Женевьева Парижская
Геновефа

Святая, почитаемая в католической и православной церквях. Покровительница Парижа.


Женевьева родилась около 420 года в городе Нантер, Франция. Росла в семье христиан Се­вэра и Ге­рон­ции, которые вла­де­ли неболь­шим зе­мель­ным участ­ком, на ко­то­ром по то­гдаш­не­му обы­чаю их дочь пас­ла овец.

Ко­гда Женевьеве бы­ло две­на­дцать лет, епи­скоп го­ро­да Ок­се­ра свя­той Гер­ман и епи­скоп го­ро­да Труа свя­той Лупп оста­но­ви­лись в ее род­ном го­род­ке. В тол­пе, встре­тив­шей свя­тых епи­ско­пов на при­ста­ни, бы­ла и девочка с ро­ди­те­ля­ми. Все спе­ши­ли при­вет­ство­вать свя­тых пас­ты­рей и по­лу­чить от них бла­го­сло­ве­ние. И тут свя­той Гер­ман об­ра­тил вни­ма­ние на святую, по­до­звал ее, по­це­ло­вал в лоб и пред­ска­зал ро­ди­те­лям слав­ное бу­ду­щее их до­че­ри.

Женевьева от­ве­ти­ла на это, что не же­ла­ет луч­ше­го бу­ду­ще­го, как по­свя­тить се­бя Хри­сту и со­хра­нить дев­ство. За­тем епи­ско­пы вме­сте с на­ро­дом про­шли в храм, так как на­ста­ло вре­мя девятого ча­са и ве­чер­ни. Во вре­мя служ­бы свя­той Гер­ман не сни­мал сво­ей ру­ки с го­ло­вы ма­лень­кой Женевьевы, а по­сле служ­бы по­про­сил ее от­ца при­ве­сти ее к нему на сле­ду­ю­щий день. За­тем свя­тые пас­ты­ри по­тра­пе­зо­ва­ли и от­пу­сти­ли клир и при­хо­жан.

Ко­гда Се­вэр на сле­ду­ю­щее утро при­вел Женевьеву в храм, свя­той Гер­ман спро­сил ее, пом­нит ли она о том, что го­во­ри­ла ему на­ка­нуне. Де­воч­ка от­ве­ча­ла: «Я пом­ню, от­че свя­тый, что обе­ща­ла те­бе и Гос­по­ду с по­мо­щью бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти про­жить жизнь свою в чи­сто­те пло­ти и ду­ха». - «Дер­зай, ча­до мое, ес­ли ты му­же­ствен­но бу­дешь со­зи­дать жизнь свою по ве­ре тво­ей, Сам Гос­подь бу­дет тво­ей кре­по­стью и си­лой». Так бе­се­дуя с де­воч­кой, Гер­ман за­ме­тил на зем­ле у сво­их ног мед­ную рим­скую мо­не­ту с мо­но­грам­мой Хри­ста. «Вот возь­ми этот дар от небес­но­го Же­ни­ха, но­си его все­гда в па­мять обо мне и пусть ни­ка­кие дру­гие дра­го­цен­но­сти ни­ко­гда не укра­ша­ют ни шеи тво­ей, ни паль­цев, так как ес­ли ду­ша твоя со­блаз­нит­ся пре­хо­дя­щи­ми со­кро­ви­ща­ми ми­ра се­го, то уже недо­ся­га­е­мо станет для нее си­я­ние веч­ных и небес­ных со­кро­вищ». За­тем, бла­го­сло­вив девочку, оба пас­ты­ря про­дол­жа­ли свой путь в Ве­ли­кую Бри­та­нию для борь­бы с ере­сью Пе­ла­гия.

Про­во­див свя­тых епи­ско­пов, Женевьева с еще боль­шим усер­ди­ем по­се­ща­ла цер­ков­ные служ­бы. Вско­ре по это­му по­во­ду у нее про­изо­шло столк­но­ве­ние с ма­те­рью, ко­то­рая тре­бо­ва­ла, чтобы де­воч­ка боль­ше оста­ва­лась до­ма и по­мо­га­ла ей по хо­зяй­ству. Од­на­жды, со­би­ра­ясь в храм, Ге­рон­ция за­пре­ти­ла до­че­ри сле­до­вать за ней. Но святая, за­ли­ва­ясь сле­за­ми, шла за ма­те­рью и го­во­ри­ла, что долж­на ис­пол­нить свое обе­ща­ние по­се­щать храм, чтобы удо­сто­ить­ся стать неве­стой Хри­сто­вой. Сло­ва эти так раз­гне­ва­ли мать, что она уда­ри­ла дочь по ще­ке и в то же мгно­ве­ние ослеп­ла. Два­дцать один ме­сяц бы­ла ли­ше­на зре­ния. На­ко­нец это несча­стие за­ста­ви­ло ее оду­мать­ся.

