Собор Парижской Богоматери, Нотр-Дам де Пари - католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы. Кафедральный собор архиепархии Парижа. Расположен в восточной части острова Сите, в четвёртом городском округе, на месте первой христианской церкви Парижа - базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на фундаменте галло-римского храма Юпитера.
Готический собор возводился по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в период 1163-1345 годов. Алтарная часть освящена в 1182 году; западный фасад и башни закончены во второй четверти XIII века. С 1235 года вносились большие изменения: обустроены часовни между контрфорсами нефа; увеличен размер трансепта; добавлены часовни хора и большие аркбутаны деамбулатория. Это один из первых больших готических соборов c шестичастным нервюрным сводом, при этом сохраняющий характеристики этапа перехода от романского стиля Нормандии.
Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали - на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон. Площадь перед собором окружена рекой Сеной, старейшей городской больницей Отель-Дьё и казарменным строением городской префектуры, откуда с треугольного фронтона прямо на собор взирает венценосная фригийская богиня Кибела. На площади находятся французский «нулевой километр», археологическая крипта и бронзовая скульптура Карла Великого.
Роза главного входа была выполнена около 1220 года, под конец царствования Филиппа Августа, и занимает центральное место на западном фасаде. Это круг, фигура беспредельности и бесконечности, заключённая в квадрат - символ сотворённого и материального. Западная роза - одна из трёх соборных роз XIII века и самая старинная из них: её витражи были оформлены около 1230 года и представляют ассоциацию «Психомахии», Зодиака и сезонных сельских работ. Как снаружи, так и изнутри в центр венчика окна-цветка помещена Богоматерь с Младенцем.
Башни главного фасада не совсем одинаковы, северная башня массивнее южной; до начала XV столетия колокола находились только в северной башне. Большой колокол звонит очень редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя. Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий и химер. В Средние века химер на соборе не было.
Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой группой - крылатая фигура-тетраморф, символ евангелиста: лев - символ Марка, телец - Луки, орёл - Иоанна и ангел - Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме святого Фомы, покровителя архитекторов, который обращён лицом к шпилю и рукой касается лба. Внутри собора трансепты, пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест. По центру длинного нефа - последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.
В часовнях, расположенных в правой части собора, - картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая. Паникадило собора (люстра) выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виолле-ле-Дюка взамен переплавленного в 1792 году. В соборе 110 застеклённых витражами окон, через которые льётся дневной свет. Средневековое стекло - массивное и неравномерное, содержит пузырьки воздуха и случайные вкрапления.
Западная роза, старейшая из трёх, выполнена около 1220 года. Нижнюю часть розы скрывает корпус большого орга́на. В центре западной розы - Непорочная Дева с Младенцем в левой руке и жезлом в правой, восседающая на синем фоне с шестью красными звёздочками; младенец Иисус в левой ладони хранит державу и двуперстием правой руки указывает вверх. Северная роза - на тему Ветхого Завета диаметром 12,9 метра заключёна в квадрат поверх ажурного фриза, что вместе даёт огромный витраж высотой 18,5 метров. В центре розы - Богоматерь с Младенцем в круге венчика, окружённого восемью лепестками. Южная роза имеет диаметр 12,9 метра, она включает 85 витражных панно, разделённых на четыре концентрических круга; 12 медальонов считаются подлинными, восемь - современными.
Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический корпус. В течение своей жизни орган неоднократно достраивался и реконструировался. В настоящее время он имеет 110 регистров и около 7400 труб, примерно 900 из которых из инструмента времен Тьерри и Клико. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам-де-Пари.
15 июня 2019 года в соборе Парижской богоматери, днем прошла субботняя церковная служба. Она стала первой после серьезного пожара в одной из главных достопримечательностей Парижа. Доступ на службу был ограничен, в ней приняли участие около 30 человек, из соображений безопасности каждый был в каске белого цвета. В ходе службы был освящен алтарь собора.