Вучетич Евгений Викторович

Российский скульптор-монументалист. Педагог. Профессор. Вице-президент Академии художеств СССР, 1970-1974. Участник Великой Отечественной войны. Подполковник в отставке. Герой Социалистического Труда. Народный художник СССР. Лауреат Ленинской премии и пяти Сталинских премий. Известен по работам: «Воин-освободитель» в Трептов-парке, «Родина мать зовет» в Волгограде и «Перекуем мечи на орала» в американском городе Нью-Йорк перед зданием ООН.


Евгений Вучетич родился 28 декабря 1908 года в городе Днепр, Украина. Воспитывался в семье образованных интеллигентов. Мать, учительница, француженка по происхождению, отец, инженер. Ранее детство провел на Кавказе, где на нефтеперерабатывающих производствах работал отец. После событий Октябрьской революции Вучетичи переехали в Ростов-на-Дону.

С раннего возраста у юноши проявлялся неукротимый талант ваятеля. Ребенок лепил фигурки из всего, что имелось под рукой: из хлебного мякиша, из пластилина, из гипса или глины. Учителя заверяли родителей, что ребенка ждет великое будущее.

В возрасте восемнадцати лет поступил в местную художественную школу, где обучался у талантливых и добросовестных педагогов, таких как Андрея Чиненов и Владимира Мухина. Именно они первые рассмотрели в одаренном ученике задатки будущего монументалиста, первые привили ему любовь к сложной кропотливой работе ваятеля, познакомили с реалистическим искусством, научили упорно и настойчиво идти к поставленной цели.

Уже в этот период творчества Евгений Викторович определил для себя специфику своих произведений. Это была тематика войны. Начинающего ваятеля привлекали битвы и вооружения, быстро скачущие всадники и развевающиеся знамена. Свои первые произведения наделил реалистической романтикой и жизненной экспрессией, которые будут присутствовать во всех его дальнейших изваяниях. Дипломная работа студента являла собой статую матроса, целящегося в неприятеля. И хотя фигура выполнена незрело и наивно, все же поражала своей искренностью и напряженностью. В дальнейшем скульптура приобретена музеем Северного Кавказа.

После обучения в школе молодой Евгений поступил в Санкт-Петербургский институт, где проучился всего два года. На тот момент художественный вуз находился под мощным влиянием формализма. Поэтому Вучетич, которого привлекало реалистическое искусство, оставался в нем недолго. Огромное влияние на него оказало не обучение в учебном заведении, а посещение музеев и изучение классических памятников скульптуры и архитектуры.

В 1932 году начинающий ваятель возвращается домой. Приблизительно в это же время выходит постановление коммунистической партии о том, что деятелям искусства необходимо принимать активное участие в социалистическом строительстве и коммунистическом воспитании трудящихся. В соответствии с данным решением, молодой скульптор Вучетич окунается в общественно-творческую жизнь Ростова. Он становится председателем Союза художников и занимается оформительской скульптурой: выполняет большой рельеф для строящейся гостиницы и сооружает фонтан для театрального парка.

В возрасте двадцати семи лет молодой скульптор Вучетич Евгений Викторович переехал в Москву, где перед ним открылись новые просторы для творчества. Ваятель начал участвовать в международных конкурсах и выставках, трудиться во всевозможных художественных организациях, создавать проекты различных памятников и работать по оформлению строительства таких знаменитых объектов, как гостиница «Москва» и Государственная библиотека имени Ленина. К данному периоду творческой деятельности Вучетича относятся его знаменитые скульптуры «Климент Ворошилов верхом» и «Партизанка». Неудивительно, что работы были представлены на Парижской выставке, где получили должное одобрение и похвалу.

К началу 1940-х мастер начинает трудиться как портретист. Его скульптурные бюсты Михаила Бабенчикова, Владимира Гельфрейха и Михаила Сперанского поражают индивидуальным стилем и схожестью с оригиналами. Правда, многие работы недостаточно психологически насыщенны. В довоенный период Вучетич-скульптор делал упор в своем мастерстве не на передаче эмоционального состояния объекта, а на внешнем соответствии и тождественности.

