Главный научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств при Российской Академии художеств. Действительный член РАХ. Признанный критик, историк искусства и искусствовед. Специалист по современному искусству.
Александр Якимович родился 6 октября 1947 года в городе Санкт-Петербург. После школы, в 1971 году окончил искусствоведческое отделение Московского государственного университета имени Михаила Ломоносова. Завершив обучение в аспирантуре, в 1975 году защитил кандидатскую диссертацию «Художественная жизнь Рима начала XVII века».
В 1977 году научный интерес привел его на работу в НИИ истории и теории искусства Академии художеств СССР. В 1982 году вошел в Союз художников в секцию критики и искусствознания. С 1982 года Александр Клавдианович преподавал в Институте искусствознания. В 1986 году стал членом Международной ассоциации художественных критиков - AICA, а в 1992 году - вице-президентом.
В 1988 году некоторое время работал в Государственном музее изобразительных искусств имени Александра Пушкина. С 1993 года - в музее «Царицыно». В 1998 году стал ведущим научным сотрудником Института культурологии.
Якимович читал лекции о проблемах искусства XX века в университетах и других исследовательских и учебных заведениях России, Польши, Германии, Швейцарии, Норвегии, Испании, США. В 1980-1990 годах в российской и зарубежной прессе появились многочисленные публикации ученого. В 1993 году удостоен Культуpной премии INTER NATIONES в Геpмании. С 1994 по 1995 год читал лекции в университете Западного Берлина, будучи приглашенными профессором русского искусства XX века в Свободном университете.
В 1997 году Якимович попробовал себя в качестве консультанта русского павильона на Биеннале в Венеции. В 1997-1998 годах получил гранты РГНФ и Президентского фонда России для выполнения исследования о проблемах авангардизма XX века. В конце 1998 года исследование было закончено и представляло собой готовый к печати манускрипт в 350 страниц под заглавием «Двойная игра: Искусство и мысль в XX веке», выпущенное в русском и английском вариантах.
Часть этой обширной работы впоследствии была переработана в докторскую диссертацию «Рождение авангарда. Искусство и мысль». В сентябре 1998 года Якимович Александр успешно защитил диссертацию, утвержденную экспертным советом ВАК в декабре того же года.
В 1999 году Якимович Александр Клавдианович вернулся в Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств при Российской Академии художеств, где работает главным научным сотрудником по настоящее время. С 2002 года член-корреспондент Российской академии художеств, а с 2007 года - действительный член. В том же 2002 году стал вице-президентом Академии информационных систем, а затем членом правления.
В 2003 году награжден серебряной медалью РАХ за книгу «Реализмы XX века». Через год возглавил редакцию иллюстрированного журнала по искусству «Собрание». Параллельно работе в НИИ Российской Академии Художеств, являлся главным научным сотрудником Российского института культурологии до его ликвидации в 2014 году.
Александр Клавдианович - специалист по современному искусству. Признанный критик, историк искусства и искусствовед. Владеет немецким, французским и английским языками. В область его научных интересов входит искусство и культура Нового времени - от Ренессанса до ХХ века. Автор свыше двухсот работ по проблемам истории искусства и современной художественной культуры.
Среди его основных работ следует выделить: «Шарден и французское Просвещение», «Художник и дворец: Диего Веласкес», «Молодые художники восьмидесятых. Дебюты: Беседы об искусстве живописцев, скульпторов и графиков, начавших свой творческий путь в 1980-е гг.», «Магическая вселенная», «Реализмы ХХ века», «Восстановление модернизма», «Двадцатый век. Искусство, культура, картины мира», «Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков».
Научные Труды Александра Якимовича
Шарден и французское Просвещение. - М.: Искусство, 1981. - 144 с. - 50 000 экз.
Дебюты: (Очерк творчества молодых художников). - М.: Знание, 1989. - 53 с.
Художник и дворец: Диего Веласкес. - М.: Советский художник, 1989. - 270 с. - (Рассказы о художниках).
Молодые художники восьмидесятых. Дебюты: Беседы об искусстве живописцев, скульпторов и графиков, начавших свой творческий путь в 1980-е гг. - М.: Советский художник, 1990. - 291 с.
Магическая Вселенная. - М.: Галарт, 1995. - 168 с.
Реализмы двадцатого века: Магический и метафизический реализм. Идеологический реализм. Сюрреализм. М.: Галарт, ОЛМА-Пресс, 2000.
Восстановление модернизма. Живопись 1940-1960-х годов на Западе и в России. - М.: Галарт, ОЛМА-Пресс, 2001.
Новое время. Очерки искусства и культуры XVII-XVIII веков. СПб, Азбука-Классика, 2004
Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда. - М.: Искусство, 2004. - 492 с.
Эпоха сокрушительных творений. Из истории искусства и мысли XX века. - М.: Галарт, 2009. - 288 с.
Полёты над бездной. Искусство, культура, картина мира 1930-1990. М.: Искусство-ХХI век, 2009;
Искусство непослушания. Вольные беседы о свободе творчества. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011;
Портреты Веласкеса. М.: ГАЛАРТ, 2012;