Американский кинорежиссёр. Продюсер. Сценарист. Оператор и монтажёр. Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и премии «Независимый дух» за фильм «Секс, ложь и видео» (1989), премии «Оскар» за лучшую режиссуру фильма «Траффик» (2000) и двух статуэток «Эмми» за лучшую режиссуру и монтаж телефильма «За канделябрами» (2013).
Стивен Содерберг родился 14 января 1963 года в городе Атланта, штат Джорджия, США. Его предками по отцовской линии были иммигранты из Швеции. Когда мальчик был совсем маленьким, его отца, профессора университета, перевели в Луизианский Университет, поэтому семья переехала жить в ближайший городок Батон-Руж. Детство Стивена прошло в окружении научных работников, профессоров и студентов.
Содерберг довольно рано увлекся режиссурой. Свои первые фильмы он снимал с помощью любительской кинокамеры, которую брал взаймы у студентов. После окончания школы Стивен должен был продолжить обучение в университете, но вместо этого он устроился работать в видеостудию, где создавал музыкальные и рекламные клипы для телевидения штата Луизиана. Здесь начинающего режиссера заметили влиятельные продюсеры, которые предложили ему поработать над съемками клипов для известных музыкальных коллективов. Стивен бросил все и отправился в Голливуд.
Поначалу Содербергу было очень тяжело. Прорыв в его карьере случился в 1986 году, когда вышел клип на одну из песен группы «Yes», получивший номинацию на престижную премию «Грэмми». Молодой режиссер начал экспериментировать, снимая полудокументальные ленты. В 1987 появилась короткометражная работа «Уинстон», в которой Стивен исследует сексуальные отношения. Этот фильм стал основой для первой полнометражной картины Содерберга.
Фильм «Секс, ложь и видео» стал самой громкой премьерой 1989 года. Сценарий картины, которая рассказывает о взаимоотношениях мужчины и женщины, отчаявшихся в семейной жизни, был написан всего за восемь дней. С этой лентой 26-летний Содерберг поехал на Каннский кинофестиваль и неожиданно получил главную награду - «Золотую пальмовую ветвь», став таким образом самым молодым ее обладателем в истории кино. Джеймс Спейдер был удостоен приза за лучшую мужскую роль.
Говоря о причинах невероятного успеха, постигшего молодого режиссера, стоит отметить главную: Стивен Содерберг не просто снял психологическую драму о любви и сексе, а создал совершенно новый язык на стыке кинематографа и видео. Лента получила культовый статус и была внесена в Национальный реестр фильмов США. Картина «Секс, ложь и видео» до настоящего времени остается наиболее значимым фильмом для независимого американского кинематографа.
Стивен Содерберг получил не только славу, но и богатство. При бюджете в один миллион долларов картина собрала 36 миллионов. Это позволило молодому режиссеру оставаться независимым от продюсеров и снимать только то, что ему нравилось.
У Стивена Содерберга есть три творческие особенности. Во-первых, он часто заменяет собой почти всю съемочную группу, выступая не только в роли автора сценария и продюсера, что довольно распространено, а еще являясь оператором и монтажером. Во-вторых, он с завидным постоянством выпускает по две картины в год. В-третьих, как признался сам режиссер, каждый новый его фильм - это попытка забыть, уничтожить, перечеркнуть предыдущий. Поэтому его работы так не похожи друг на друга, а решения, принятые им, кажутся странными и нелогичными.
Кинодебют Содерберга оказался удачным, и теперь ему нужно было доказать, что это не случайность. Десять лет понадобилось режиссеру, чтобы набраться опыта, отточить свой стиль и мастерство. За это время он снял много интересных, захватывающих картин: «Кафка» 1991 год, «Царь горы» 1993 год, «Шизополис» и «Анатомия Грея» 1996 год. Наконец, в 2000 году Содерберг из режиссеров «подающих большие надежды» превратился в «оправдавших большие надежды».
Год 2000, как и 1989, стал годом Стивена Содерберга. Режиссер представил на суд зрителей два фильма: «Эрин Брокович» и «Траффик». И сразу за оба он был номинирован на премию «Оскар» как лучший режиссер! В последний раз такое случалось в 1939 году! Награду ему принес «Траффик», хотя обе картины вызвали бурную реакцию и восторженные отзывы критиков. Совершенно разные, они завоевали невероятную популярность и собрали множество кинопремий по всему миру.