В 1941 году скульптор Вучетич пошел добровольцем на фронт, где служил на передовой обычным солдатом-пулеметчиком. Уже через год получил звание капитана, однако позднее оказался сильно контужен и отправлен на лечение в госпиталь. После выздоровления Евгения Викторовича зачислили в Студию военных художников. Благодаря этому талантливый ваятель смог посетить горячие фронтовые точки и пообщаться с мужественными героическими людьми. Этюды, зарисовки и мелкие скульптуры, сделанные наспех, помогли Вучетичу надолго запечатлеть свои чувства и ощущения от увиденного. То, что молодой человек пережил на войне сам, а также то, что он узнал и услышал, надолго сохранилось в его сердце. Оно побудило скульптора творить более точно и душевно, передавая даже самые тонкие, невидимые поверхностным взглядом внутренние психологические особенности и свойства объектов.

Наряду с созданием небольших творений, знаменитый скульптор начал работать над грандиозными монументами в честь бесстрашных защитников Родины. Здесь необходимо упомянуть о самой яркой работе Вучетича-скульптора: «Воине-освободителе». Памятник, который создавался на протяжении трех лет, находится в Берлине с 1949 года и считается настоящим символом доблести, мира и победы над фашизмом.

Памятник выполнен из бронзы и гранита и представляет собой двенадцатиметровый монумент весом семьдесят тонн. Центром композиции является фигура советского рядового, попирающего ногами фашистскую свастику, что символизирует окончательное поражение нацистских идей. Обе руки солдата заняты: в правой держит опущенный меч, а левой прижимает к груди спасенную им девочку, ребенка, рожденного на земле врага. Композиция впечатляет своей мощью и грандиозностью, а также серьезностью заложенных в ней истин.

Еще одним интересным творением Вучетича является памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы», композиционным центром которого является скульптура «Родина-мать зовет». Данная статуя является девятой по высоте статуей во всем мире. Ее высота: восемьдесят семь метров, а масса восемь тысяч тонн. Скульптура полая внутри, состоит из предварительно напряженного железобетона. Работа над монументом длилась на протяжении семи лет. На момент установки она являлась самой высокая в мире статуей. Памятник изображает собой женщину в развевающихся одеждах, с поднятым вверх мечом в правой руке.

Это аллегорический образ Родины, призывающей своих сыновей на борьбу с народными угнетателями. По официальным данным, жена скульптора Вучетича позировала ему при создании скульптуры. Сам ваятель называл свое произведение не иначе как именем жены. Однако это не слишком правдоподобная информация. Внешне памятник не похож на супругу Евгения Викторовича, а силуэт железобетонной красавицы очень напоминает телосложение одной советской спортсменки, дискоболки Нины Думбадзе. Сейчас существует несколько версий того, кто мог позировать Вучетичу в качестве натурщицы. Дети же скульптора утверждают, что статуя была собирательным образом, появившемся в воображении великого мастера. Как бы там ни было, скульптура “Родина-мать зовет!” поражает своей внутренней силой и энергией. Она не пассивна и отчужденна, нет. Она движется, горит, она призывает и ждет.

Еще одной известной скульптурой Вучетича является статуя «Перекуем мечи на орала», несущая в себе идею всемирного мира и согласия. Памятник возведен в Нью-Йорке, в 1957 году, напротив центрального входа в здание Организации Объединенных Наций. Копии находятся в Москве и Усть-Каменогорске. Монумент основан на библейских цитатах и представляет собой крепкого мускулистого мужчину, который с неимоверным физическим усилием разбивает меч, чтобы переделать его на орудие труда. Мощь и страстность фигуры переданы в каждом напряженном мускуле атлета. Все говорит о том, что он не хочет войны, а добивается мира.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 октября 1967 года «за выдающиеся заслуги в создании произведений монументальной скульптуры, получивших всенародное признание, и создание величественного памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы, за плодотворную общественную деятельность» Вучетичу Евгению Викторовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Евгений Викторович Вучетич скончался 12 апреля 1974 года в Москве. Похоронен великий скульптор на пятом участке Новодевичьего кладбища столицы.

Награды и признание

Награды и признание

Герой Социалистического Труда (1967)

Ленинская премия (1970) - за памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы в Волгограде

Сталинская премия второй степени (1946) - за скульптурный портрет генерала армии И. Д. Черняховского (1945)

Сталинская премия первой степени (1947) - за памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме Смоленской области (1946)

Сталинская премия второй степени (1948) - за скульптурный портрет гвардии генерал-полковника В. И. Чуйкова (1947)

Сталинская премия второй степени (1949) - за создание скульптурных портретов дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина и Героя Социалистического Труда Н. Ниязова

Сталинская премия первой степени (1950) - за памятник воинам Советской Армии в Берлине и горельеф «Клянемся тебе, товарищ Ленин!»