Вспом­нив то, что го­во­рил о Женевьеве свя­той Гер­ман, Ге­рон­ция по­ня­ла, что про­ти­вит­ся во­ле Бо­жи­ей, и ре­ши­ла по­про­сить у до­че­ри про­ще­ния. По­про­си­ла при­не­сти ей во­ды. Де­воч­ка, глу­бо­ко стра­дая за мать, за­черп­ну­ла во­ды и, при­сев на край ко­лод­ца, го­ря­чее чем ко­гда-ли­бо мо­ли­лась за нее. Кап­ли слез па­да­ли из ее глаз в во­ду. Вер­нув­шись до­мой, по прось­бе ма­те­ри, осе­ни­ла во­ду крест­ным зна­ме­ни­ем, как это бы­ло то­гда в обы­чае, и да­ла ей умыть­ся. Ге­рон­ция, воз­дев ру­ки к небу, про­си­ла Бо­га про­стить ее, за­тем омы­ла гла­за и ста­ла немно­го ви­деть. По­вто­рив омо­ве­ние три ра­за, со­вер­шен­но про­зре­ла. Это бы­ло пер­вое чу­до, свер­шив­ше­е­ся по мо­лит­вам свя­той. С это­го вре­ме­ни мать уже не пре­пят­ство­ва­ла ей по­свя­тить се­бя од­но­му Гос­по­ду.

В те вре­ме­на хри­сти­ан­ки, же­лав­шие вой­ти в ря­ды «дев­ствен­ниц», долж­ны бы­ли прой­ти два ис­ку­са, или по­слу­ша­ния. Сна­ча­ла про­сто да­ва­ли обе­ща­ние по­свя­тить се­бя Бо­гу. За­тем на­сту­пал бо­лее или ме­нее дли­тель­ный срок, в те­че­ние ко­то­ро­го де­ви­цы упраж­ня­лись в по­дви­гах ве­ры и доб­рых дел, ис­пы­ты­ва­ли се­бя, да­вая воз­мож­ность пас­ты­рям и пастве су­дить о твер­до­сти их на­ме­ре­ния. По­сле это­го ис­ку­са по­слуш­ни­ца при­но­си­ла обет без­бра­чия, и епи­скоп, со­вер­шав­ший чин по­свя­ще­ния, да­вал ей неболь­шую крас­ную или фио­ле­то­вую го­лов­ную по­вяз­ку, ко­то­рая яв­ля­лась при­зна­ком по­свя­щен­ных Бо­гу дев и с это­го вре­ме­ни долж­на бы­ла все­гда по­кры­вать го­ло­ву по­свя­щен­ной.

Та­кой же путь про­шла и свя­тая Женевьева. Как толь­ко ей ис­пол­ни­лось четырнадцать лет, ее со­чли до­стой­ной по­свя­ще­ния, так как про­сла­ви­лась свя­то­стью сво­ей жиз­ни. Три де­вы при­шли од­новре­мен­но к свя­то­му епи­ско­пу Мар­кел­лу. Свя­тая, как са­мая млад­шая, шла по­след­ней. Но свя­той Мар­келл ска­зал: «Пусть та, ко­то­рая сто­ит сза­ди, по­дой­дет пер­вой, так как Гос­по­ду бы­ло угод­но, чтобы де­ло ее со­вер­шен­ства бы­ло столь ис­кус­но по­дви­ну­то и при­нес­ло столь ран­ние пло­ды, - она уже по­лу­чи­ла от небес свое по­свя­ще­ние. По­лу­чи по­кры­ва­ло, ча­до мое, и но­си его неза­пят­нан­ным дo Страш­но­го Су­да Гос­под­ня». И свя­тая Женевьева по­свя­ще­на пер­вой. С это­го вре­ме­ни ста­ла ве­сти жизнь по­свя­щен­ных Бо­гу дев.

