Девятый сикхский гуру. Поэт. Основатель города Анандпур.
Тегх Бахадур Джи родился 1 апреля 1621 года в городе Амритсаре, Индия. Принадлежал к роду содхи и являлся самым младшим из пяти сыновей шестого гуру сикхов Хара Гобинда. При рождении ему дали имя Tyal Mal. Получил совершенное сикхское образование и воспитание, обучался классическим наукам, физическому развитию, верховой езде, стрельбе из лука, фехтованию. Изучал панджаби, хинди, санскрит и индийскую религиозную философию.
В тринадцать лет после первой своей битвы с Моголами, отец дал ему имя Тегх Бахадур, что означает могучий меч. Жил с отцом в Киратпуре, где Хар Гобинд создавал сикхскую общину. После его смерти в 1644 году вместе со своей матерью и женой переселился в селение Бакала. В течение двадцати лет вел строгий и святой образ жизни, проводил большую часть времени в медитации.
Во время пребывания гуру Хар Кришана в Дели, город был подвержен оспе. Когда его последователи спросили, кто будет его преемником, Гуру ответил, что его преемник должен быть найден в Бакале. Когда весть об этом достигла селения, двадцать два содхи открыли лавочку и провозгласили себя в качестве девятого Гуру сикхов. Сикхи оказались озадачены таким числом преемников, и не могли понять, кто является действительным девятым гуру.
Ранее богатый торговец Макхан Шах Лабана из округа Джехлем попал в сильный шторм. Судно полное товаров стало тонуть и тогда воззвал к Гуру Нанаку и поклялся пожертвовать ему пятьсот золотых мохаров, если корабль благополучно достигнет берега. Корабль доплыл до берега и торговец решил сдержать данное Гуру обещание. Макхан Шах прибыл в селение Бакала и обнаружил двадцать гуру. Решил проверить гуру на подлинность, дав каждому по два золотых.
Каждый гуру принял дар и благословил его. Когда разочарованный Махан Шах собирался покинуть деревню, ребенок рассказал ему, что еще один гуру находится неподалеку. Опять Махан Шах поклонился и отдал два золотых и повернулся, чтобы уйти. Тогда Гуру Тегх Бахадур спросил: «О сикх, так теперь ты пытаешься прельстить Гуру приношением всего лишь двух золотых мохаров? А где остальные из тех пяти сотен золотых монет, которые ты обещал пожертвовать, когда твое судно тонуло?» Мукхан Шах, обрадованный, простерся у ног Гуру. Затем поднялся на крышу дома и закричал: «Я нашел Гуру! Я нашел Гуру!». Обнаружение Макхан Шахом подлинного Гуру положило конец притязаниям многочисленных лже-Гуру.
В 1665 году Тегх Бахадур отправился в длительное путешествие на восток - до Дакки и Ассама. Хотел повторить путь гуру Нанака и донести слово гуру до самых отдаленно живущих своих учеников. А также отдать дань уважения к различным местам, которые связаны с предыдущим визитом Нанака. Трижды посещал Киратпур: в связи с кончиной отца, в связи с кончиной матери. Третий визит завершил довольно обширное путешествие через Маджха и Бангар.
Во времена служения гуру Тегх Бахадура правил могольский падишах Аурангзеб, отличавшейся крайней нетерпимостью к иноверцам. Желая превратить страну в оплот ислама, жестоко подавлял сопротивление методично проводившейся им политике исламизации коренных жителей Индии. Падишах приказал уничтожить все индусские храмы. Многие из храмов переоборудованы в мечети. Во время его правления из правительства уволены индусы. Несмотря на некоторое сопротивление индусов, после многих лет преследований, люди вынуждены принять ислам.
Гуру Тегх Бахадур вынужден вступить в открытое противостояние с Аурангзебом. Сикхская традиция гласит, что в мае 1674 года, во время своей миссии в Бенгалии и Ассаме услышал о преследованиях браминов и принуждениях браминов принять ислам. Пятьсот браминов во главе с Пандитом Кирпа Рамом из Кашмира обратились к Гуру за помощью. Гуру хорошо знал этих людей. Кашмирские брахманы традиционно считались самыми высокостоящими в кастовой иерархии, и их слово могло считаться словом всей индуистской общины.
Гуру глубоко задумался над обращением браминов. В этот момент к нему подошел сын и, увидев удрученного отца, спросил, о чем тот думает. Тот ответил: «Много грехов земля носит. Она может быть очищена от них, только если кто-нибудь из достойных людей принесет себя в жертву. Тогда печали исчезнут и настанет счастье». - «Никто не сделает это лучше тебя», - ответил, по преданию, ребенок, и гуру утвердился в своем решении выступить на защиту браминов. Тегх Бахадур сказал: «Передайте султану Аурангзебу, что если ему удастся обратить Гуру Тегх Бахадура в ислам, то все брамины и последователи обратятся вслед, а если - нет, то пусть прекратит преследование».
Понимая, что обречен, 8 июля 1675 года Тегх Бахадур назначил своим преемником сына Гобинд Даса. Гуру поехал в Агру, где 11 июля 1675 года попал под арест и доставлен к падишаху. Вместе с ним арестованы его верные сподвижники. Аурангзеб пытался убедить гуру, что идолопоклонники должны быть физически подавлены. По приказу падишаха более трех месяцев гуру держали закованным в цепи в тюрьме, принуждая отречься от своей веры и принять ислам.
Аурангзеб, дабы подавить Бахадура, схватил и жестоко казнил трх учеников гуру. Одного распилили пополам палачи-афганцы, другого сожгли, обмотав кипой хлопка, третьего сварили заживо в котле с кипятком. Несломленного, гуру посадили в железную клетку и доставили в Дели, где 24 ноября 1675 года обезглавили при большом стечении народа.
Во время казни, как говорят сикхи, гуру пребывал в состоянии медитации и сосредоточения, спокойно сидя на виду у всех, пока палач готовил свой топор. Мученическая гибель гуру, защищавшего право сикхов сохранить свою веру, сплотила их в борьбе за выживание. Считается также, что своей смертью утвердил право немусульман Индии на свою религию.
Гурдвара Ракабгандж - мавзолей сикхского гуру Тегх Бахадура, обезглавленного императором Аурангзебом. Посреди двора гурдвары стоит небольшой памятник, под которым похоронены две урны с прахом вождя сардаров. В маленькой комнате под стеклом хранятся личные предметы гуру. В 2000 году была широко отмечена 325 годовщина смерти Тегх Бахадура
Гурдвара Баба Бакала - возведен в Бакале, на месте где в течение 20 лет медитировал гуру Тегх Бахадур. Место паломничество.
В «Ади Грантх» представлены 118 написанных им гимнов, включая Mahal 9
Отец - Хар Гобинд, шестой гуру сикхов
Мать - Мата Нанаки
Жена - Мата Гуджри. В браке с 1632 года
Сын - Гобинд Дас (род. 1666), десятый и последний сикхский гуру