Башкирский национальный герой. Поэт-сказитель. Сподвижник Емельяна Пугачева. Его произведения - одно из выдающихся явлений ранней башкирской литературы. Салават пел в своих песнях о родных уральских просторах, о народе и его древних обычаях, о священной вере предков. Любовь к песне, к коню и отвага воина во все времена составляли неразделимую суть башкирского воина. Идеал башкирского народа тех веков — воин-певец.
Салават Юлаев родился 27 июня 1754 года в деревне Текеево, Оренбургская область. Мальчик происходил из знатного рода, в каждом поколении которого имелись тарханы, муллы, абызы, батыры, возглавлявшие башкирские восстания с начала XVIII века.
История Салавата началась в октябре 1773 года, когда молодой человек мобилизовался на борьбу с Емельяном Пугачевым. Однако вскоре, вместе с отрядом Юлаев перешел на сторону восставших, которые вели осаду Оренбурга. До ноября 1774 года руководил восстанием в Башкирии. В середине января 1774 года его отряд присоединяется к отряду Канзафара Усаева, полковника армии Пугачева и вместе штурмуют город Кунгур. За верную службу 3 июня 1774 года Емельян присвоил Канзафару Усаеву и Салавату Юлаеву чин бригадиров.
Юлаев руководил многими ключевыми событиями данной войны, принимал участие в более чем двадцати сражениях. Им и его отрядом взяты Симский и Катавский заводы. Также осаждал Челябинскую крепость, участвовал в осаде Оренбурга, сжег Красноуфимскую крепость. Салават ни разу не допустил полного разгрома своего войска. Ему каждый раз удавалось сохранить основные силы, в кратчайший срок восстановить боевые порядки и снова участвовать в сражениях.
В конце марта - начале апреля 1774 года царским войскам удалось нанести серьезное поражение основным повстанческим силам под Оренбургом, Уфой, Мензелинском, Кунгуром, Красноуфимском и Челябинском. После поражений, которые нанес Михельсон, и пленения Пугачева, несмотря на неоднократные требованиям прекратить сопротивление и сдаться, Салават продолжил восстание на территории Башкортостана.
Герой-башкир известен также как поэт-импровизатор. Его произведения, сохранившиеся благодаря записям со слов сказителей в XIX веке являются одним из выдающихся явлений ранней башкирской литературы. Стихи Юлаева призывали народ к борьбе с угнетателями, воспевали красоту родного края, народ и его древние обычаи, священную веру предков и любовь.
Из-за предательства, команда поручика Лесковского из корпуса генерала Фреймана, подкрепленная конными отрядами мишарских старшин Муксина и Зямгура Абдусалямовых, 6 декабря 1774 года настигла в горах Каратау Салавата Юлаева с группой оставшихся с ним соратников и после короткой стычки схватила их. В это же время Юлай Азналин принес повинную коллежскому советнику Тимашеву и был взят под стражу. Ещё до ареста, жёны и дети Юлаева схвачены и привезены в Уфу в качестве заложников.
На допросах Салават не выдал никого из своих товарищей, ни на кого не наговаривал, пытаясь облегчить свою участь. После длительного следствия в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге и снова в Уфе по приговору от 26 июля 1775 года Салават, вместе с отцом, Юлаем Азналиным подвергнут наказанию кнутом и клеймению. Скованные по рукам и ногам 13 октября 1775 года, на двух подводах под охраной они были отправлены на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик.
Национальный герой башкирского народа, поэт, сподвижник Емельяна Пугачева, символ современного Башкортостана Салават Юлаев скончался на каторге 8 октября 1800 года.
Я гляжу на цепи гор в нашем благостном краю,
И, вбирая их простор, Божью милость познаю.
Песней небо раскололось, соловей поёт в долу,
Как азан звенит твой голос, Богу вознося хвалу!
Не зовёт ли на молитву верных мусульман?Провожает меня в битву мой Урал — родимый стан!
Салават Юлаев был известен в народе и как поэт-импровизатор. Салават пел в своих песнях о родных уральских просторах, о народе и его древних обычаях, о священной вере предков. Любовь к песне, к коню и отвага воина во все времена составляли неразделимую суть башкирского воина. Идеал башкирского народа тех веков — воин-певец.