Во вре­мя эпи­де­мии Женевьева ли­ши­лась и от­ца и ма­те­ри. И так как обы­чай тре­бо­вал, чтобы по­свя­щен­ные Бо­гу де­вы по­сле смер­ти ро­ди­те­лей вве­ре­ны по­пе­че­нию по­жи­лых жен­щин, из­вест­ных сво­им бла­го­че­сти­ем и ра­зу­мом, свя­тая пе­ре­еха­ла к сво­ей крест­ной ма­те­ри в Париж.

Ед­ва свя­тая по­се­ли­лась в Париже, как ее по­ра­зил страш­ный, по­доб­ный об­ще­му па­ра­ли­чу, недуг, при­чи­няв­ший ей боль­шие стра­да­ния. Три дня про­ле­жа­ла, блед­ная и недви­жи­мая, и ее счи­та­ли умер­шей. Но ко­гда Женевьева при­шла в се­бя, то рас­ска­за­ла сво­ей крест­ной ма­те­ри, что ан­гел во­дил ее в ме­ста бла­жен­ства пра­вед­ных, и она ви­де­ла от­ча­сти то, что при­го­то­вил Гос­подь лю­бя­щим Его: «Бла­жен­ства эти та­ко­вы, что невер­ные не по­ве­ри­ли бы мне, ес­ли бы я ста­ла их опи­сы­вать». С это­го вре­ме­ни свя­тая по­лу­чи­ла дар про­зор­ли­во­сти и от­кры­ва­ла неко­то­рым лю­дям их тай­ные по­ро­ки.

Пра­вед­ная жизнь юной Женевьевы воз­го­ра­лась все яр­че и яр­че. С пят­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та вку­ша­ла пи­щу лишь в чет­верг и вос­кре­се­нье, пи­ща эта со­сто­я­ла из яч­мен­но­го хле­ба и бо­бов, сва­рен­ных на рас­ти­тель­ном мас­ле. Ее еже­днев­ная мо­лит­ва бы­ла про­дол­жи­тель­ной и со­про­вож­да­лась сле­за­ми. Свя­тая мо­ли­лась обыч­но всю ночь с суб­бо­ты на вос­кре­се­нье, а с Бо­го­яв­ле­ния до Ве­ли­ко­го Чет­вер­га за­тво­ря­лась на мо­лит­вен­ный по­двиг в сво­ей кел­лии, ни­ку­да не вы­хо­дя и ни­ко­го не ви­дя.

Вско­ре неко­то­рые лю­ди из за­ви­сти ста­ли го­во­рить о свя­той Женевьеве, что она об­ман­щи­ца и ли­це­мер­ка и что пра­вед­ная и су­ро­вая жизнь ее од­но при­твор­ство. Толь­ко при­езд в Париж свя­то­го епи­ско­па Гер­ма­на, столь по­чи­та­е­мо­го в Гал­лии хри­сти­а­на­ми и да­же языч­ни­ка­ми, по­ло­жил ко­нец ху­ле на его ду­хов­ную дочь. Весь го­род вы­шел на­встре­чу лю­би­мо­му пас­ты­рю, ко­то­рый тот­час осве­до­мил­ся о свя­той. Сре­ди встре­чав­ших бы­ли и ху­ли­те­ли, ко­то­рые ста­ли за­ве­рять свя­то­го Гер­ма­на, что Женевьева от­нюдь не за­слу­жи­ва­ет его па­мя­ти и вы­со­ко­го о ней мне­ния.

Но свя­той Гер­ман, как гла­сит древ­нее жи­тие, «не об­ра­щая ни­ка­ко­го вни­ма­ния на их ре­чи», лишь толь­ко всту­пил в го­род, пря­мо на­пра­вил­ся к до­му свя­той. По­чти­тель­ность к ней со сто­ро­ны епи­ско­па вы­зва­ла все­об­щее изум­ле­ние. Со­тво­рив мо­лит­ву, свя­той пас­тырь во­шел в кел­лию по­движ­ни­цы и ука­зал при­сут­ству­ю­щим на пол, за­ли­тый ее мо­лит­вен­ны­ми сле­за­ми. По­вто­рив свою по­хва­лу свя­той Женевьеве и по­ру­чив ее жи­те­лям Парижа, свя­ти­тель про­дол­жал свой путь.

