Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял, Кировская область. Мальчик учился в духовном училище, затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Николая Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Санкт-Петербург для поступления в Академию художеств. В северной столице обучался живописи сначала у Ивана Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников, затем в Академии художеств. В годы учебы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим братом Аполлинарием.
Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, в выставках товарищества.
Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев: пара обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.
В конце XIX века начался второй этап творчества художника, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Васнецов писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.
К этому периоду относятся произведения «Аленушка», «Гусляры», «Витязь на распутье», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова. Данный период живописца стал ярким примером «нового русского стиля».
Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея. Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Александра Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.
Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1885 году, высокую оценку.
Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Мастер прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии. Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. До 1890 года Васнецов с помощниками расписал почти три тысячи квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.
Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. Именно с его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках». Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.
Виктор Васнецов входил в мамонтовский кружок в Абрамцеве. В 1893 году Васнецов стал действительным членом Академии Художеств. После попытки революции 1905 года оказался близок к Союзу русского народа, хотя и не являлся его членом. Участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби».
В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени. Через три года участвовал в проекте по созданию единого обмундирования для Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Выступал одним из разработчиков головного убора «богатырки», или «буденовки», эскиз которой сделан по образцу средневековых шлемов русского воинства.
Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов скончался 23 июля 1926 года от инфаркта в московской мастерской. Похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах перенесен на Введенское кладбище.
Картины:
«С квартиры на квартиру»
«Военная телеграмма»
«Книжная лавочка»
«Балаганы в Париже»
«Витязь на распутье»
«После побоища Игоря Святославича с половцами»
«Аленушка»
«Иван-Царевич на Сером Волке»
«Богатыри»
«Царь Иван Васильевич Грозный»
«Кощей Бессмертный»
«Поединок Пересвета с Челубеем»
«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»
В конце 1890-х годов все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне). Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.
Проекты и постройки
Церковь Спаса Нерукотворного, совместно с В. Д. Поленовым, П. М. Самариным (1880-1882, Абрамцево).
«Избушка на курьих ножках» (беседка) (1883, Абрамцево).
Эскиз «Часовня над могилой А. С. Мамонтова» (1891-1892, Абрамцево).
Собственный дом, совместно с В. Н. Башкировым (1892-1894, Москва, переулок Васнецова, 13).
Проект иконостаса и написание икон церкви при стекольном заводе Ю. С. Нечаева-Мальцева (1895, Гусь-Хрустальный).
Надгробный памятник Ю. Н. Говорухи-Отрока (1896, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранилось.
Проект русского павильона для Всемирной выставки в Париже (1889), не осуществлен.
Теремок (архитектурная фантазия) (1898), не осуществлен.
Особняк И. Е. Цветкова, строительство осуществлял архитектор Б. Н. Шнауберт (1899-1901, Москва, Пречистенская набережная, 29).
Проект пристройки главного входного зала к зданию Третьяковской галереи, совместно с В. Н. Башкировым (выполнено архитектором А. М. Калмыковым) (1899-1901, Москва, Лаврушинский переулок).
Проект терема-перехода из Оружейной палаты в Большой Кремлевский дворец (1901, Москва, Кремль), не осуществлен.
Проект новой покраски Большого Кремлевского дворца (1901, Москва, Кремль), не осуществлен.
Памятный крест на месте гибели Великого князя Сергея Александровича (1905-1908, Москва), снесен большевиками 1 мая 1918 года. Воссоздан скульптором Н. В. Орловым и установлен в Новоспасском монастыре. 4 мая 2017 года воссоздан в Московском Кремле по инициативе Владимира Путина.
Проект доходного дома (1908, Москва), не осуществлен.
Надгробие В. А. Грингмута (1900-е, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранился.
Проект собора Святого Александра Невского (1911, Москва, Миусская площадь), положен архитектором А. Н. Померанцевым в основу частично реализованного проекта.
Книжные иллюстрации
Линдеман И. К. Русские пословицы и поговорки в рисунках Виктора Михайловича Васнецова. - 2-е испр. изд. - М.: Т-во А. А. Левенсон, 1913. - 75 с.
Создание марок
В 1914 году рисунок Васнецова использован для марки добровольного сбора жертвам Первой мировой войны, выпущенной Московским городским общественным управлением.
В 1998 году Банк России выпустил две серебряные монеты номиналом 2 рубля, посвященные 150-летию со дня рождения живописца.
Имя Васнецова носит самолет Airbus A320 российской авиакомпании «Аэрофлот».
Музеи
Дом-музей В. М. Васнецова (филиал Государственной Третьяковской галереи, Москва).
Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых и его филиал:
Историко-мемориальный и ландшафтный музей-заповедник художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово» (Кировская область, Зуевский район, село Рябово).
Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.
Памятники
Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» установлен перед зданием Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.
В филателии
Васнецов и его произведения представлены на почтовых марках СССР и России. В Советском Союзе выходили следующие почтовые марки:
Государственная Третьяковская галерея (основана в 1856, главный фасад выполнен в 1906 по рисунку В. Васнецова) - 1950, художник С. Поманский (ЦФА № 1503).
Серия «25-летие со дня смерти художника В. М. Васнецова (1848-1926)» - 1951, художник И. Дубасов:
Портрет В. М. Васнецова по картине И. Крамского (ЦФА № 1649).
Богатыри (по картине В. М. Васнецова, 1881-1898) (ЦФА № 1650).
В. М. Васнецов (1848-1926). Витязь на распутье (1882) - 1968, художники Г. Комлев и А. Рязанцев (ЦФА № 3705).
Жена - Александра Владимировна Рязанцева, происходила из купеческой семьи. Окончила вятскую гимназию и первые женские врачебные курсы медико-хирургической академии в Петербурге.
Дочь - Татьяна;
Сыновья - Борис, Алексей, Михаил и Владимир.
Внук - художник Андрей Владимирович Васнецов.