Песни и стихи Салавата Юлаева в подлинниках не сохранились. Его личная подпись сохранилась на Пугачёвском манифесте и на нескольких подлинных документах из его походной канцелярии. О Салавате Юлаеве как башкирском поэте и борце за свободу своего народа сохранилось много легенд, и трудно установить подлинность авторства песен, приписываемых Салавату, и грань, отделяющую их от устной башкирской народной поэзии.
Поэзия Салавата Юлаева — одно из редких проявлений дореволюционной башкирской литературы. Память о Салавате как герое и певце-импровизаторе сохранилась среди башкир до настоящего времени; с его именем связано несколько песен, некоторые из них приписываются самому Салавату. Его стихи призывали народ к борьбе с угнетателями («Битва», «Стрела», «Юноше-воину»), воспевали красоту родного края («Родная страна», «Уралым», «Соловей»), любовь («Зюлейха»).
Произведения башкирского фольклора о Салавате Юлаеве составляют обширный пласт в народном историческом творчестве. Предания существуют как в поэтической, так и прозаической форме. Образцами кубаиров и баитов, посвящённых Салавату, являются «Салават-батыр», «Гибель семьи Салавата», «Речь Салавата» и множество других. В народном творчестве образ Салавата перекликается с образом Урал-батыра — легендарного персонажа башкирского эпоса.
Несмотря на попытки царского правительства в официальных документах представить Салавата и его сподвижников в качестве злодеев, в народном творчестве участники восстания представлены как борцы за справедливость и защитники угнетённых. Правительство предпринимало усилия для борьбы с народной памятью о Салавате — сэсэны, упоминавшие имя Салавата, подвергались гонениям и наказаниям. Репрессивные меры в отношении сказителей и певцов, прославлявших Салавата, применялись вплоть до начала XX века.
Первый перевод одной из песен о Салавате Юлаеве на русский язык принадлежит писателю и фольклористу Петру Кудряшёву, интересовавшемуся личностью Салавата и впоследствии ставшего декабристом. Русский композитор Александр Алябьев, также имевший близость к кругу декабристов, написал музыку на слова песни о Салавате в переводе Кудряшёва, находясь в ссылке в Оренбурге. Систематическое собирание преданий устно-поэтического народного творчества о Салавате Юлаеве началось лишь после 1917 года. Наиболее значительные образцы переведены на английский, турецкий и другие языки.
Народные произведения не лишены творческого домысла, который выражается в наделении Салавата чертами эпического героя. Вместе с тем, повстанческая деятельность освещается в соответствии с реальными событиями, в частности внимание уделяется причинам восстания и бедственному положению башкирского народа накануне войны. В качестве примера можно рассмотреть фрагмент кубаира «Юлай и Салават» (перевод с башкирского):
Когда, прибрав к рукам своим
Разных чинуш и биев, заводчики стали
Скупать земли у людей,
В безмерной жадности своей,
Расширяли заводы свои,
Задумались люди простые:
Если так плохи наши дела,
Грабится всюду наша земля,
Можно ль и дальше чего-то ждать?
Всем миром к Юлаю пойдём, —Будем вместе совет держать.
Ряд преданий по своему характеру могут быть фантасмагоричными. Так, в легенде «Почему в горах хрусталя много?» говорится «когда Салавата Юлаева поймали и сослали на каторгу, вся Башкирия плакала. Люди плакали целыми семьями и аулами. Их слёзы уходили под землю и превращались в хрусталь». Несмотря на наличие сюрреалистического сюжета, легенда явно имеет под собой реальную основу в виде народной скорби по утрате своего героя и защитника.
В целом для народных преданий присущи мотивы национально-освободительного характера повстанческого движения, его антикрепостническая сущность, отражена роль народных масс, описаны трагические события, прославлены личностные качества Салавата, также характерно наличие оптимистических мотивов и призывов башкир к единению народа.