При этом сви­да­нии со свя­той Женевьевой свя­той Гер­ман по­ру­чил ей ду­хов­ное ру­ко­вод­ство над де­ва­ми, же­лав­ши­ми по­сле­до­вать ее при­ме­ру и при­не­сти обет без­бра­чия. Впо­след­ствии дочь и сест­ра ко­ро­ля Хло­дви­га так­же во­шли в чис­ло млад­ших ду­хов­ных по­друг свя­той и обе с ее раз­ре­ше­ния ста­ли по­свя­щен­ны­ми Бо­гу де­ва­ми.

Свя­тая Женевьева очень чти­ла па­мять апо­сто­ла свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та. Ча­сто со­вер­ша­ла па­лом­ни­че­ства к то­му ме­сту, где бы­ли по­гре­бе­ны пер­вый епи­скоп Па­риж­ский, пре­сви­тер Ру­стик и ар­хи­ди­а­кон Елев­фе­рий, в де­ре­вуш­ку Кат­эй, и очень скор­бе­ла о том, что там, где по­ко­ят­ся мо­щи свя­тых му­че­ни­ков, сто­ит лишь убо­гая де­ре­вян­ная ча­сов­ня. «До­сто­по­чтен­ные пас­ты­ри Хри­сто­вы, я умо­ляю вас по­ду­мать о воз­мож­но­сти по­стро­е­ния ба­зи­ли­ки в честь свя­то­го Ди­о­ни­сия», - так, на­ко­нец, об­ра­ти­лась она к па­риж­ско­му ду­хо­вен­ству. Но пас­ты­ри от­ве­ти­ли, что это бла­гое на­ме­ре­ние не мо­жет быть ис­пол­не­но, так как для по­строй­ки ба­зи­ли­ки нуж­на нега­ше­ная из­весть, а ее нет. То­гда ли­цо свя­той про­си­я­ло и она ска­за­ла: «Пе­рей­ди­те мост, а за­тем вер­ни­тесь ко мне и рас­ска­жи­те, что вы там слы­ша­ли». Пас­ты­ри по­слу­ша­лись ее и, очу­тив­шись на ле­вом ле­си­стом бе­ре­гу Се­ны, услы­ша­ли раз­го­вор двух сви­но­па­сов, ко­то­рые рас­ска­зы­ва­ли друг дру­гу, что на­бре­ли на две боль­шие, еще ни­кем не ис­поль­зо­ван­ные, ямы для об­жи­га­ния на­пол­няв­шей их из­ве­сти.

Ис­пол­нен­ные ра­до­сти пре­сви­те­ры воз­бла­го­да­ри­ли Бо­га, по­ве­ле­ли сви­но­па­сам ука­зать им ме­сто­на­хож­де­ние из­ве­сти, а за­тем по­спе­ши­ли об­рат­но в го­род к свя­той Женевьеве. Услы­шав их рас­сказ, свя­тая за­пла­ка­ла сле­за­ми ра­до­сти и за­тем всю ночь бла­го­да­ри­ла Гос­по­да и про­си­ла Его бла­го­сло­вить ее на­чи­на­ние. По­ру­чив ру­ко­вод­ство по­строй­кой ба­зи­ли­ки пре­сви­те­ру Ге­нэ­су, при­сту­пи­ла к сбо­ру де­нег на эту по­строй­ку, и па­ри­жане так го­ря­чо от­клик­ну­лись на ее при­зыв, что ве­ли­че­ствен­ная ба­зи­ли­ка бы­ла ско­ро воз­двиг­ну­та.

Раз­ры­ва­е­мая внут­рен­ни­ми нестро­е­ни­я­ми Рим­ская им­пе­рия ста­ла ру­шить­ся и не мог­ла боль­ше за­щи­щать сво­их гра­ниц, ко­то­рым угро­жа­ли гер­ман­ские пле­ме­на и гун­ны. В это вре­мя свя­той Женевьеве бы­ло два­дцать во­семь лет. Ат­ти­ла дви­нул­ся на Ор­ле­ан и путь его ле­жал через Па­риж. Охва­чен­ные ужа­сом, па­ри­жане хо­те­ли, за­брав свое иму­ще­ство, бе­жать в бо­лее без­опас­ные ме­ста. Но свя­тая, убеж­дая их не по­ки­дать го­ро­да, го­во­ри­ла, что Па­риж бу­дет по­ща­жен, а ме­ста, ку­да со­би­ра­ют­ся бе­жать, бу­дут, на­обо­рот, уни­что­же­ны. Святая уго­ва­ри­ва­ла жен­щин по­сле­до­вать при­ме­ру Юди­фи и Эс­фи­ри, ко­то­рые по­ка­я­ни­ем и мо­лит­вой от­ве­ли при­бли­жа­ю­щу­ю­ся опас­ность.