Народный художник СССР (1959)

Два ордена Ленина

Орден Отечественной войны II степени (1946)

Золотая медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1937)

Творчество

Творчество

Исторический и символический жанр

«Воин-освободитель» в Трептов-парке, Берлин

В 1946 году Вучетич назначен руководителем крупного художественного проекта по созданию величественного ансамбля-памятника воинам Советской Армии в берлинском Трептов-парке, который находился в восточной зоне оккупации (1946-1949, совместно с архитектором Яковом Белопольским. Это монументальное произведение по замыслу авторов должно олицетворять высокое благородство освободительной миссии советского народа в годы Второй мировой войны. Ключевой фигурой композиции является бронзовая скульптура «Воин-освободитель» (установлена 8 мая 1949 года) работы Вучетича.

В 1964 году макет памятника «Воин-освободитель» был доставлен в Серпухов. В 2008 году, после реставрации, скульптура заняла новое место на территории мемориального комплекса Соборная гора (также в Серпухове).

«Советскому народу слава!»

Многоплановый горельеф (площадью 90 м², глубиной 62 см) в Главном павильоне Выставки достижений народного хозяйства. Соавторы: П. 3. Фридман, Л. Д. Муравин, Н. П. Белугин, Д. И. Никитин, Г. Н. Постников; при участии арх. А. П. Великанова, В. А. Демина. 1950-1953. Гипс тонированный.

«Соединение фронтов», канал Волго-Дон, пос. Пятиморск

В 1953 году в поселке Пятиморск напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского судоходного канала, - в том месте, где 23 ноября 1942 года завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом, - установлен Монумент «Соединение фронтов» (архитектор Л. М. Поляков).

«Перекуем мечи на орала», Нью-Йорк, Усть-Каменогорск и Москва

В 1957 году Вучетич стал автором аллегорической статуи «Перекуем мечи на орала», установленной у здания ООН в Нью-Йорке (США). Название статуи - призыв к отказу от распрей и вражды, к мирной, созидательной жизни - взято из Старого завета (Ис. 2:4, Иоил. 3:10, Мих. 4:3), где предсказывается, что народы мира перестанут воевать, а оружие переделают в плуги и серпы.

Копия статуи сейчас находится в парке филиала Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве. Другая авторская копия установлена в 1962 году в Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан), на улице Протазанова, перед Центральным домом культуры (ЦДК). Еще одна авторская копия статуи «Перекуем мечи на орала» находится в Волгограде, у проходной завода «Газоаппарат». Скульптура подарена автором заводчанам за их вклад в дело возведения памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. В одном из цехов завода располагалась мастерская, в которой мастер занимался изготовлением элементов мемориала. Там же Е. В. Вучетич ваял с натуры голову главной скульптуры мемориала Матери-Родины.

«Родина-мать зовет», Мамаев курган, Волгоград

В 1958-1967 годах по проекту и под непосредственным руководством Вучетича был сооружен мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (совместно со скульпторами: М. С. Алешенко, В. Е. Матросовым, Л. М. Майстренко, А. Н. Мельником, В. А. Маруновым, В. С. Новиковым, А. А. Тюренковым; архитекторами: Я. Б. Белопольским, В. А. Деминым, Ф. М. Лысовым и др.; руководитель группы инженеров - Н. В. Никитин), произведено «озвучивание» Мамаева кургана - создание звуковых композиций (вместе с диктором Юрием Борисовичем Левитаном, звукорежиссером Александром Ивановичем Гераськиным и режиссером Виктором Кадиевичем Магатаевым.) Идея создания звуковых композиций на Мамаевом кургане в Волгограде возникла у Вучетича во время посещения Италии. Он обратился к волгоградскому журналисту Всеволоду Ершову, который и познакомил известного скульптора со звукорежиссером волгоградского радио Александром Гераськиным, принявшим в дальнейшем непосредственное участие в «озвучивании» Мамаева кургана.