Помимо башкирского фольклора образ Салавата также фигурирует и в русском фольклоре. Одним из примеров является народная песня, в которой отражена радость жителей города Кунгур от победы Салавата Юлаева над правительственными войсками:
Хороводами играли,
Пели песенки, плясали,
Салавату ручку жалиИ круг города гуляли.
Известно о двух версиях этой песни. Подробнее об образе Салавата в русском фольклоре писал Виктор Сидоров. В его работе 2004 года «Слово о Салавате» содержится следующий текст: «Русские крестьяне и работные люди видели в нём избавителя народа от гнёта помещиков и заводчиков. В бытующих русских преданиях и песнях о Салавате прославляются его боевые подвиги, показывается любовь русского народа к бесстрашному батыру. Крепостные Усть-Катавского завода с хлебом и солью встречали Салавата и его джигитов. Многие усть-катавцы вступили в его отряд».
Национальный герой башкирского народа, является символом современного Башкортостана. Его именем названы район, город, улицы, культурно-просветительские учреждения.
Действует Музей Салавата Юлаева в родных местах Салавата: в селе Малояз Салаватского района Республики Башкортостан; филиал музея расположен в селе Алькино.
Именем Салавата Юлаева названы:
Город Салават в Башкортостане
Салаватский район в Башкортостане
Хоккейный клуб «Салават Юлаев»
Ледовый дворец спорта в Уфе
Улицы и проспекты Салавата Юлаева во многих городах России, Украины
Салавату Юлаеву посвящены:
Опера «Салават Юлаев», написанная Загиром Исмагиловым и поэтом Баязитом Бикбаем в 1955 году
Балет «Горный орел» («Урал бөркөтө», 1959 год, либретто и музыка Х. Ф. Ахметова и Н. Г. Сабитова, хореография К. Д. Карпинской)
Фильм «Салават Юлаев», снятый в 1941 году в СССР режиссером Яковом Протазановым.
В Республике Башкортостан учреждены:
Орден Салавата Юлаева
Государственная премия имени Салавата Юлаева за лучшие произведения в области литературы, искусства и архитектуры (с 1967 года).
Памятники:
Памятник Салавату Юлаеву у здания парламента РБ (ул. Заки Валиди 40).
Первый в республике памятник-бюст Салавату работы Т. П. Нечаевой установлен под открытым небом в его родных местах - в Салаватском районе в 1952 году.
В 1989 году похожий памятник-бюст из кованой меди установлен в эстонском городе Палдиски.
В Уфе 17 ноября 1967 года открыт памятник Салавату Юлаеву работы осетинского скульптора С. Д. Тавасиева. Изображение этого памятника попало на герб Башкортостана.
Копия памятника в санатории Увильды в Аргаяшском районе Челябинской области была установлена в 2005 году.
Памятники-бюсты установлены в Салавате (бюст С.Юлаева),Баймаке, Сибае, Аскарово.
В Красноуфимске 28 июня 2008 года открыт памятник национальному герою, который установлен на улице Салавата Юлаева.
Другое:
Именем «Салават Юлаев» назван двухпалубный теплоход
В 1919-1920 годах политический отдел Башкирской отдельной кавалерийской дивизии издавал газету «Салават».
В годы Великой Отечественной войны имя Салавата Юлаева носили: истребительно-противотанковый артиллерийский полк, бронепоезд и другие подразделения.
Образ Салавата Юлаева увековечен в башкирском и русском народном творчестве, в произведениях русских, башкирских, татарских, казахских, чувашских, удмуртских и марийских писателей.
Ежегодно празднуются дни Салавата Юлаева
Ежегодно проводится республиканский фольклорный праздник Салауат йыйыны.
В музее Салавата Юлаева в Малоязе, Салаватском районе Башкортостана хранится копия сабли Салавата Юлаева. Сабля эта без ножен, длиной 96 см, шириной 3 см, вогнутая. Ручка из желтой меди с изображением головы льва и украшениями из мелких камней. На лезвии несколько потухшая надпись на арабском языке, которую ученым не удалось расшифровать.
У Салавата Юлаева имелось три жены и два ребенка.
Жен звали: Амина, Зулейха и Буранбикэ.