Жен­щи­ны ее по­слу­ша­лись и, со­би­ра­ясь в кре­щальне, ден­но и нощ­но вме­сте со свя­той Женевьевой мо­ли­ли Бо­га по­ща­дить го­род. Но их му­жья, ко­то­рых убеж­да­ли по­слу­шать­ся свя­той и не по­ки­дать го­ро­да, от этих ре­чей при­хо­ди­ли толь­ко в ярость. Вви­ду оче­вид­ной опас­но­сти им ка­за­лась неле­пой твер­дая ве­ра свя­той и они решили ее убить. Святую ста­щи­ли уже с крыль­ца, и шел спор, ка­кую из двух смер­тей для нее вы­брать, но в этот мо­мент в разъ­ярен­ной тол­пе по­явил­ся Ок­сер­ский ар­хи­ди­а­кон Се­ду­ли­ус. «Го­ро­жане! - вос­клик­нул он, - не взду­май­те умерт­вить ту, о ко­то­рой свя­той Гер­ман го­во­рил, что она из­бра­на Бо­гом от чре­ва ма­те­ри», - и по­ка­зал тол­пе по­да­рок, ко­то­рый пе­ред са­мой сво­ей смер­тью по­ве­лел пе­ре­дать свя­той усоп­ший епи­скоп.

Имя свя­то­го Гер­ма­на успо­ко­и­ло тол­пу, и во всех хра­мах ста­ла воз­но­сить­ся еди­но­душ­ная мо­лит­ва об от­вра­ще­нии опас­но­сти. И вдруг Ат­ти­ла кру­то по­вер­нул и по­до­шел к Ор­ле­а­ну, сде­лав боль­шой круг во­круг Па­ри­жа. Мо­лит­ва­ми свя­той Женевьевы Па­риж был спа­сен. Через год Ат­ти­ла по­явил­ся в Ита­лии, у са­мых стен Ри­ма его оста­но­вил па­па свя­той Лев, ко­то­рый так по­ра­зил языч­ни­ка сво­и­ми ре­ча­ми и ви­дом, что тот в ужа­се бе­жал об­рат­но в Вен­грию. Через год Ат­ти­ла за­ду­мал но­вый по­ход на Гал­лию, но вне­зап­но за­бо­лел и бес­слав­но умер, а по­сле его смер­ти цар­ство гун­нов рас­па­лось.

Вся дол­гая жизнь свя­той Женевьевы от­ме­че­на мно­же­ством чу­дес­ных со­бы­тий, свя­зан­ных с про­яв­ле­ни­я­ми ее люб­ви и жа­ло­сти к лю­дям. Ра­бы, за­клю­чен­ные, плен­ни­ки - все несчаст­ные и угне­тен­ные име­ли в ней свою за­щит­ни­цу и за­ступ­ни­цу. Да­же на су­ро­вых языч­ни­ков име­ла та­кое вли­я­ние, что они не мог­ли усто­ять пе­ред ее прось­ба­ми. Об этом го­во­рит сле­ду­ю­щий слу­чай: вой­дя в Па­риж, ко­роль при­ка­зал за­пе­реть го­род­ские во­ро­та, так как бо­ял­ся, чтобы свя­тая сно­ва не при­шла про­сить его по­ми­ло­вать плен­ни­ков, ко­то­рых со­би­рал­ся умерт­вить, и что сно­ва не смо­жет ей от­ка­зать. Но свя­тая, услы­хав о том, что за­мыш­ля­ет ко­роль, по­спе­ши­ла в го­род. Ед­ва при­кос­ну­лась к за­пер­тым во­ро­там, как они пе­ред ней рас­кры­лись, к она на­пра­ви­лась во дво­рец. Ее не мог­ли не до­пу­стить к Хиль­д­ри­гу, и еще раз он не смог не смяг­чить­ся и усту­пил ее прось­бам.