«Родина-мать», Киев (1972-1981)

В 1972 году Вучетич вместе с группой скульпторов начал работу над реализацией проекта «Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» в Киеве. Центральной фигурой музея стал 90-метровый монумент «Родина-мать». Скульптура возвышается на днепровских склонах и видна с отдаленных точек украинской столицы. После смерти Вучетича в 1974 году работу возглавил украинский скульптор В. З. Бородай, значительно изменивший первоначальный вариант монумента. Бородай разработал оригинальный проект, который был реализован в соавторстве с Ф. М. Согояном и В. П. Винайкиным, а также архитекторами В. Д. Елизаровым, Г. Кислым и Н. М. Фещенко.

Памятники

Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме Смоленской области (1946; арх. Я. Б. Белопольский),

Памятник генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве (1948; арх. Я. Б. Белопольский);

Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А. М. Василевского в Кинешме Ивановской области (1949; арх. В. А. Артамонов);

Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза М. Е. Катукова в селе Большое Уварово Коломенского района Московской обл (1949; арх. В. А. Артамонов);

Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза В. И. Чуйкова в селе Серебряные Пруды Московской области (1949; арх. В. А. Артамонов);

Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза И. С. Конева в деревне Лодейно Подосиновского района Кировской области (1950; арх. В. А. Артамонов);

Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина в Ейске Краснодарского края (1950; арх. В. А. Артамонов);

Памятник-бюст четырежды Героя Советского Союза Г. К. Жукова в селе Угодский Завод Калужской обл (1953; арх-ры: А. В. Щусев, А. В. Снегирев),

Памятник генерал-лейтенанту Л. Н. Гуртьеву в Орле (1954; арх. Я. Б. Белопольский);

Памятник Белинскому в Пензе (1954 г.; арх. Л. М. Поляков)

Памятник В. Г. Белинскому в городе Белинский Пензенской обл (1954; арх. В. А. Артамонов);

Памятник А. М. Матросову в Великих Луках Псковской области (1954; арх. В. А. Артамонов);

Памятник А. М. Матросову в Днепре;

Памятник В. И. Ленину в Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской обл КССР (1956; арх. Н. Ф. Бровкин);

Памятник В. И. Ленину в селе Серебряные Пруды Московской области (1956);

Памятник В. И. Ленину в Алма-Ате (1957; арх. И. И. Белоцерковский);

Памятник В. И. Ленину в Нукусе КаракалпакскоЙ АССР УзССР (1957; арх. Г. А. Захаров);

Памятник-бюст В.И. Ленину на станции метро Белорусская в городе Москва;

Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А. А. Новикова в Костроме (1958);

Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Р. Я. Малиновского в Одессе (1958; арх. Г. А. Захаров);

Памятник В. И. Ленину в Пензе (1959; арх. Н. Ф. Бровкин);

Памятник В. И. Ленину в Волгограде (1960; арх. Г. А. Захаров);

Памятник Михаилу Фрунзе в Москве (1960, арх. Г. А. Захаров)

Памятник В. И. Ленину в Южно-Сахалинске (1970, арх. И. И. Ловейко)

Памятник Ф. Э. Дзержинскому (1958) в Москве на пл. Дзержинского (Лубянская пл.)

Памятники И. В. Сталину

Памятник И. В. Сталину у шлюза № 1 Волго-Донского судоходного канала в Сталинграде (1952; арх. Л. М. Поляков);

Памятник И. В. Сталину на набережной Дона в Ростове-на-Дону (1952);Памятник И. В. Сталину на площади Победы в Калининграде (1953, арх-ры: Атанов В. С., Навалихин Д. К.)

Надгробные памятники

Евгений Вучетич также является автором целого ряда надгробных памятников на Новодевичьем кладбище в Москве:

маршалу Я. Н. Федоренко (1949);

генерал-полковнику Т. Т. Хрюкину,

писателю Ф. В. Гладкову,

живописцу А. М. Герасимову.

В Волгограде:

Барельеф на гранитном памятнике архитектора И. К. Белдовского на могиле генерал-майора В. А. Глазкова на территории Комсомольского сада.

Фонтаны

Фонтан возле Ростовского АТД имени М. Горького (Ростов-на-Дону, 1936 год). Композиция представляет собой группу атлантов, держащих над головами чашу и окруженных фигурами лягушек и черепах.

