Степанова, вместе с Александром Родченко, Василием Кандинским, Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным, Лазарем Лисицким и Алексеем Ганом входила в московскую группу супрематистов и беспредметников, отказываясь от конкретности художественной формы. Но уже с конца 1910-х годов в творчестве этих художников наметился поворот от отвлеченного искусства в сторону прямого производства вещей. Причиной этому было их недовольство оторванностью от жизни, присущей беспредметникам, и желание активно участвовать в бурной и революционной художественной жизни, менять окружающую реальность.

В 1920 году Степанова создала большой цикл «Фигуры. Тщательно исследуя фигуру человека в движении, она показала универсальный и несколько механистичный тип человеческой фигуры, что стало отражением конструктивистских открытий, сделанных совместно с Родченко.

С 1920 по 1923 год сотрудничала с Московским институтом художественной культуры, в котором в марте 1921 года Степанова, Родченко и Ган создали «Рабочую группу конструктивистов», официально оформив это направление в русском авангарде. В этом же году экспонировала свои работы на выставке конструктивистов «5 х 5 = 25», знаменующую, по их словам, «смерть искусства». С 1921 года Степанова, равно как и Родченко, отказалась от станковой живописи.

В 1920-х годах Варвара Федоровна являлась активным членом «Левого фронта искусств», оформляла одноименный журнал. В нем в 1923 году вышла ее программная статья под псевдонимом Варст «Костюм сегодняшнего дня - прозодежда», где взамен декоративности в производстве одежды предлагала ставить во главу угла удобство и функциональность. Именно производство костюмов и тканей стало «визитной карточкой» Степановой. В этой отрасли были сосредоточены ее эксперименты и разработки на протяжении всей творческой жизни.

Вместе с другой авангардисткой Любовью Поповой в 1924 году Степанова пришла на Первую ситценабивную фабрику Москвы, откликнувшись на приглашение, опубликованное в газете «Правда». Осуществляя идею единения творчества и производства, они создали несколько сотен эскизов тканей, «прозодежды» и «спортодежды». Исходя из принципов целесообразности и функциональности, цветовая гамма сводилась к минимуму, а орнаменты строго геометричны.

Форма рабочих костюмов определялась удобством носки и производственными задачами. Эскизы тканей, выполненные художницей, в 1925 году выставлялись на парижской Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности. В 1928 году в газете «Вечерняя Москва» вышла статья Степановой «Задачи художника в текстильной промышленности. От костюма к рисунку и ткани». В ней художница акцентировала задачи новой концепции одежды: стереть социальные различия в костюме, при этом  сделав массовую одежду разнообразной. В 1929 году ее работы удостоены премии на выставке «Бытовой советский текстиль».

Эксперименты Степановой проходили и в области сценографии. Девушка создала декорации и костюмы к спектаклю «Смерть Тарелкина» по пьесе Александра Сухово-Кобылина для театра Всеволода Мейерхольда. Костюмы представляли собой сочетания простых геометрических элементов на ткани, превращая актеров в живые геометрические композиции. Вместо обычных декораций Степанова создала трюковые аппараты и конструкции, включенные в театральное действие. Во многом благодаря оформлению художницы, пьеса имела большой резонанс. В 1926 году художник оформляла эскизы декораций для кинокартины «Отрыв».

В середине 1920-х годов Степанова являлась профессором текстильного отделения Высших художественно-технических мастерских, где создавала модели спортивной и повседневной одежды, в которой также стремилась к предельной утилитарности и выразительности, соединяя экономное использование материала с яркими цветовыми контрастами.

С 1926 года Степанова, как и Родченко, работала в основном в области фотомонтажа, типографского дизайна, оформления плакатов. Мастер оформляла обложки многих журналов: «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «Советское кино», «За рубежом», «Современная архитектура». В 1930-х годах служила художественным редактором в Партийном издательстве ЦК ВКП(б). Вместе с Родченко работала в издательстве «ИЗОГИЗ», оформляя книги и фотоальбомы: «Первая конная», «СССР на стройке», «Красная армия», «Советская авиация».

В 1932 году Степанова и Родченко именно как художники-графики стали членами Московского Союза художников. В конце 1930-х годов вернулась к живописи. Во время Второй мировой войны была эвакуирована в Пермь. Оформляла Окна информационного агентства ТАСС и выставки Государственного литературного музея. В послевоенные годы работала художником-оформителем.

    Произведения Степановой находятся во многих ведущих музеях мира, среди которых Музей современного искусства в Нью-Йорке, Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей Тиссен-Борнемисса в Мадриде. Одно из наиболее крупных собраний ее работ хранится в отделе Личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина.

    Варвара Федоровна Степанова скончалась 20 мая 1958 года в Москве от сердечной недостаточности. Похоронена на столичном Новом Донском кладбище рядом с супругом.


Семья Варвары Степановой

Муж - Александ Родченко, художник.
Дочь - Варвара (род. 1925), сын которой Александр Лаврентьев (1954 г.р.) стал искусствоведом и изучал наследие Родченко и Степановой.

20.05.2019
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим

email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.