Вахтангов Евгений Богратионович

Российский театральный режиссер-реформатор. Актер. Педагог. Основатель и руководитель Студенческой драматической студии известной как Третья Студия Московского Художественного Театра, ставшей позднее Государственным театром носящим его имени.


Евгений Вахтангов родился 13 февраля 1883 года в городе Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания. Мальчик вырос в русско-армянской купеческой семье. Его отец являлся крупным табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его дело и станет купцом. Но Женю интересовали только две вещи: любовь и свобода.

В те годы юноша состоял в кружке «Арзамас». Дух свободомыслия раздражал отца. Вахтангов увлекся театром и решил посвятить ему всю свою жизнь. Несмотря на запреты отца, Евгений много и успешно выступал на любительских сценах родного города. С каждым годом Багратион Сергеевич давил на сына все сильнее.

Не выдержав отцовского деспотизма, Вахтангов уехал из Владикавказа в Москву и поступил в университет на физико-математическое отделение и сразу же влился в студенческий театральный кружок. На втором курсе Евгений перешел на юридический факультет и в том же году дебютировал как режиссер, поставив студенческий спектакль «Педагоги» по пьесе Отто Эрнста. Спектакль состоялся 12 января 1905 года и дан в пользу нуждающихся.

Со своим отцом Вахтангов рассорился окончательно, когда женился на своей школьной подруге и очаровательной актрисе, Надежде Михайловне Бойцуровой. Вскоре у них родился сын Сережа. В студенческие годы, часто приезжая из города Москва во Владикавказ, пытался в родном городе организовать свой театр, мечтал о том, чтобы здание фабрики отца было отдано под театр.

С 1904 по 1905 год участвовал в нелегальных сходках молодежи. В день декабрьского восстания 1905 года строил баррикады в одном из московских переулков, участвовал в создании санитарной помощи раненым. Летом 1909 года руководил Владикавказским художественно-драматическим кружком и ставил в нем пьесы «Дядя Ваня» Антона Павловича Чехова и «У врат царства» Кнута Гамсуна. Его отец снова оказался в ярости, считая, что расклеиваемые по городу афиши с его фамилией позорят и наносит моральный ущерб фабрике.

Лето 1910 года Вахтангов снова проводит во Владикавказе, вместе с женой и маленьким сыном. Ставил здесь оперетту местного автора Михаила Попова, которая шла с успехом во Владикавказе и Грозном. Тут же поставил пьесу «Праздник мира», раздав билеты рабочим с фабрики отца. Увлечение театром получило новый виток в столице. Вахтангов оставил юридический факультет и поступил в Школу драмы Алексея Адашева в Москве.

Два года будущий режиссер посещал драматические курсы Московского Художественного Академического Театра, где познакомился с Леопольдом Сулержицким. После разговора с Владимиром Немировичем-Данченко в 1911 году, Вахтангова зачислили в художественный театр, откуда началось увлечение идеями Константина Станиславского.

История театра на Арбате началась с того самого дня, когда пылкий и увлеченный драматургией Вахтангов предложил Сулержицкому создать студию, в которой молодые актеры будут заниматься в свободное от МХАТ время. Вскоре, на молодого актера обратил внимание Станиславский который поручил Евгению вести практические занятия по своей методике актерского мастерства в Первой студии МХТ. Именно в этой студии дарование режиссера раскрылось в полной мере.

Вахтангов постоянно искал новые приемы изображения психологического состояния героя. Со временем ему стали казаться тесными жесткие рамки рекомендаций Станиславского. На основе этого «фантастического реализма» Евгений и построил теорию собственного театра. В спектаклях, поставленных по произведениям прежней драматургии, пытался воплотить образ революционного вихря, трагизм исторического слома эпох. Изменяются его эстетические взгляды и художественные пристрастия, корректируются важные положения теории и педагогики. Как и Станиславский, считал, что главным в театральном спектакле является, естественно, актер. Но Вахтангов предлагал жестко отделить личность исполнителя от того образа, который воплощает на сцене.