Портретный жанр

Иван Поддубный, этюд. Бронза. (1933),
«Партизанка». Бронзовая композиция, (1937),
Герой Советского Союза В. С. Гризодубова (1940),
Искусствовед М. В. Бабенчиков. Мрамор. (1940),
Академик А. Д. Сперанский. Бронза. (1940-е),
Маршал войск связи И. Т. Пересыпкин. Мрамор. (1944),
Генерал армии И. Д. Черняховский. Бронза. (1945),
Генерал-полковник М. Е. Катуков. Бронза. (1946),
Генерал-полковник авиации Т. Т. Хрюкин. Мрамор. (1948),
Ф. Э. Дзержинский. Мрамор. (1951),
Маршал Советского Союза С. М. Буденный. Мрамор. (1951),
В. Г. Белинский. Гипс. (1951-1952),
Дважды Герой Социалистического труда Алля Анаров. Мрамор. (1954),
Дважды Герой Социалистического труда Назарали Ниязов. Мрамор. (1954),
И. П. Прудник. Сталевар волгоградского завода «Баррикады». Бронза. (1955),
Народный художник СССР А. М. Герасимов. Мрамор. (1956),
Вице-президент Всемирного Совета Мира доктор Сайфуддин Китчлу. Мрамор. (1956),
Дважды Герой Социалистического труда Нурмолда Алдабергенов. Гипс. (1957),
Медеплавильщик Кабдрахим Курушев. Бронза. (1957),
Композитор А. К. Жубанов. Мрамор. (1957),
Датский художник-коммунист Х. Бидструп. Бронза. (1957),
Чеканщик ленинградского завода «Монументскульптура» Ф. И. Катков. Бронза. (1958),
Писатель Ф. В. Гладков. Мрамор. (1959),
Птичница Клавдия Севастьянова. Бронза. (1960),
Дважды Герой Социалистического труда П. Н. Логвин. Мрамор. (1961),
Маршал Советского Союза А. М. Василевский,
А. А. Гречко,
Г. К. Жуков,
Р. Я. Малиновский,
В. И. Чуйков

Памятник Ф. Э. Дзержинскому, Москва

1958 год. В 1958 году Е. В. Вучетич стал автором (архитектор Г. А. Захаров) широко известного монумента Ф. Э. Дзержинскому, который более 30 лет находился на одноименной площади (ныне - Лубянская площадь) перед зданием КГБ СССР и Центральным Детским миром в Москве.

22 августа 1991 года, после неудачной попытки ГКЧП отстранить от власти Горбачева, памятник демонтирован по постановлению Моссовета и перенесен в Парк Искусств. За прошедшие годы общее состояние бронзового монумента Ф. Э. Дзержинскому значительно ухудшилось, ему необходима капитальная реставрация.

Памятник В. И. Ленину, канал Волго-Дон, Волгоград

1970-1973. Решение о строительстве памятника В. И. Ленину принято коллегией Министерства культуры РСФСР в канун празднования 100-летия со дня рождения вождя. В 1952 году, когда Волго-Донской судоходный канал был только построен, недалеко от его первого шлюза на высоком постаменте был сооружен гигантский памятник тому человеку, с чьим именем тогда связывали все «великие стройки» страны Советов, - И. В. Сталину. Проект возглавлял Евгений Вучетич (архитектор Поляков Л. М.). Монумент закончили в кратчайшие сроки, на отливку фигуры «отца народов» пошла самородная медь, добытая по спецзаказу Управлением медных месторождений Алмалыка и Джезказгана. Этот памятник простоял несколько лет, возвышаясь на 40 метров над уровнем Волги. 26-метровый Сталин, одетый в привычный френч и увенчанный фуражкой, задумчиво смотрел вдаль реки, крепко сжав в руках свернутую в рулон партийную газету. В ходе процесса десталинизации, начатого XX съездом КПСС в 1956 году, памятник был убран, но остался пустой железобетонный постамент, переходящий в монолитное свайное основание набережной. Несколько лет спустя Вучетича снова пригласили для работы на Волго-Доне, но уже над Ленинским монументом. Первоначально скульптор, вероятно, раздраженный варварским отношением к его предыдущему произведению, предложил все сделать достаточно скромно - увенчать постамент многометровым бюстом. Заведующая музеем канала Римма Эдельман вспоминала, что Вучетича долго уговаривал лично директор Вартан Чмшкян, который был его хорошим другом, чтобы памятник Ленину выполнен в полный рост. Материалом для скульптуры послужил облегченный железобетон, то есть была применена та же технология, что и при создании монумента «Родина-мать» на Мамаевом кургане. Торжественное открытие памятника В. И. Ленину состоялось в 1973 году. При высоте скульптуры в 27 метров, а постамента - в 30 метров, она была занесена в Книгу рекордов Гиннеса, как самый большой в мире памятник, установленный реально жившему человеку.