Доказав свое мастерство, Стивен Содерберг наконец-то смог позволить себе снимать все что угодно. Его авторству принадлежит экранизация фантастического романа Станислава Лема «Солярис» 2002 года, биографическая драма о легендарном Че Геваре «Че» 2008 года, видеопроект «Девушка по вызову» 2009 года и другие фильмы. Картина «Одиннадцать друзей Оушена» 2001 года стала началом трилогии о друзьях, которая собрала в прокате более 1 миллиарда долларов, став самым успешным проектом режиссера.
В 2000 годах не раз звучали заявления Содерберга о том, что он устал от кино и по достижении 50-летнего возраста бросит карьеру режиссера. Возможно, причина была в напряженном графике работы, а, может, сказался ранний профессиональный старт.
Как бы то ни было в 2013 году Содерберг, как ни в чем не бывало, выпустил два фильма - «Побочный эффект» и «За канделябрами» - и даже заявил, что в ближайшем будущем займется съемками сериала «The Knick». Похоже, что уйти из кино оказалось не так просто. В ноябре 2013 года режиссер подтвердил информацию о начале съемок сериала.
С 2003 года Содерберг женат на журналистке Джулс Эснер, которую часто благодарит за вдохновение при создании женских персонажей. У него есть дочь от первого брака с актрисой Бетси Брэнтли, на которой он был женат с 1989 по 1994 год. У него также есть дочь от женщины из Австралии, родившаяся в 2009 году.
Фильмография Стивена Содерберга
Год | Фильм | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Режиссёр | Сценарист | Оператор | Продюсер | Монтажёр | ||
1987 | Уинстон | |||||
1989 | Секс, ложь и видео | |||||
1991 | Кафка | |||||
1993 | Царь Горы | |||||
1993 | Падшие ангелы | |||||
1993 | Швы | |||||
1995 | Там, внутри | |||||
1996 | Анатомия Грэя | |||||
1996 | Дневные путешественники | |||||
1996 | Шизополис | |||||
1997 | Ночное дежурство | |||||
1998 | Вне поля зрения | |||||
1998 | Плезантвиль | |||||
1999 | Англичанин | |||||
2000 | Эрин Брокович | |||||
2000 | Траффик | |||||
2001 | Одиннадцать друзей Оушена | |||||
2001 | Кто такой Бернард Тапи? | |||||
2002 | Во всей красе | |||||
2002 | Солярис | |||||
2002 | Бессонница | |||||
2002 | Вдали от рая | |||||
2002 | Добро пожаловать в Коллинвуд | |||||
2002 | Накойкаци | |||||
2002 | Признания опасного человека | |||||
2003 | К Стрит | |||||
2004 | Аферисты | |||||
2004 | В руках Бога | |||||
2004 | Двенадцать друзей Оушена | |||||
2004 | Пиджак | |||||
2004 | Способный Эдвардс | |||||
2004 | Эрос | |||||
2005 | Пузырь | |||||
2005 | Большая пустота | |||||
2005 | Неподготовленный | |||||
2005 | Сириана | |||||
2005 | Спокойной ночи и удачи | |||||
2005 | Ходят слухи... | |||||
2006 | Хороший немец | |||||
2006 | Половина жизни Тимофея Березина | |||||
2006 | Помутнение | |||||
2007 | Тринадцать друзей Оушена | |||||
2007 | Майкл Клейтон | |||||
2007 | Меня здесь нет | |||||
2007 | Призраки | |||||
2009 | Девушка по вызову | |||||
2009 | Информатор | |||||
2009 | Че: Партизан | |||||
2009 | Сексоголик | |||||
2011 | Заражение | |||||
2012 | Нокаут | |||||
2012 | Супер Майк | |||||
2013 | За канделябрами | |||||
2013 | Побочный эффект | |||||
2014 | Больница Никербокер | |||||
2014 | Citizenfour. Правда Сноудена | |||||
2015 | Супер Майк XXL | |||||
2016 | Девушка по вызову (телесериал) | |||||
2017 | Удача Логана | |||||
2017 | Забытые Богом | |||||
2018 | Восемь подруг Оушена | |||||
2018 | Не в себе | |||||
2019 | Птица высокого полёта | |||||
2019 | Прачечная | |||||
2019 | Отчёт о пытках |