Картина Леонардо да Винчи «Спаситель Мира» или «Сальватор Мунди». На полотне запечатлен Христос в небесно-синем одеянии, правой рукой благословляющий, а левой удерживающий прозрачный шар. Из-за характерных строений черт лица, которые схожи с другой гениальной работой да Винчи «Джокондой», картину окрестили «мужской Моной Лизой».
Размеры полотна 66 x 47 см. Картина выполнена с использованием техники сфумато, которую изобрёл Леонардо. Благодаря ему герои картин эволюционировали от раскрашенных кукол до почти живых людей. Добился он этого, поняв, что в реальном мире нет линий. А значит и на картине их тоже не должно быть. Очертания лиц и рук у Леонардо стали растушеванными, в виде мягких переходов от света к тени.
Изображение Христа соотносится со стихом из Евангелия: «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру». Иисус с каштановыми локонами пристально смотрит на зрителя. В его левой руке покоится хрустальная сфера, а правая поднята в благословляющем жесте. Спаситель буквально держит на ладони благополучие мира и его обитателей. При этом Леонардо однозначно представляет Искупителя не божеством, а человеком - что крайне необычно для того времени - без короны или нимба.
Шар - символ властителя и одновременно эмблема самого мира. Он сделан из горного хрусталя, чистейшей разновидности кварца, на что указывают крошечные крапинки и включения, которые кропотливо воспроизвёл да Винчи. В эпоху Возрождения было широко распространено поверье, что этот минерал обладает огромными магическими силами. Его кристаллы устанавливались в реликвариях времён Средневековья. Таким образом, сам материал и совершенство непрерывной формы наделяют сферу чудесными свойствами.
Её заказчиком обычно называют короля Франции Людовика XII, около 1490 года. Несколько эскизов хранятся в Виндзорском замке. Но точно известно, что «Спаситель Мира» принадлежал королю Карлу I Английскому. Запись о картине содержится в реестре королевской коллекции, составленной через год после казни монарха. В период с 1763-го по 1900 годы картина пропала. За это время её происхождение и авторство Леонардо были полностью забыты.
На заре XIX века работу приобрёл Фрэнсис Кук, посчитав её произведением живописца Бернардино Луини, последователя да Винчи. К этому времени Христу дописали более густую бороду, а его лицо и волосы были настолько перекрашены, что образ изменился практически до неузнаваемости. Впоследствии коллекция Кука рассеялась, и в 1958 году «Спаситель Мира» был продан с молотка всего лишь за 45 фунтов стерлингов.
Далее панель вновь исчезла почти на полвека и появилась только в 2005 году на региональном американском аукционе уже безо всякой атрибуции. Новые владельцы шедевра проявили заботу и внимание, заказав его реставрацию, где было обнаружено, что первые вмешательства в изображение датируются ещё 1600-ми годами. За время существования картины оригинальный чёрный фон был заменён зелёным, а позже - грязно-коричневым.
Картину проверила группа международных экспертов по Леонардо. Панель тщательно и по нескольку раз изучали искусствоведы, кураторы и реставраторы из институтов Флоренции и Милана, национальных галерей в Вашингтоне и Лондоне, из Оксфордского университета, Метрополитен-музея и университета Лестера. Они единодушно пришли к выводу, что перед ними - творение величайшего художника в истории, но разошлись во мнениях по поводу даты создания.
Большинство учёных отнесли картину к концу проживания Леонардо в Милане - поздние 1490-е годы, когда он писал «Тайную вечерю». Другие же посчитали, что «Спаситель Мира» появился несколько позже, уже во Флоренции, куда мастер переехал в 1500 году, а, значит, относится к периоду «Моны Лизы».
В 2011 году «Спаситель Мира» впервые был показан публике на выставке «Леонардо да Винчи. Художник при дворе Милана» в Национальной галерее в Лондоне. Тем самым был признан его статус как одной из всего двух десятков известных нам живописных работ мастера Ренессанса. Открытия подобного уровня не случались с начала XX века, когда вновь была обретена панель Леонардо «Мадонна Бенуа», ныне принадлежащая Государственному Эрмитажу.
В 2013 году «Спаситель Мира» вновь оказался на аукционном подиуме. Тогда его купил за 80 млн долларов швейцарский арт-дилер Ив Бувье и через несколько дней перепродал российскому магнату Дмитрию Рыболовлеву уже за 127,5 миллиона. Рыболовлев снова решил продать картину. В ноябре 2017 года она была продана на аукционе «Кристис» за 450 млн долларов, став самым дорогим произведением искусства в истории.