Театральный режиссер. Актер. Педагог. Главный режиссер Театра имени Моссовета. Герой Социалистического Труда. Народный и Заслуженный артист РФ. Лауреат Государственных премий.
Юрий Завадский родился 12 июля 1894 года в городе Москва. Мальчик вырос в интеллигентной семье чиновника и актрисы. Окончив с отличием в 1913 году Медведниковскую гимназию юноша поступил на юридический факультет Московского университета. Параллельно, брал уроки в школе рисования и живописи Станислава Жуковского, а затем в школе Петра Келина.
В 1915 году многолетний друг Павел Антокольский позвал Юрия в студию Евгения Вахтангова, с 1920 года известную как 3-я студия МХАТ, где работал до 1919 года. Сначала являлся художником, затем актером и режиссером. В это же время Антокольский познакомил его с поэтессой Мариной Цветаевой, безответно влюбившейся в него и которому посвятила свой цикл стихов «Комедьянт», а также пьесы «Каменный ангел» и «Фортуна».
С 1920 года на протяжении четырех лет Завадский выступал актером и режиссером 3-й студии МХАТ, где сыграл Антония в спектакле «Чудо святого Антония» по Морису Метерлинку и Калафа в «Принцессе Турандот» Карло Гоцци. Как режиссер, в 1924 году поставил спектакль «Женитьба». С 1922 года вошел в художественный совет, избранного актерами после смерти Вахтангова.
Завадский с 1932 по 1935 год возглавлял Центральный театр Красной Армии. Творчески развивая сценические традиции таких метров, как Константина Станиславского и Евгения Вахтангова, Завадский стремился к стилистической определенности формы спектакля, придавал большое значение раскрытию авторского замысла силами актерского ансамбля. Затем, до 1940 года являлся художественным руководителем Театра имени Максима Горького, где поставил спектакли «Любовь Яровая» Константина Тренева, «Укрощение строптивой» Уильяма Шекспира.
В 1940 году Юрий Александрович стал главным режиссером Московского театра имени Моссовета. В годы Великой Отечественной войны в искусстве Завадского преобладающее звучание приобрели суровые героические мотивы. Значительное место в его творчестве занимали спектакли «Маскарад» Михаила Лермонтова и «Петербургские сновидения», исполненные трагедийного звучания и больших философских обобщений. В этот же период преподавал в Российском институте театрального искусства, став в 1947 году профессором данного учебного заведения.
На протяжении почти пятидесяти лет ведущей актрисой театров, возглавляемых им, оставалась его вторая жена Вера Петровна Марецкая, которую режиссер не позволял критиковать и к мнению которой всячески прислушивался, за что ее прозвали «хозяйкой Моссовета». Помимо этого Завадский выступал автором ряда статей и книг. О режиссере сняты телевизионные фильмы «Дома у Ю. А. Завадского», «Юрий Завадский - любимый и любящий». В 1971 году снят документальный фильм «Юрий Завадский» режиссера Марины Голдовской.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1973 года за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства Завадскому Юрию Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Юрий Александрович Завадский скончался 5 апреля 1977 года в Москве в возрасте 82 лет. Похоронен великий российский режиссер на пятнадцатом участке Ваганьковского кладбища столицы.
Герой Социалистического Труда (1973)
Заслуженный артист России (1933)
Народный артист России (1942)
Народный артист Казахской ССР (1943)
Народный артист СССР (1948)
Ленинская премия (1965) - за постановку спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова
Сталинская премия первой степени (1946) - за постановку спектаклей «Нашествие» Л. М. Леонова, «Отелло» У. Шекспира, «Встреча в темноте» Ф. Ф. Кнорре
Сталинская премия второй степени (1951) - за постановку спектакля «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова
Четыре ордена Ленина (1945, 1949, 1971, 1973)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1947, 1964)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Роли в театре
3-я студия МХАТ
1921 - «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, постановка Е. Б. Вахтангова — Антоний
1922 - «Принцесса Турандот» К. Гоцци, постановка Е. Б. Вахтангова — Калаф
МХАТ
1925 — «Продавцы славы» М. Паньоля — граф де Льевиль
1925 — «Пугачёвщина» К. А. Тренёва — Державин
