Макс Вебер
Maximilian Carl Emil Weber

Немецкий философ. Социолог, историк и политический экономист. Его исследования и работы оказали значительное влияние на развитие общественных наук, в особенности - социологии.
Наряду с такими знаменитыми учеными-философами как Эмиль Дюркгейм и Карл Маркс, Вебер считается одним из основоположников социологической науки.


Максимилиан Карл Эмиль Вебер родился 21 апреля 1864 года в городе Эрфурт, Германия. Являлся первым из семи детей Макса Вебера-старшего, состоятельного и известного государственного служащего, члена Национал-либеральной партии. Философией и размышлениями о насущном Максимилиан начал увлекаться с детства.

На Рождество 1876 года тринадцатилетний Макс-младший подарил родителям два исторических эссе: «О направлении германской истории, с особым указанием на фигуры Императора и Папы Римского» и «О римском имперском периоде, от Константина до переселения народов».

Занятия с учителями не производили на мальчика никакого впечатления и были для него скучны. В то время как преподаватели выражали возмущение столь непочтительным поведением, Макс Вебер в тайне прочитал все сорок томов полного собрания сочинений Гете. Еще до поступления в университет молодой человек ознакомился с большим числом произведений других классиков.

В 1882 году Вебер поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета. После годичной службы в вооруженных силах страны Макс был переведен в Берлинский университет, где первые несколько лет учебы провел «употребляя пиво и занимаясь фехтованием». Во время семейных ссор он все чаще становился на сторону матери, постепенно отстраняясь от отца.

Одновременно с обучением в университете Вебер работал в качестве младшего адвоката, а в 1886 году успешно сдал экзамен, позволявший ему самостоятельно практиковать данный вид деятельности. Через три года защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук по теме «солидарная ответственность и раздельный капитал в торговых компаниях итальянских городов». Данный труд впоследствии стал частью крупной работы «Об истории средневековых торговых компаний, с использованием южно-европейских источников».

Два года спустя Макс Вебер прошел процедуру хабилитации. Темой его новой диссертации стала сельскохозяйственная история Рима и ее воздействие на публичное и частное право. Соавтором доктора Вебера тогда выступил Август Мейцен. Получив должность приват-доцента, Вебер приступил к преподавательской деятельности в Берлинском университете. Параллельно консультировал правительственные органы.

В период между защитой диссертации и прохождением хабилитации Вебер занимался изучением современной социальной политики. В 1888 году юрист присоединился к Союзу социальной политики - Verein für Socialpolitik - недавно созданной профессиональной ассоциации немецких экономистов исторической школы. Представители союза придерживались мнения о том, что экономическая наука является в первую очередь инструментом для решения социальных проблем соответствующей эпохи. В тоже время, Вебер дебютировал в политике, присоединившись к левоцентристской организации «Евангелический социальный конгресс.

По инициативе Союза социальной политики, в 1890 году стартовала программа по изучению так называемого «польского вопроса», Остфлюхта: польские фермеры из восточной части страны массово мигрировали в стремительно развивающиеся города германского запада. Макс Вебер возглавил группу исследователей и стал автором значительной части итогового доклада Союза по данной тематике. Доклад привлек внимание многих экспертов и вызвал широкие дискуссии, а Вебер впервые заявил о себе как об исследователе в области социологии.

С 1893 по 1899 год ученый входил в состав крайне правой политической организации «Пангерманский союз», члены которой протестовали против дальнейшей миграции поляков. В ряде работ, в частности, в противоречивой лекции «Национальное государство и экономическая политика» социолог выступал против иммиграции поляков и обвинял в сложившейся ситуации класс юнкеров, интересам которых наплыв славян вполне соответствовал.

В 1893 году Вебер женился на далекой родственнице Марианне Шнитгер. Супруга социолога, сама занимавшаяся наукой, впоследствии занялась защитой прав женщин. Брак Веберов был бездетным. Женитьба на Шнитгер позволила Веберу обрести долгожданную финансовую независимость, и он наконец смог покинуть дом семьи. В 1894 году семья переехали во Фрайбург, где социолог стал университетским преподавателем экономики.

Спустя два года ученый занял аналогичную должность в Гейдельбергском университете. Являлся центральной фигурой сообщества интеллектуалов, «круга Вебера», объединившем также Марианну, Георга Еллинека, Эрнста Трельча, Вернера Зомбарта, Марка Блока, Роберта Михельса и Дьердя Лукача. Продолжая деятельность в Союзе социальной политики и Евангелическом конгрессе, Вебер сконцентрировался на изучении экономики и истории права.

После ссоры с отцом и смертью последнего в 1897 году, переживая сильнейшее эмоциональное и психическое расстройство, ученый на протяжении четырех лет не опубликовал ни одной работы. Освободившись в связи с ухудшением здоровья от обязанностей профессора, в 1903 году Вебер вступил в должность помощника редактора в научном журнале Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik - «Архив социальных наук и общественного благосостояния», где работал с коллегами Эдгаром Яффе и Вернером Зомбартом.

Научные интересы Вебера стали связаны с фундаментальными вопросами социологии и других общественных наук. В 1904 году «Архив» опубликовал некоторые основополагающие работы исследователя, в том числе его самый известный труд - «Протестантская этика и дух капитализма». Именно тогда был заложен фундамент его дальнейших изысканий, посвященных воздействию культурных и религиозных факторов на формирование экономических институтов и систем.

