Ян Вермеер
Jan Vermeer van Delft

Голландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства. В русском искусствоведении более известен как Вермеер Дельфтский.


Ян Вермеер родился 31 октября 1632 года в городе Делфт, Нидерланды. Вырос в семье предпринимателя, который занимался производством шелка для портьер и обивки мебели. О жизни художника сохранилось очень мало сведений.

В 1653 году Вермеер был принят в гильдию Святого Луки, где несколько лет обучался живописи. Затем помимо написания картин помогал своей матери управлять трактиром, доставшимся ей в наследство после смерти мужа.

В 1662-63 и 1670-71 годах Ян Вермеер руководил гильдией Святого Луки и занимал там должность декана, что было очень почетно в то время. К тому же его работы как художника весьма ценились, но в основном картины Вермеер писал только для своих заказчиков-меценатов. Также он был известен и как эксперт по вопросам искусства.

От рождения был протестантом, но принял католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес. В браке родилось 15 детей, что даже для того времени было исключением. Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках.

Ян Вермеер прожил недолгую жизнь и скончался в возрасте 43 лет 15 декабря 1675 года от сердечного приступа в родном Делфте. Его похоронили в фамильном склепе в церкви Старой церкви, место под которой было выкуплено тещей художника Марией Тиннс. Его жена из-за долгов вынуждена была отказаться от наследства и передала его кредиторам.

После смерти художника, его имя было забыто. Но часть уцелевших полотен, собранных в конце 19 века, открыли ценителям живописи мастера небывалого уровня. Его живописная техника уникальна даже для его времени. Композиция его полотен, его владение ненавязчивым колоритом, тончайшее портретирование - аналогов не имеют. Он художник предельно камерный и техничный, сосредоточенный на изображении предметного мира и окружающих людей.

Дань евангельским сюжетам Вермеер отдал, написав «Христа в доме Марии и Марфы», дань античным мотивам - посредством «Дианы со свитой». Вермеер работал над своими картинами очень медленно и тщательно, поэтому его наследие невелико, и после смерти художника оно оказалось сосредоточенным в руках нескольких человек. В каталоге аукциона, проходившего 16 мая 1696, значится двадцать одна картина - сегодня из них известны шестнадцать.

Вопреки усердным поискам неизвестных картин Вермеера, которыми занимаются современные коллекционеры и исследователи, - поискам, которые в 1930-е годы привели к появлению нескольких очень удачных подделок, - число подлинных картин мастера очень невелико,их тридцать девять или сорок. Примером творческой зрелости художника служит композиция «У сводни», - сосредоточив интерес на фигурах, на облике и повадке своих героев, Вермеер превратил бордельную сцену в романтическое таинство любви.

Излюбленный сюжет Вермеера - женщина, занятая каким-либо тихим домашним делом - служанка, наливающая молоко или дама за чтением, примеряющая жемчужное ожерелье, взвешивающая золото, музицирующая, плетущая кружева. Иногда женщин сопровождают кавалеры, однако число персонажей всегда невелико. Они, как правило, поглощены своим занятием, но иногда один из персонажей изображен смотрящим на зрителя. Вермеер достиг совершенства в передаче тончайших оттенков света, скрадывающего контуры освещенных предметов и фигур, а также в использовании перспективных построений для создания ощущения участия зрителя в изображенном действии.

Произведения Вермеера более, чем картины других мастеров отражают атмосферу домашнего быта Голландии 17 века, эпохи расцвета ее городской культуры. На сегодняшний день достоверно подлинными считаются 35 картин Вермеера и дискуссионно - еще 5 (в России картин Вермеера нет). Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городских пейзажей. По мнению современников Вермеера, художник пользовался камерой-обскурой для достижения совершенства в создании эффекта перспективы.


Сохранившиеся работы и подделки Яна Вермеера

В каталоге аукциона, состоявшегося 16 мая 1696 года, после смерти Якоба Диссиуса, значились 21 картина Вермеера, сегодня из них исследователям известны 16. Искусствоведы долгое время вели поиски неизвестных картин Вермеера. Огромная ценность этих работ стала причиной появления в 1930-х годах ряда удачных подделок. Наиболее успешным фальсификатором - автором нескольких работ, проданных под видом работ Вермеера (например, «Христос в Эммаусе»), в том числе и руководителям Третьего рейха, стал Хан ван Мегерен.

В конце XIX века четыре картины Вермеера принадлежали российским коллекционерам. На вилле Демидовых под Флоренцией висели полотна «Географ» и «Офицер и смеющаяся девушка». А. А. Половцов показывал гостям своего дома на Большой Морской картину «Хозяйка и служанка». Художник Илья Остроухов уступил купцу Д. И. Щукину «Аллегорию веры» как работу Эглона ван дер Нера; позднее Щукин, установив подлинного автора, продал это произведение директору Маурицхёйса Бредиусу.

На сегодняшний день достоверно подлинными считаются 34 картины Вермеера, ещё 5 - дискуссионно. В современных российских собраниях картины Вермеера отсутствуют. В 2018 году галерея Маурицхёйс в Гааге и онлайн-платформа Google Arts Culture создали виртуальный музей, в котором представлены все известные на сегодняшний день работы Вермеера.

Ян Вермеер в культуре

«Луч света», документальный фильм Алена Жобера из цикла «Палитры» (Франция, 1989).
«Все работы Вермеера в Нью-Йорке», художественный фильм Джона Джоста (США, 1990).
«Письма к Вермееру», опера Луи Андриссена на либретто Питера Гринуэя (1997-1998).
«Девушка с жемчужной серёжкой», исторический роман Трейси Шевалье (1999).
«Девушка с жемчужной серёжкой», художественный фильм по роману Трейси Шевалье (США, 2003).
«Двойная жизнь Вермеера», роман Луиджи Гуарньери (2004).
«Шляпа Вермеера», книга историка Тимоти Брука (2007).
«Вермеер Тима», документальный фильм Теллера (США, 2013).
«Столкновение с судьбой».

Фотографии Билла Гекаса реконструируют некоторые картины художника, всех персонажей Вермеера изображает маленькая дочь фотографа - Афина.

Память об Яне Вермеере

В честь Яна Вермеера назван астероид (4928) Vermeer, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 21 октября 1982 года.

В честь Вермеера был назван сыр «Милнер Вермеер».

В 1975 году по случаю 300-й годовщины со дня его смерти местная власть профинансировала установление первой мемориальной плиты на месте бывшего расположения фамильного склепа Вермееров. 26 января 2007 года возле западного выхода церкви была торжественно открыта дополнительная, более статусная плита, на которой указано, что художник был похоронен именно в этой церкви.

19.10.2020
  • Голландский живописец

Дата рождения: 31 октября 1632 года (389 лет назад)
Дата смерти: 15 декабря 1675 года (346 лет назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
Телефон редакции: +7 (495) 24-10-100,
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.