Несмотря на сложности и слабое здоровье Евгений Багратионович продолжал ставить спектакли, заручившись доверием и поддержкой Станиславского. В 1920 году МХАТ берет под крыло третью студию Вахтангова и 13 ноября 1921 года состоялась премьера спектакля «Чудо святого Антония», получившему небывалые аншлаги.

В чеховской «Свадьбе» поставленная им сцена пляски нищих на свадьбе вошла в мировые хрестоматии режиссерского искусства.  В «Эрике XIV» Августа Стриндберга воплотил трагедию власти, неправедной и враждебной народу даже тогда, когда властитель полон добра и благородства. Каждая из постановок Вахтангова 1921 и 1922 годов с огромной экспрессией выявляла противоборство тьмы и света, смерти и побеждающей жизни.

Евгений Богратионович начал ставить спектакли по-своему. Декорации в них состояли из самых обычных бытовых предметов. На их основе, с помощью света и драпировок, художники создавали фантастические виды сказочных городов, как, например, это было сделано в последнем и самом любимом вахтанговском спектакле «Принцесса Турандот». Впервые в истории театра возникла граница между персонажем и артистом.

Вахтангов мечтал поставить «Каина» Лорда Байрона и Библию. В 1921 году основал Третью студию МХТ, ставшую позднее Государственным театром имени Евгения Богратионовича Вахтангова. В том же году на сцене своей студии поставил пьесу Мориса Метерлинка «Чудо Святого Антония». В этой постановке Евгений Вахтангов уже попытался реализовать свои новаторские идеи. Это было очень яркое зрелище, в котором и режиссер и актеры составили единый творческий ансамбль. В спектакле удалось донести до зрителя метафорическое мышление драматурга. 

В ночь с 23 на 24 февраля 1922 года состоялась последняя репетиция в жизни Вахтангова. Репетировал в шубе, обмотав голову мокрым полотенцем. Вернувшись домой после репетиции театральный деятель лег и более уже не вставал. 

Евгений Богратионович Вахтангов скончался 29 мая 1922 года от рака желудка в городе Москва. Похоронен великий режиссер на Новодевичьем кладбище столицы.


Творчество Евгения Вахтангова

Актер

«Живой труп» Л. Н. Толстого - Цыган
«Синяя птица» Метерлинка - Сахар
«Гамлет» Шекспира - Второй актер
«Двенадцатая ночь» Шекспира - Шут
пьеса «Усадьба Ланиных» Б. К. Зайцева, 1913
«Праздник мира Гауптмана, 1913
«Николай Ставрогин», 1913
«Мысль» Андреева - Крафт, 1914
«Сверчок на печи» по Диккенсу - Текльтон, 1914
«Каменный гость» - Гость у Лауры, 1915
«Потоп» Бергера - Фрезер, 1915

Режиссер

«Праздник мира» Г. Гауптмана (15 ноября 1913 г. - 1-я Студия)
«Потоп» Г.Бергера (26 апреля 1915 г. - 1-я Студия)
«Росмерсхольм» Г. Ибсена, 1918
«Свадьба» А. П. Чехова (1920, 3-я Студия)
«Чудо Святого Антония» Метерлинка (1921, 3-я Студия)
«Эрик XIV» А. Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921)
«Гадибук» Ан-ского (еврейская студия «Габима», 1922)
«Принцесса Турандот» Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922)

Память о Евгении Вахтангове

В 1926 году 3-я студия МХТ была переименована в Государственный академический театр имени Евгения Багратионовича Вахтангова. А в 1931 году при театре был создан музей, основой которого стали материалы, собранные женой Е. Вахтангова[15].

В 1996 году Русскому театру во Владикавказе было присовено имя Евгения Вахтангова.

В доме, где жил Вахтангов в 1918-1922 годах (Денежный переулок, 12), в 1923 году была открыта мемориальная квартира, на доме была установлена мемориальная доска.