В том же 1904 году посетил Соединенные Штаты Америки и принял участие в Конгрессе искусств и наук, приуроченном к Всемирной выставке в Сент-Луисе. Несмотря на частичное выздоровление Макс Вебер все еще не мог возобновить преподавательскую деятельность и продолжал исследования в качестве независимого ученого благодаря наследству, полученному в 1907 году.

Разочаровавшись в деятельности Союза социальной политики, в 1909 году Вебер совместно с Рудольфом Гольдшайдом, Георгом Зиммелем, Фердинандом Тённисом и Вернером Зомбартом стал сооснователем Германской социологической ассоциации. По совместительству занимал пост первого казначея образованной организации.

В 1912 году, ученый вышел из состава ассоциации и предпринял попытку создания политической партии левого крыла, которая объединила бы социал-демократов и либералов. Инициатива не увенчалась успехом, поскольку сторонники либеральной идеологии не разделяли революционных идеалов левых политиков.

После начала Первой мировой войны пятидесятилетний Вебер добровольно поступил на военную службу и был назначен офицером резерва. По долгу службы занимался организацией армейских больниц в Хайдельберге вплоть до конца 1915 года. С течением войны его взгляды на конфликт и экспансию Германской империи менялись. В самом начале войны он разделял взгляды националистов и поддерживал идею ведения военных действий. В то же время ученый считал, что участие в войне является обязанностью Германии как одного из ведущих государств. Позже позиция Вебера кардинально изменилась и исследователь стал одним из последовательных критиков дальнейшей экспансии империи и военной политики кайзера.

В 1918 году Вебер присоединился к хайдельбергскому совету рабочих и солдат. В следующем году отправился на Парижскую мирную конференцию в составе германской делегации. Будучи советником при Конфиденциальном комитете по конституционной реформе, ученый поспособствовал разработке Веймарской конституции 1919 года.

Продолжая политическую карьеру, Вебер безуспешно баллотировался в парламент от Немецкой демократической партии, организации либерального толка, одним из основателей которой был он сам. Вебер выступил как против Ноябрьской революции, так и против ратификации Версальского мирного договора, что сделало его оппонентом практически всех политических сил Германии.

Разочарованный в политике Вебер вернулся к преподавательской работе в 1919 году. После нескольких месяцев работы в Вене профессор переехал в Мюнхен, где возглавил первый германский институт социологии.

Максимилиан Карл Эмиль Вебер скончался 14 июня 1920 года в результате пневмонии вызванной Испанским гриппом. Похоронен в городе Хайдельберг, Германия.


Семья Макса Вебера:

Отец - Макс Вебер-старший, состоятельный и известный государственный служащий. Член Национал - либеральной партии.

Мать - Элена, в девичестве Фалленштейн, имела в числе прочих французские гугенотские корни.

Жена - Марианна Шнитгер, правозащитник.

Научные труды и сочинения Макса Вебра:

Оригинальное название Название на русском Год оригинального издания
Zur Geschichte der Handelgesellschaften im Mittelalter История коммерческих партнёрств в Средневековье 1889
Die Römische Agrargeschichte in ihrer Bedeutung für das Staats - und Privatrecht Сельскохозяйственная история Рима и её воздействие на публичное и частное право 1891
Die Verhältnisse der Landarbeiter im ostelbischen Deutschland Положение сельскохозяйственного труда в Восточной Германии 1892
Die Börse Биржа 1894-1896
Der Nationalstaat und die Volkswirtschaftspolitik Национальное государство и экономическая политика 1895
Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie Собрание сочинений по социологии религии 1920-1921
Gesammelte Politische Schriften Политические сочинения 1921
Die rationalen und soziologischen Grundlagen der Musik Рациональные и социологические основы музыки 1921
Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftslehre Собрание сочинений по наукоучению 1922
Gesammelte Aufsätze zur Soziologie und Sozialpolitik Собрание сочинений по социологии и социальной политике 1924
Wirtschaftsgeschichte Общая экономическая история 1924
Wirtschaft und Gesellschaft Хозяйство и общество 1925
Staatssoziologie Социология государства 1956

Издания на русском языке:

Вебер М. Аграрная история древнего мира.

Вебер М. История хозяйства: Очерк всеобщей социальной и экономической истории.

Вебер М. Исследования по методологии наук.

Вебер М. Избранные произведения.

Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре.

Вебер М. Избранное. Образ общества.

Вебер М. История хозяйства: Город.

Вебер М. Политические работы, 1895-1919 = Gesammelte Politische Schriften.

Б. М. Скуратова; послесл. Т. А. Дмитриевой.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.

Вебер М. Феодализм, «сословное государство» и патримониализм.

Альманах сравнительных исследований политических институтов, социально-экономических систем и цивилизаций.

Вебер М. Патриархальное и патримониальное господство.

Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии.

Конфуцианство и даосизм.

Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. Социология.

Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. Общности.

Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. Право.

13.06.2018
Связанные статьи
  • Немецкий Философ
  • Доктор Юридических Наук
  • Профессор

Родился: 21 апреля 1864 года (159 лет назад)
Умер: 14 июня 1920 года (103 года назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.