Как-то раз в ке­лью свя­той Ге­но­ве­фы про­ник­ла жен­щи­на и укра­ла ее баш­ма­ки. Но не успе­ла во­ров­ка прийти до­мой, как по­чув­ство­ва­ла, что слепнет. По­няв, что Гос­подь ка­ра­ет ее за кра­жу, вер­ну­ла свя­той по­хи­щен­ное и, при­пав к ее но­гам, со сле­за­ми умо­ля­ла вер­нуть ей зре­ние. Свя­тая, улыб­нув­шись, под­ня­ла ее, осе­ни­ла крест­ным зна­ме­ни­ем ее гла­за, и жен­щи­на тот­час про­зре­ла. Дру­гой жен­щине очень хо­те­лось знать, чем за­ни­ма­ет­ся свя­тая в за­тво­ре. Но лишь толь­ко она ста­ла у две­рей ее ке­льи, как так­же ослеп­ла. Это про­ис­хо­ди­ло Ве­ли­ким по­стом, и на­ка­зан­ной за нече­сти­вое лю­бо­пыт­ство при­шлось ждать Ве­ли­ко­го чет­вер­га, ко­гда свя­тая вы­шла из за­тво­ра и, осе­нив крест­ным зна­ме­ни­ем ее гла­за, ис­це­ли­ла.

Свя­тая лю­би­ла пу­те­ше­ство­вать и ча­сто со­вер­ша­ла па­лом­ни­че­ства. Хо­ди­ла ча­сто в Сен-Де­ни к мо­щам свя­то­го Ди­о­ни­сия, в го­род Тур, ку­да при­вле­кал ее ве­ли­чай­ший чу­до­тво­рец За­па­да и апо­стол Гал­лии IV ве­ка епи­скоп это­го го­ро­да свя­той Мар­тин и в Ор­ле­ан, где по­ко­ил­ся свя­той Агн. Эти па­лом­ни­че­ства так­же со­про­вож­да­лись мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми. Свя­тая на­хо­ди­лась в Ор­ле­ане и мо­ли­лась у мо­щей свя­то­го Аг­на, ко­гда к ее но­гам бро­си­лась жен­щи­на, по име­ни Фра­тер­на, дочь ко­то­рой на­хо­ди­лась при смер­ти: «Гос­по­жа Женевьева, вер­ни мне дочь, вер­ни мне дочь», - по­вто­ря­ла в сле­зах мать. «Не скор­би бо­лее - дочь твоя здо­ро­ва», - от­ве­ти­ла ей свя­тая. И ис­це­лен­ная де­вуш­ка вы­шла на­встре­чу ма­те­ри, ко­то­рая вме­сте со свя­той Ге­но­ве­фой на­прав­ля­лась из хра­ма до­мой.

По пре­да­нию, за­пи­сан­но­му агио­гра­фом, свя­тая Женевьева про­сла­ви­лась в на­ро­де мно­ги­ми по­дви­га­ми и чу­де­са­ми, ко­то­рые сви­де­тель­ству­ют о том, что она бы­ла со­су­дом Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти и оби­та­ли­щем Ду­ха Свя­то­го, по­это­му по ее мо­лит­ве ути­ха­ли бу­ри и из­го­ня­лись бе­сы. Как све­ча, воз­жи­гав­ша­я­ся во вре­мя мо­лит­вы в ее ру­ке, го­ре­ло ее серд­це пе­ред Бо­гом.

Оса­да Па­ри­жа в 486-487 го­дах яв­ля­ет­ся од­ним из эта­пов в борь­бе, ко­то­рую вел Хло­двиг с це­лью из­гна­ния рим­лян из Гал­лии. Во вре­мя пя­ти­лет­ней оса­ды фран­ка­ми Па­ри­жа мно­же­ство жи­те­лей уми­ра­ло от страш­но­го го­ло­да. То­гда свя­тая ре­ши­ла об­ра­зо­вать ка­ра­ван су­дов и на­пра­вить­ся вод­ным пу­тем за про­ви­ан­том в го­род Ар­сис на ре­ке Оуб. Лишь толь­ко при­бы­ла в этот го­род, три­бун Пас­ци­ви­ус по­про­сил ее на­ве­стить его же­ну, ко­то­рая уже че­ты­ре го­да бы­ла непо­движ­на и рас­слаб­ле­на. Свя­тая Женевьева осе­ни­ла ее крест­ным зна­ме­ни­ем и при­ка­за­ла встать. И тот­час же же­на Пас­ци­ви­у­са ис­це­ли­лась и вста­ла со сво­е­го ло­жа.