В 1924-1993 годах имя Вахтангова носил Большой Николопесковский переулок в районе Арбата.

Во Владикавказе есть переулок Вахтангова.

На доме по улице Армянской во Владикавказе, где родился и вырос Вахтангов, установлена мемориальная доска.

В июне 2013 года был открыт памятник Вахтангову во Владикавказе.

Имя Вахтангова носит улица в Челябинске (Металлургический район).

В 1966 году на киностудии «Центрнаучфильм» был снял фильм «Вахтангов» (реж. Владимир Томберг).

13 октября 2014 года во дворе Щукинского училища был установлен памятник, приуроченный к столетию основания Студенческой драматической студии.

В честь Евгения Вахтангова назван самолет Airbus A321 авиакомпании Аэрофлот (б/н VP-BTL).

К режиссёру обращено стихотворение Марины Цветаевой «Евгению Богратионовичу Вахтангову» (1918).

Семья Евгения Вахтангова

Отец - Багратион Сергеевич Вахтангов (?-1921), армянин, армяно-григорианского вероисповедания. Купец 2-й гильдии, табачный фабрикант. Начинал с самых низов, сумев добиться коммерческого благосостояния. Был близким другом отца Рубена Симонова. По словам Симонова, был известен во Владикавказе своей скупостью; по свидетельству самого Евгения Вахтангова и его жены, был домашним тираном, держал в страхе всю семью, в театр не ходил и увлечений сына не поощрял. Конфликт Вахтангова с отцом зашёл так далеко, что он перестал навещать родительский дом, а знакомых просил называть его Евгением Александровичем.

Мать - Ольга Васильевна Вахтангова (в девичестве Лебедева), русская, православная. Происходила также из купеческого сословия, была дочерью владельца табачной фабрики Лебедева в Тифлисе.

Сестра - Софья Богратионовна Козловская-Вахтангова (?-1923), учительница, революционерка, жена Мечислава Юльевича Козловского. Была сотрудницей Полевого штаба Реввоенсовета Республики, затем служила в Московской чрезвычайной комиссии, в ВЧК и ГПУ.

Сестра - Нина Богратионовна Вахтангова (1887-1967) .

Жена (с 1905 по 1922 год) - Надежда Михайловна Вахтангова (в девичестве Байцурова) (30 ноября 1885 - 8 марта 1968). Познакомились в 1901 году во Владикавказе, обвенчались осенью 1905 года в Москве. Участвовала во многих спектаклях мужа, была заведующей литературной частью 3-й Студии МХТ. После смерти Вахтангова организовала музей-квартиру. Автор воспоминаний о муже.

Сын - Сергей Евгеньевич Вахтангов (1907-1987), архитектор.
Внук - Евгений Сергеевич Вахтангов (1942-2018), живописец и сценограф.

28.05.2018
Связанные статьи

Гильдия театральных режиссеров России

Культура

Государственный академический театр имени Вахтангова

Театр

Основан академический театр имени Вахтангова

Культура

Новодевичье кладбище

Общество

Станиславский Константин Сергеевич

Великий Педагог
Культура
Связанные новости и события
  • 13.11.1921
    13 ноября 1921
    Основан академический театр имени Вахтангова
    Один из самых известных и популярных театральных коллективов России - Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова был основан 13 ноября 1921 года. В этот день в старинном арбатском особняке актеры Третьей студии Московского Художественного театра давали спектакль «Чудо Святого Антония» Метерлинка в постановке ученика и последователя Станиславского - Вахтангова.
  • Российский Режиссер
  • Актер

Родился: 13 февраля 1883 года (141 год назад)
Умер: 29 мая 1922 года (102 года назад)

Гильдия театральных режиссеров России

Культура

Государственный академический театр имени Вахтангова

Театр

Основан академический театр имени Вахтангова

Культура

Новодевичье кладбище

Общество

Станиславский Константин Сергеевич

Великий Педагог
Культура
ЗАКРЫТЬ X

rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.