Британский живописец. Акварелист. Мастер романтического пейзажа. Предвестник французских импрессионистов. После своей смерти оставил огромное количество работ: триста картин маслом и девятнадцать тысяч рисунков.
Джозеф Мэллорд Уильям Тернер родился 23 апреля 1775 года в городе Лондон, Великобритания. Отец, являлся мастером по изготовлению париков, впоследствии открывшем цирюльню. Среди ее посетителей имелось немало художников и граверов. Поэтому ничего удивительного в том, что мальчик заинтересовался живописью. Отец Уильяма рассматривал занятия сына рисованием отнюдь не как пустое развлечение, а как довольно верный источник приработка.
Однажды он развесил в лавке акварели своего сына, когда тому едва исполнилось двенадцать лет, и стал продавать их по два-три шиллинга за штуку. Сначала юный Тернер делал копии с модных тогда топографических видов живописных местностей, замков, руин, памятников Лондона. Вскоре, начал переводить рисунки, иллюстрирующие всякие путеводители и описания, в гравюры.
По рекомендации некоторых художников, заметивших талантливые рисунки мальчика, его зачислили в декабре 1789 года в бесплатные ученики Королевской академии, когда Тернеру исполнилось всего пятнадцать лет. В этот период один из его рисунков принят на выставку в академии. Первым полотно, которое показал на академической выставке, стала картина «Рыбаки в море», или «Марина Чомли».
Свою первую этюдную поездку Тернер совершил в 1791 году. В дальнейшем, много путешествовал с походной палитрой и делал зарисовки в Европе: Швейцария, Французские Альпы, Италия. Художник оставил более десяти тысяч рисунков и набросков. Материалы из походных альбомов служили ему основой для картин и акварелей, над которыми работал в Лондоне, обращаясь порой к очень давним своим эскизам.
Тернер, ставший к тому времени популярным художником, 4 ноября 1799 года избран членом-корреспондентом Королевской академии. В 1801 году выставил в академии картину «Море у Бриджуотера», которая имела шумный успех, а художник Бенджамин Вест даже сравнил Уильяма с Рембрандтом. Живописец, 10 февраля 1802 года стал самым молодым художником, удостоившимся звания королевского академика. Это звание давало ему право выставляться в обход отборочной комиссии, предварительно просматривавшей все работы.
Постепенно, Тернер переходил от акварели к живописи маслом. К этому времени твердо решил добиться признания и всю жизнь старался доказать, что пейзаж может выражать самые высокие понятия и чувства ничуть не хуже исторической картины. На картинах Уильяма чаще всего присутствует движение: волнующееся море, корабли, а также восходы, закаты, туманы, дымы.
В 1807 году Тернер занял должность профессора перспективы в Королевской академии. Однако программа обучения, составленная им, касалась гораздо более широкого круга вопросов, чем изучение перспективы. Она представляла своего рода переложение курса лекций Рейнольдса и обращалась к излюбленной теме Тернера: вопросам «поэтической живописи». В этот период особую известность завоевали его картины, посвященным Наполеоновским войнам: «Трафальгарская битва», «Поле Ватерлоо».
В 1819 году Тернер впервые посетил Италию. Художник побывал в Турине, Милане, Риме, Венеции, Неаполе. Изучал работы Тициана, Тинторетто, Рафаэля, современных итальянских художников. После путешествия в Италию его живопись стала более яркой, палитра интенсивной с преобладанием основных цветов. Особое место в творчестве художника заняла венецианская тема. Он трижды побывал в этом городе, и воспоминания о нем питали его фантазию долгие годы.
С 1830-х годов техника Тернера становится все свободнее. Его интересует не форма или правдоподобность, а свет и цвет. Своей неподражаемой техникой передавал эмоции и настроения. Несмотря на известность и материальное благосостояние, оставался угрюм, необщителен, резок в обхождении и равнодушен ко всему, кроме своего искусства. Одной из его странностей являлось исчезать из дома, не предупредив никого, и скрываться на несколько дней в небольшой квартире в глухой части Лондона.
Именно в одну из таких отлучек Уильям Тернер 19 декабря 1851 года скончался. Значительную часть своего состояния художник завещал на благотворительность, а все непроданные произведения: Лондонской национальной галерее. Похоронен в Соборе Святого Павла.
Творчество Уильяма Тернера
Основные работы
1799 - Warkworth Castle, Northumberland - Thunder Storm Approaching at Sun-Set, oil on canvas - Victoria and Albert Museum, London
1806 - The Battle of Trafalgar, as Seen from the Mizen Starboard Shrouds of the Victory, oil on canvas - Tate Gallery, London
1812 - Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы / Snow Storm: Hannibal and His Army Crossing the Alps, oil on canvas, Tate Gallery, London
1822 - The Battle of Trafalgar, oil on canvas, National Maritime Museum, Greenwich, London
1835 - The Burning of the Houses of Lords and Commons, oil on canvas, Philadelphia Museum of Art, Philadelphia
1835 - The Grand Canal, Venice, oil on canvas, Metropolitan Museum of Art, New York
1838 - Последний рейс корабля «Отважный» / The Fighting Temeraire Tugged to Her Last Berth to Be Broken up, oil on canvas, National Gallery, London
1839 - Современный Рим - Кампо Ваччино / Modern Rome - Campo Vaccino
1844 - Дождь, пар и скорость
Память о Уильяме Тернере
Именем Тернера названа одна из самых престижных в мире премий в области современного искусства, учрежденная в 1984 году.