1925 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий
1926 — «Николай 1-й декабристы» А. Р. Кугеля — Трубецкой
1927 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. О. Бомарше; постановка К. С. Станиславского — граф Альмавива
1927 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — патриарх
1928 — «Унтиловск» Л. М. Леонова — Гуга
1930 — «Три толстяка» по Ю. К. Олеше — гимнаст Тибул
Режиссерские работы
Студии Евгения Вахтангова
1919 - «Обручение во сне» П. Г. Антокольский (по пьесе «Кот в сапогах») (сыграл роль Пьеро)
3-я студия МХАТ
1924 - «Женитьба» Н. В. Гоголя
Театр-студия Юрия Завадского
1927 — «Простая вещь» Б. А. Лавренёва (совм. с Н. П. Хмелёвым)
1928 — «Любовью не шутят» А. Мюссе
1932 — «Вольпоне» Б. Джонсона
1933 — «Ученик дьявола» Б. Шоу
1934 — «Волки и овцы» А. Н. Островского
1935 — «Ваграмова ночь» Л. Первомайского
Центральный театр Красной Армии
1932 — «Мстислав Удалой» И. Л. Прута
1934 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука
Ростовский академический театр драмы имени М. Горького
1936 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва
1937 — «Каменный гость» А. С. Пушкина
1937 — «Разбойники» Ф. Шиллера
1938 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира
1939 — «Отелло» У. Шекспира
Театр имени Моссовета
1940 — «Трактирщица» К. Гольдони
1941 — «Машенька» А. Н. Афиногенова
1941 — «Надежда Дурова» А. С. Кочеткова, К. А. Липскерова (совм. с Ю. А. Шмыткиным)
1942 — «Вечер памяти А. С. Пушкина»
1942 — «Накануне» А. Н. Афиногенова
1942 — «Олеко Дундич» А. Г. Ржешевского, М. А. Каца (совм. с С. А. Бенкендорфом и С. А. Марголиным)
1942 — «Русские люди» К. М. Симонова
1942 — «Фронт» А. Е. Корнейчука
1942 — «Забавный случай» К. Гольдони
1943 — «Нашествие» Л. М. Леонова (совм. с Б. В. Бибиковым и О. И. Пыжовой)
1944 — «Отелло» У. Шекспира (совм. с Ю. А. Шмыткиным)
1944 — «Встреча в темноте» Ф. Ф. Кнорре
1945 — «Чайка» А. П. Чехова
1946 — «Госпожа министерша» Б. Нушича (совм. с С. А. Бенкендорфом)
1946 — «Бранденбургские ворота» М. А. Светлова (совм. с М. П. Чистяковым)
1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова (совм. с И. С. Вульф)
1947 — «Жизнь в цвету» А. П. Довженко
1947 — «Мужество» Г. С. Берёзко (совместно с А. Л. Шапсом)
1948 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского (совм. с М. П. Чистяковым)
1948 — «Московский характер» А. В. Софронова (совм. с Ю. А. Шмыткиным)
1948 — «Закон чести» А. П. Штейна
1949 — «Преступление директора Риггса» Э. Чодороффа (совм. с М. П. Чистяковым)
1950 — «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова (совместно с А. Л. Шапсом)
1952 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова
1957 — «Виндзорские насмешницы» У. Шекспира
1957 — «Дали неоглядные» Н. Е. Вирты
1959 — «Битва в пути» Г. Е. Николаевой и Э. С. Радзинского
1960 — «Леший» А. П. Чехова
1960 — «Летом небо высокое» Н. Е. Вирты
1960 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (Нью-Йорк)
1961 — «Антей» Н. Я. Зарудного
1963 — «Совесть» Д. Г. Павловой (совместно с А. Л. Шапсом)
1964 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (2-я редакция)
1967 — «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского
1969 — «Петебургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому
Фильмография
Роли
1924 - Аэлита - Гор, хранитель энергии Марса
1925 - Медвежья свадьба - Ольгерд Кейстут
1972 - Золото, золото - сердце народное (фильм-спектакль)
Режиссер
1971 - Любимые страницы (фильм-спектакль) (совм. с И. А. Данкман и А. А. Шориным)
1972 - Шторм (фильм-спектакль)
1978 - День приезда - день отъезда (фильм-спектакль) (совм. с П. О. Хомским)
Участие в фильмах
1972 - Что вы знаете о Марецкой? (документальный)
1972 - Шторм (фильм-спектакль) - вступительное слово
Архивные кадры
1971 - Юрий Завадский (документальный)
Отец - Александр Францевич, дворянин, чиновник.
Мать - Евгения Иосифовна (в дев. Михайлова) несостоявшаяся актриса.
Первая жена - Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф.
Вторая жена - Вера Петровна Марецкая (1906-1978).
Сын - Евгений (1926-2006), режиссер.
Третья жена - Галина Сергеевна Уланова, балерина. Эвакуацию в Казахстане во время Великой Отечественной войны провели вместе. Брак их фактически распался в конце 1940-х годов, хотя официально развод не был оформлен.