Свя­тая Женевьева по­ру­чи­ла сво­им спут­ни­кам сбор хле­ба, а са­ма на­пра­ви­лась в Труа, где мно­же­ство на­ро­да вы­шло ей на­встре­чу. Вняв моль­бам жи­те­лей, она и здесь мно­гих чу­дес­но ис­це­ли­ла. Имен­но в этом го­ро­де свя­тая, при­звав Свя­тую Тро­и­цу, вер­ну­ла зре­ние че­ло­ве­ку, а так­же ис­це­ли­ла сле­по­рож­ден­ную де­воч­ку. Бу­дучи сви­де­те­лем этих чу­дес, один ипо­ди­а­кон, сын ко­то­ро­го уже десять ме­ся­цев стра­дал от силь­ной го­ряч­ки, при­вел его к свя­той. Она взя­ла во­ду и, бла­го­сло­вив ее, да­ла вы­пить боль­но­му, ко­то­рый тут же из­ба­вил­ся от сво­е­го неду­га. Убо­гие, ко­то­рые с ве­рой от­ры­ва­ли лос­ку­ты ее одеж­ды, бес­но­ва­тые, мо­лив­шие ее об ис­це­ле­нии, - все они по­лу­чи­ли здесь об­лег­че­ние в сво­их стра­да­ни­ях.

За­тем свя­тая Женевьева вер­ну­лась в Ар­сис. В те­че­ние тех несколь­ких дней, ко­то­рые там про­ве­ла, ис­це­лен­ная ею же­на три­бу­на не от­хо­ди­ла от нее и про­во­жа­ла на ко­рабль. На об­рат­ном пу­ти свя­тую и ее спут­ни­ков ожи­да­ла но­вая опас­ность: ве­тер по­гнал су­да на де­ре­вья и под­вод­ные кам­ни. Они уже ле­жа­ли на бо­ку и, на­пол­ня­ясь во­дой, неиз­беж­но долж­ны бы­ли пой­ти ко дну. Ви­дя эту бе­ду, свя­тая, воз­дев ру­ки, при­зва­ла Спа­си­те­ля. Гос­подь услы­шал ее мо­лит­ву, и все на­пол­нен­ные хле­бом один­на­дцать ко­раб­лей оста­лись це­лы.

Свя­тая бла­го­по­луч­но вер­ну­лась в Па­риж и при­сту­пи­ла вме­сте с быв­ши­ми под ее ду­хов­ным ру­ко­вод­ством де­ва­ми к раз­да­че про­ви­ан­та. Всех оде­ля­ла как мог­ла, но боль­ше все­го за­бо­ти­лась о бед­ня­ках, осо­бен­но по­стра­дав­ших от го­ло­да. Ее «по­слуш­ни­цы», при­хо­дя ра­но утром в пе­кар­ню, не раз недо­счи­ты­ва­лись хле­бов, но встре­чав­ши­е­ся им на ули­цах бед­ня­ки, ко­то­рые, бла­го­слов­ляя свя­тую Женевьеву, нес­ли до­мой еще ды­мя­щий­ся хлеб, слу­жи­ли объ­яс­не­ни­ем этих за­га­доч­ных недо­стач.

Хло­двиг взял Па­риж. К свя­той Женевьеве от­но­сил­ся с еще боль­шим, чем его отец, ува­же­ни­ем и лю­бо­вью, и не мог ни в чем ей от­ка­зать: осуж­ден­ные на смерт­ную казнь в са­мый по­след­ний мо­мент осво­бож­да­лись ко­ро­лем по хо­да­тай­ству свя­той по­кро­ви­тель­ни­цы взя­то­го им го­ро­да, ко­то­ро­му над­ле­жа­ло в ско­ром вре­ме­ни стать сто­ли­цей хри­сти­ан­ской Фран­ции. В это вре­мя боль­шая часть Гал­лии охва­че­на ере­сью Ария. Толь­ко про­вин­ции, за­ня­тые фран­ка­ми, оста­ва­лись еще неза­ра­жен­ны­ми, и галль­ские епи­ско­пы, во гла­ве со свя­тым Ре­ми­ги­ем, епи­ско­пом Реймс­ским, мо­ли­ли, вме­сте со свя­той, Бо­га об об­ра­ще­нии ко­ро­ля фран­ков, языч­ни­ка Хло­дви­га, в хри­сти­ан­ство, на­де­ясь най­ти в нем за­щит­ни­ка и по­бор­ни­ка ис­тин­ной ве­ры. Их серд­ца ис­пол­ни­лись ра­до­стью, ко­гда в 493 го­ду же­нил­ся на до­че­ри бур­гунд­ско­го ко­ро­ля, Кло­тиль­де, ко­то­рая бы­ла не толь­ко пла­мен­ной хри­сти­ан­кой, но един­ствен­ной в сво­ей ари­ан­ской се­мье по­бор­ни­цей Пра­во­сла­вия.