Память

Память

В память о выдающемся скульпторе 19 сентября 1975 года улица Старое шоссе (север Москвы, Тимирязевский район), где располагалась художественная мастерская Вучетича, стала носить его имя, о чем свидетельствует памятная табличка на одном из домов.

На доме 9 по переулку Сивцев Вражек (Москва), где Е. В. Вучетич жил в 1972-1974 годах, установлена мемориальная доска.

В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвященный скульптору.

В 1981 году недалеко от здания Тимирязевского райкома КПСС г. Москвы (ныне - Префектура Северного административного округа) был открыт памятник-бюст Вучетичу работы скульптора З. И. Азгура.

В Днепре (Украина) именем Вучетича названы площадь и Государственное художественное училище.

Памятная монета Банка России, посвященная 100-летию со дня рождения Е. В. Вучетича. 2 рубля, серебро, 2008 год

«Скульптор Вучетич». Документальный фильм. ЦСДФ (РЦСДФ). 1978. 19 минут.

«Эпоха в камне. Евгений Вучетич». Режиссер: Галина Самойлова, 2008 год.

Семья

Семья

Вторая жена - Сарра Самуиловна Майзель (в первом браке Валериус), искусствовед, автор монографий «Проблемы современной советской скульптуры» (М.: Искусство, 1961), «Скульптор Владимир Ефимович Цигаль» (М.: Художник РСФСР, 1963) и «Скульптура нового мира» (М.: Изобразительное искусство, 1970); с 1957 года возглавляла Секцию критики и искусствознания МОСХ.
Приемный сын - Игорь Евгеньевич Светлов, искусствовед.

Третья жена - Вера Владимировна Вучетич (урожденная Покровская, род. 1922).

Имел двоих сыновей от первого брака: Виктор Евгеньевич Вучетич (1935-?), писатель, заведующий редакцией журнала «Сельская жизнь».

12.04.2024
Связанные новости и события
  • 12.04.2024
    12 апреля 2024
    Пятидесятая годовщина смерти Евгения Вучетича
    Вучетич Евгений Викторович - советский скульптор-монументалист, ставший одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Принимал участие в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина в Москве. Руководил столичными художественно-экспериментальными мастерскими Управления строительства Дворца Советов. Покоится на Новодевичьем кладбище. На могиле скульптора возвышается уменьшенная копия созданного им монумента «Скорбящая мать», являющегося частью памятника-ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде.
  • 28.12.2023
    28 декабря 2023
    115 лет со дня смерти автора монумента «Родина-мать зовет»
    Евгений Викторович Вучетич - советский скульптор-монументалист, педагог. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Добровольно прошел Великую Отечественную войну. В 1946 году был назначен руководителем художественного проекта по созданию величественного ансамбля-памятника воинам Советской Армии в берлинском Трептов-парке, который находился в восточной зоне оккупации (Берлин). В октябре 1948 года был назначен главным скульптором Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВДНХ) в Москве. В 1958-1967 годах по проекту и под непосредственным руководством скульптора был сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде.
  • 15.10.1967
    15 октября 1967
    На Мамаевом кургане состоялось открытие памятника «Героям Сталинградской битвы»
    Торжественное открытие культурно-исторического памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане состоялось 15 октября 1967 года. Именно здесь на «Высоте 102», как обозначался курган на военных картах в годы Великой Отечественной войны, во время Сталинградской битвы шли ожесточенные бои, здесь насмерть стояли советские воины.
  • 20.12.1958
    20 декабря 1958
    В Москве открыт памятник Феликсу Дзержинскому
    В Москве 20 декабря 1958 года прошло торжественное открытие памятника Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому. Монумент установили на площади, названной именем чекиста, напротив главного здания ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-КГБ СССР. Авторами проекта стали скульптор Евгений Вучетич и архитектор Григорий Захаров. Вес скульптуры без постамента составил 11 тонн.
  • Скульптор-монументалист
  • Народный художник СССР (1959)
  • Герой Социалистического Труда (1967)

Родился: 28 декабря 1908 года (115 лет назад)
Умер: 12 апреля 1974 года (50 лет назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.