Мо­ло­дая ко­роле­ва Кло­тиль­да, окру­жен­ная при дво­ре Хло­дви­га языч­ни­ка­ми, на­шла под­держ­ку, ру­ко­вод­ство и уте­ше­ние в свя­той Женевьеве. С это­го вре­ме­ни и воз­ник­ла меж­ду ни­ми ду­хов­ная друж­ба, ко­то­рая не мог­ла не ска­зать­ся на судь­бах Фран­ции. Хло­двиг раз­ре­шил Кло­тиль­де кре­стить сво­их сы­но­вей, смерть пер­во­го из них по­ко­ле­ба­ла его ре­ше­ние пе­рей­ти в ве­ру сво­ей же­ны, но по­сле ис­це­ле­ния вто­ро­го сы­на - Хло­до­ме­ра и бле­стя­щей по­бе­ды над ари­а­на­ми, одер­жан­ной по­сле мо­лит­вен­но­го об­ра­ще­ния к Бо­гу Кло­тиль­ды, окон­ча­тель­но утвер­дил­ся в этом ре­ше­нии. На­хо­дясь в по­сто­ян­ном об­ще­нии, свя­той Ре­ми­гий, свя­тая Женевьева и ко­роле­ва Кло­тиль­да бы­ли со­вет­ни­ка­ми ко­ро­ля в де­лах устро­е­ния хри­сти­ан­ско­го го­су­дар­ства и Церк­ви.

Святая Женевьева Парижская умерла 3 ян­ва­ря 512 го­да в возрасте восьмидесяти девяти лет. По­гре­бе­на в древ­ней крип­те, на­хо­див­шей­ся под глав­ным пре­сто­лом хра­ма свя­тых апо­сто­лов.

Почти сразу после смерти Женевьева стала почитаться святой покровительницей Парижа, её мощи были объектом почитания. Во время вражеских нашествий, эпидемий и прочих стихийных бедствий раку с мощами носили по парижским улицам, а в храмах молились святой.

Во время французской революции мощи святой в рамках «борьбы с предрассудками» были сожжены на Гревской площади - традиционном месте казней. Чудом сохранившиеся рака и фаланга руки святой хранятся ныне в парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон.

Память о Женевьеве Парижской

Память о Женевьеве Парижской

Аббатство святой Женевьевы 

В 1928 году статуя святой Женевьевы, вознесённая на 15-метровом пилоне, украсила вновь возведённый мост Турнель в Париже

Имя святой носят холм, улица и площадь в V округе, библиотека, кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (1927), а также церковь в Нантере

Память святой Женевьевы в Католической церкви - 3 января

Святая Женевьевы - была местночтимой святой Православной церкви во Франции, а 9 марта 2017 года определением Священного синода Русской Православной Церкви Преподобная внесена в месяцеслов Русской Православной Церкви

29.12.2019
Связанные статьи

Римская католическая церковь

Общество

Русская Православная Церковь - РПЦ

Религия

День памяти святой Женевьевы

Религия
  • Святая
  • Покровительница Парижа

Дата рождения: 1 марта 0420 года (1604 года назад)
Дата смерти: 3 января 0512 года (1512 года назад)

Римская католическая церковь

Общество

Русская Православная Церковь - РПЦ

Религия

День памяти святой Женевьевы

Религия
Категории Религия
Регионы Франция
ЗАКРЫТЬ X
  • Женевьева Парижская
    Геновефа
    • Святая
    • Покровительница Парижа
  • Дата рождения: 1 марта 0420 года (1604 года назад)
    Дата смерти: 3 января 0512 года (1512 года назад)
  • Категории Религия
    Регионы Франция

rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.